Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (1234)
10.10.2014
НОВОСТИ
События
Актуальная тема
Правопорядок
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
Мяч в игре
Спорт
Культура
Одесские истории
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (1234), 10.10.2014

ЕГО ЛА СКАЛА ОБЛАСКАЛА

Петр Остапенко учит оперные партии, заказывает пиццу и скучает по борщу, а делает он это все в Милане. Ведь там находится Академия театра Ла Скала - отличная школа для оперных певцов, в которую попасть не так-то просто, а удержаться еще сложнее. А Петр там стажируется уже второй год. Напомним, что в прошлом году выпускник Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского баритон Петр Остапенко, ранее окончивший отделение теории музыки Одесского училища искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича, прошел строгий отбор и уехал в Милан. А на летних каникулах Петр вновь посетил Одессу.

Родом Петя из Купянска, где и сейчас живут его родители. А в нашем городе живет дядя певца, оперный солист Владислав Горай. Непререкаемыми авторитетами для Петра долгое время были его наставник по Киевской консерватории Анатолий Мокренко, а также знакомый ему только по записям выступлений советский баритон Павел Лисициан. Сейчас он перенимает секреты мастерства у ведущих оперных солистов Европы и мира.


ПИЦЦА ЕСТЬ, ТАК НЕТ БОРЩА...

Как же сложилась жизнь Петра в Милане? В плане быта - вполне благополучно (период акклиматизации сначала сказался на самочувствии, потом все наладилось). Ведь академия оплатила аренду квартиры, где можно самому готовить себе еду. Правда, набор продуктов для украинского борща в продаже отсутствует, и пиццу на ее исторической родине печь было бы нелепо, лучше заказать. На украинском рынке можно разжиться кое-какими отечественными деликатесами, а заодно послушать родную речь. Учеба идет строго на итальянском. Причем Петр понял, что тот итальянский, на котором поют в наших театрах, и тот, на котором реально говорят и поют в Италии, - это два разных итальянских языка! Первое время его сокурсница Аличе истерическим хохотом встречала любые Петины попытки говорить по-итальянски. Педагог русского не знает, в самых сложных случаях помогали с переводом парень из России и девушка из Грузии.

Чтобы состояться на мировой сцене в качестве оперного певца, необходимо владеть в совершенстве как собственно языком Данте, так и классическим итальянским оперным репертуаром, а это далеко не только популярные у нас "Травиата", "Риголетто" и "Мадам Баттерфляй"...

РАСШИРЯЕМ ГОРИЗОНТЫ С "ЭДГАРОМ" И "ДОНОМ СЕБАСТЬЯНОМ"

- В мой белькантовый репертуар вошла прекрасная лирическая ария из оперы Доницетти "Дон Себастьян", у этого композитора потрясающий героический репертуар есть, нам незнакомый, - рассказывает Петр. - Но мы же и вердиевские оперы далеко не все знаем, итальянцам этот репертуар ближе, а в наших театрах значительная доля принадлежит отечественному репертуару. Ла Скала всегда забита публикой; редко есть в продаже билеты, кстати, их цена от 13 до 250 евро (это уже партер либо царская ложа). Самые дешевые билеты продаются в день спектакля, их приблизительно 120, и существует предварительная очередь на запись, выдают номерки. Я сам на "Травиату" с Дианой Дамрау выстоял пять часов, человек 300 было в очереди. Все стояли, надеялись, ведь, кроме дешевых билетов, можно примерно за 40 евро приобрести лучшее место, если на него вдруг сняли бронь. Там существует традиция открытых спектаклей, у нас это называется "сдача", "прогон", "генеральная репетиция", у них - generale. Это делается на зрителя, предполагается, что будут накладки, правда, там принято на такие спектакли продавать билеты стоимостью 8 евро максимум. На академию театр выделяет бесплатные билеты. Я побывал на всех оперных постановках сезона, в том числе на авангардной "Травиате" в постановке Чернякова, которая вызвала негодование значительной части публики, топавшей ногами и кричавшей: "Бу-у-у!" ... Сейчас во избежание нештатных ситуаций и провокаций в Ла Скала не дают русских опер, оставили в репертуаре только балеты Чайковского.

Учебный процесс на наш непохож, говорит певец. Нормальной практикой является разучивание по нескольку партий, пригодится в творческой деятельности. В Европе ведь мало репертуарных театров, на конкретную постановку исполнителей проводится прослушивание, спели четыре-пять-десять человек, выбрали лучшего, подписали контракт.

Даже на уровне академии певцы ощущают необходимость работы над собой, ведь прославленное учебное заведение заинтересовано в том, чтобы выпускники впоследствии добились результатов. В Европе важно, кого ты выпускаешь. В конце первого курса троих, увы, отчислили. Петру осталось успешно завершить учебу на втором курсе. Зато и результат учебы в Европе открывает такие перспективы, о каких, может быть, певец раньше и представления не имел.

"МАРЕ БЕЛЛА ДОННА, ДОННА БЕЛЛА МАРЕ..."

Отвлекаться на любовь молодому человеку, как ни странно, не приходится - Петя установил, что украинские девушки гораздо красивее итальянок. Видимо, все местные красавицы тут же трудоустраиваются в шоу-бизнесе и просто так по улицам не ходят, ведь любая идущая по Милану красивая итальянка оказывается украинкой или россиянкой. Но это и к лучшему, учеба прежде всего! Много соотечественников пришли на президентские выборы, которые проходили в консульстве в Милане, туда явились более 20 тысяч украинцев. Огромнейшая очередь выстроилась...

Студенты часто выступают перед местной публикой. Два концерта за истекший сезон состоялось в Ридотто Артуро Тосканини, это камерный зал в здании Ла Скала, по вместимости - как зал Одесской консерватории. Там проходят концерты камерной музыки. Музей Багатти-Вальсекки, камерная сцена - еще одна площадка, где выступал Петр Остапенко. У академии есть перечень запланированных концертов, но на сцену не выпускают всех студентов - кто-то ездил в Бельгию, пять человек - в Германию на фестиваль в Бад-Киссингене, ряд концертов по Милану. Некоторые студенты ездили по Италии, даже в Корею и Бельгию, Петр выступил в Германии.

Довелось певцу участвовать в двух концертах под фортепиано с известным концертмейстером Винченцо Скалера. Когда Петя узнал, что он с самим Хосе Каррерасом работал и с Ренатой Скотто, и с Андреа Бочелли, начал жутко нервничать, хотя до этого прекрасно общались. Под рояль Петр подготовил для концертного исполнения сцену Лепорелло из моцартовского "Дон Жуана", с оркестром - арию Франка из малоизвестной у нас, но весьма интересной (по драматургии - это вообще почти "Кармен"!) оперы "Эдгар" Пуччини. Занятия в академии строятся в форме мастер-классов. Их дают известнейший итальянский баритон Ренато Брузон, тенор Хуан Диего Флорес, колоратурное сопрано Лучана Серра. А еще в академии преподают Массимо Кавалетти (выпускной спектакль "Севильский цирюльник" с ним ставили), сербский баритон Желько Лучич, но Петя с ними в работе еще не встречался. "Даст Бог, буду петь с Кавалетти "Севильский цирюльник" следующим летом", - надеется певец. Практически перевернула представления Петра об оперном пении еще одна преподавательница, Лучана д'Интино - одна из наиболее востребованных меццо-сопрано современности. Критика называет ее "золотым бельканто Италии". Некоторое время Петр Остапенко пел одну фразу по-старому, вторую - по-новому, но в конце концов стал соответствовать всем требованиям наставницы. Хотелось бы выйти на сцену Ла Скала не в концертной программе, как уже было, а в спектакле, это же просто бесценная была бы строчка в резюме. Загадывать не хочется, надеяться можно... В оперном искусстве нередко важную роль играют случайности. Под руководством Брузона Петя разучил партию Марселя из "Богемы" Джакомо Пуччини - может, с нее начнется восхождение на оперный Олимп?.. В любом случае, в "Богеме" на сцене Одесской оперы Петр мог бы блеснуть по окончании учебы в Милане - было бы здорово!

Виолетта СКЛЯР.

Фото из личного архива певца.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.