Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 21 (1216)
6.06.2014
НОВОСТИ
События
Коллеги
Правопорядок
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Здоровье
Культура
Одесса-220
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 21 (1216), 6.06.2014

СЛЕП ТОТ, КТО НЕ ЖЕЛАЕТ ВИДЕТЬ

"Театр на Чайной" побаловал своих завсегдатаев новой постановкой - псевдооперой "Маленький Донни, победивший мрак" по пьесе американского драматурга Леонарда Герша "Эти свободные бабочки". Фоном для общения героев становится телеэкран, на котором время от времени возникают сцены из оперы Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей и Эвридика". Орфей был легендарным певцом, ищущим свою подругу в мрачном царстве Аида. Дональд же слеп от рождения, но тоже ищет свою любовь... Однажды девушка по имени Линда уже поиграла с ним в такую игру, а затем вышла замуж за "нормального" парня. И вот новая встреча - очаровательная соседка по квартире Джил. Сможет ли она стать его Эвридикой?..


Пьеса в переводе Михаила Мишина заполонила сценические подмостки русскоязычных театров постсоветского пространства, она доступна в интернете для прочтения, но всё же я советую театралам не стараться её прочитать до посещения спектакля. Столько удовольствия испытываешь в маленьком зале "чайников", следя за неожиданными поворотами сюжета! Впрочем, совсем неожиданными они не будут. Режиссер спектакля Александр Онищенко так расставил акценты и подкрепил их актерской энергетикой, что приближение очередного, маленького для всего мира, но огромного для судеб героев катаклизма ощущаешь физически, атмосфера сгущается, словно перед грозой.

Кроме оперного фона, тут имеется и другой в виде декорации - сколоченной из досок конструкции, наполовину это кровать, наполовину диванчик и обеденный стол. Пьеса написана в конце 60-х, в ней часто упоминается движение хиппи, "детей цветов", но, видимо, чтобы не получилось откровенных архаизмов, эта тема лишь намечена пунктиром в виде домашнего костюма героини, состоящего из этнической блузочки и джинсов в цветочек, плюс хвост-шиньон и накладные ресницы. Джил в исполнении Валерии Задумкиной явно не создана для самопожертвования; если такая энергичная егоза полюбит парня, то не ради его физического недостатка!

Если не считать отсутствия зрения (о котором зал и Джил догадываются далеко не сразу), Дональд (Влад Костыка) состоит из сплошных достоинств, полон юношеского обаяния, не зря девушка называет его "сексуальным" (чего тут стесняться, это ведь дар Божий - сексуальность, сексапильность). Он обходителен и мил, самостоятелен вопреки всему, имеет большие планы касательно музыкальной карьеры (у современного Орфея вместо лиры в руках гитара), и вывести его из душевного равновесия дано только матери.

Но о ней ниже. Покамест актрисуля без ангажемента Джил рассказывает новому знакомому о себе самое главное, заключающееся в причине распада ее длившегося всего лишь шесть дней брака: "Как тебе объяснить? По-моему, если кого-то любишь, это вовсе не значит, что обязан до гроба при нем сидеть как на привязи... Джек-то меня любил. Нет, правда, сильно любил. Ну и получалось так, что он из-за меня страдает. А это для меня хуже всего, я от этого сама еще больше страдаю. Нет уж, всё что угодно, только чтоб из-за меня никто не страдал".

И какую же дьявольскую интуицию проявляет матушка Дональда, добропорядочная детская писательница миссис Бейкер (Елена Юзвак), уговаривая Джил не заставлять страдать ее обожаемого Донни... Все силы Аида брошены на то, чтобы разрушить хрупкий любовный союз молодых людей. Мы успеем сначала возненавидеть властную маму (да и преподносит она себя несимпатично - скучный костюм, почти ортопедическая обувь, пуританская прическа и старческие очки; даже непонятно, зачем такая неаппетитная, лишенная кокетства особа шляется по магазинам, в чем сама признается). И этот менторский тон... Фу, вредина!

Но когда-то она сумела стать детской писательницей, сочинив серию сказок для и про своего сына. Дональд пытается отстраненно пересказать их Джил: "Этому Донни двенадцать лет. И родился он слепым, точно так же, как я. Но для малыша Донни это чепуха. Он и машину сам водит, и самолет, и всё такое. Потому как остальные чувства у него настолько развиты, что ему, к примеру, ничего не стоит услыхать за целую милю, что грабители залезли в банк. Или унюхать, что коммунисты состряпали заговор, чтобы свергнуть правительство. Он неустрашимый борец с преступностью и вообще со всяческим злом. Так что в конце каждой книжки его непременно награждают медалью за заслуги - то полиция, то ФБР, то ЦРУ. А он в ответ всегда говорит: "Самый слепой - это тот, кто не хочет видеть!".

Согласитесь, только любящая мать могла придумать для своего сына такую сказку, и постепенно мы поймем ее боль, увидим, как она способна меняться, а в финале мы ее очень полюбим, так как неожиданно выяснится: она и вправду понимает Дона лучше, чем он сам... И несмотря на опасения сделать любимого несчастным, несмотря на очевидный соблазн в лице в меру упитанного мужчины в самом расцвете лет, обладающего необходимыми связями в театральном мире, Ральфа (Олег Шевчук), Эвридика прильнет в финале к своему Орфею - и никакого больше мрака, между этими двумя всё наконец-то прояснится...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.