Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 20 (1460)
6.06.2019
НОВОСТИ
Медиа
Острая тема
Актуальная тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Юбилеи
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 20 (1460), 6.06.2019

МОЯ ПРЕКРАСНАЯ НЕЖИТЬ

Один достаточно известный в городе искусствовед и живописец, пригласив меня для интервью в свою мастерскую, внезапно остановился у какой-то калитки и стал предупреждать об опасности.

Оказывается, эта калитка - портал, через который может пройти только настоящий человек. А ежели я - нежить, то тут же рассыплюсь в прах. Успокоив мастера искусств, я благополучно преодолела опасный рубеж и взяла интервью. Не спросила, правда, верит ли он всерьез в портал-калитку, ну да Бог с ним. Сейчас общество переживает такой средневековый угар, что пусть человек лучше перестрахуется.

Об этом забавном эпизоде пришлось вспомнить на премьере спектакля Театра юного зрителя имени Юрия Олеши "Лiсова пiсня" по пьесе Леси Украинки. "Лiсова пiсня" - не первая постановка ТЮЗа на украинском языке, но, безусловно, лучшая, ибо режиссер Сергей Павлюк предложил интересную концепцию и отменно поработал над речью актеров, она преобразилась, стала яркой и звонкой, а исполнители ролей всяческой лесной нежити научились издавать невероятной пронзительности визг и вопли.


Жанр оправдывает, все-таки это первое украинское произведение в жанре "фэнтези". Для режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств Украины, главного режиссера Херсонского академического музыкально-драматического театра имени Мыколы Кулиша Сергея Павлюка это 93-й спектакль в послужном списке. Как любой человек с жизненным опытом, имеет основания сомневаться, что в нашем родимом лесу, сиречь на грешной земле, есть место для любви. Но есть надежда на воссоединение любящих сердец за роковой чертой, и об этом нам поведает финальная мизансцена: потеряв земные тела и человечью плоть, души влюбленных смыкают объятия, им больше не нужно беспокоиться о посеве и жатве, мнении "свекрухи" и прочих житейских мелочах, мешающих любви. А перед этим Лукаш не заснет под снегопадом, как в пьесе, а принесет себя в жертву намеренно, страшно, набив рубаху соломой и шагнув, словно чучело Масленицы, в очищающий костер, и неважно, что открытый в сцене люк и эффекты освещения его заменяют в театральной реальности, все равно горько и больно... Что ж мы за люди такие, если не можем уберечь любовь в этой жизни? Мавка ведь тоже переходит в мир теней добровольно, лишь бы "Той, що в скалi сидить" (Валентин Сальников) не тронул любимого, пусть и неверного...

Свой сценографический лес режиссер, не прибегая к услугам художника, высадил из колод и пней, под ноги Русалочке бросил озерцо с настоящей водой. Так похожие друг на друга люди и лесные духи-жители под музыку группы "Фолькнеры" экстатически пляшут, отправляют загадочные обряды. Юрий Бусс, хореограф спектакля, поставил любовный танец парубка Лукаша (Игорь Волосовский) и вдовы Килины (Надежда Машукова) с участием третьего - топора. Лукаш демонстрирует свою удаль, вонзая топор в пень, что по сердцу Килине, она все тут готова вырубить да продать. А ведь для Мавки (Иванна Ницак), лесной дриады, каждое дерево, каждая травинка - сородичи...

Большеглазая Иванна Ницак в зеленом уборе от художника по костюмам Людмилы Войновской - поистине "моя прекрасная нежить". Жаль только, что постановщик наряду с другими сокращениями классического текста произвел изъятие важнейшего персонажа: Перелесника. Этот былой возлюбленный Мавки уравновешивает в композиции пьесы фигуру Килины, его отсутствие делает образ главной героини чуточку натянутым и пресным. Великая Леся не случайно ввела его в свою пьесу, не нам, грешным, и удалять. В труппе, где достаточно молодых способных артистов, грех отказаться от Перелесника. К счастью, оставили наиболее близкого к природе крестьянина, дядьку Лева (народный артист Украины Богдан Чуфус), из двух "потерчат" оставили одного, зато какого! Потерча, в миру - Илья Шульга, пугает людей воплями на какой-то ультразвуковой частоте, по-детски легко позволяет злой Русалке (Злата Скальская) собой манипулировать, и едва не заманивает Лукаша в трясину... Сама Русалка буквально сводит с ума своей эротичной манкостью буйного духа (имя ему - "Той, що греблi рве", играет Александр Чорба), и вот тут опять погрустим о Перелеснике, в свое время Мавка летала с ним в огне страсти, пока звуки сопилки Лукаша не пробудили в ней иную, глубокую любовь:

Бач, я тебе за те люблю найбiльше,

чого ти сам в собi не розумiεш,

хоча душа твоя про те спiваε

виразно-щиро голосом сопiлки...

Но мир людей живет по иным законам, матушка Лукаша (Инна Мешкова) не желает в невестки лесную нежить, хоть, по мнению дядьки Лева, из таких, как Мавка, как раз и "бувають люди". С другой стороны, сколько людей теряет человеческий облик, становясь хуже не имеющей души нежити? Новый спектакль лучше смотреть всей семьей, чтобы старшеклассники могли обсудить его со своими родителями. Повредить юным душам он не может, а помочь задуматься о человеческой природе, земном и неосязаемом - очень даже.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660