Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 07 (1301)
26.02.2016
НОВОСТИ
Дела и люди
Правопорядок
Проблемы и решения
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Среда обитания
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 07 (1301), 26.02.2016

НО СНАЧАЛА БЫЛА ЖУРНАЛИСТИКА...

Сегодня самым популярным детским писателем в Украине считается Владимир Рутковский, лауреат Национальной премии Украины имени Т. Г. Шевченко. А начинал Владимир Григорьевич свою творческую деятельность с журналистики, сотрудничая, в том числе, и с предшественницей "Порто-франко" - газетой "Комсомольская искра".


- Можно сказать, что в журналистику меня затащили силой. После окончания политехнического института я работал на Одесском суперфосфатном заводе, а в свободное время сочинял стихи. Заодно по просьбе хороших приятелей-журналистов писал заметки и очерки. В 1968 году мне предложили перейти работать на областное радио. Сначала я отказывался, потому что на заводе чувствовал себя намного комфортнее. Но когда поставили ультиматум: или я перехожу на радио, или моей ноги там больше не будет - пришлось согласиться. Дали готовить молодежный радиожурнал "Горизонт". Штат - одна единица, поэтому пришлось поработать и редактором, и корреспондентом, и кем угодно. Я обратился за помощью к своим ровесникам из "Комсомольской искры". Первыми откликнулись Борис Деревянко и Юлий Мазур, благо, они тогда уже обзавелись семьями, а гонорары в "Искре" были мизерными. Благодаря им я ближе познакомился с коллективом этой газеты. Поразила их сплоченность. Я даже был свидетелем, как ребята на одной из дружеских вечеринок поклялись, что будут поддерживать друг друга до конца жизни... И должен сказать, что слово свое они сдержали.

То же могу сказать о газете "Порто-франко", с сотрудниками которой я постоянно соприкасаюсь. Коллектив тут подобрался талантливый и дружный, и это наводит на ассоциации с "Комсомольской искрой".

В моей журналистской деятельности было немало забавных историй. Взять первый выговор, который я получил за свою инициативу. На одной из журналистских конференций я услышал историю о том, как литовский радиожурналист во время интервью с министром легкой промышленности опозорил его на весь мир, показав, что на нем нет ни одного из предметов одежды производства его отрасли. Ни костюма, ни ботинок, ни брюк с рубашкой. Все заграничное. Из-за этого министр якобы подал заявление на увольнение. И неудивительно, что этот фокус захотелось повторить и мне. Выбор пал на продукцию одесского "Плодовощторга". Вернее, на ее отсутствие. Я замаскировал в рукаве микрофон и под видом обычного покупателя отправился по торговым точкам. Своими вопросами: почему у вас такая плохая картошка, почему нет моркови, капусты, - доводил продавцов чуть ли не до бешенства, и, конечно, несколько раз был послан туда, куда и говорить стыдно. Потом договорился с народным контролем, и мы направились к одному из руководителей предприятия. Я поставил перед ним микрофон и попросил рассказать о достижениях и просчетах его организации. Тот, конечно, начал хвастать, что план по картофелю выполнен на 105 процентов, по капусте - на 104, по моркови на 102 - хоть к ордену представляй. И когда я включил ему записи с ответами его подчиненных - руководитель побледнел и схватился за сердце. А я получил устный выговор за то, что довел ответственного товарища до микроинсульта. Конечно, мне хотели дать письменный выговор, однако ребята из народного контроля подтвердили, что я ни слова не сказал, а руководитель почувствовал себя плохо после матерных слов своих подчиненных.

Параллельно с журналистской работой я занимался литературной. Где-то в 1965 году собрал в одну папку с полсотни стихов и направился в одесское издательство "Маяк". Редактор, известный одесский поэт Владимир Петрович Гетьман, полистал рукопись и отдал обратно со словами: "Подборка слабенькая. Поработайте еще и приходите через год". Я понял эти слова как отказ, поэтому положил рукопись на полку и забыл о словах редактора. Писал в стол. Через год как-то возвращаюсь с вечерней смены, а мне говорят, что приходил какой-то человек, назвался Гетьманом и очень хотел меня видеть. Не успел я моргнуть, как прозвучал звонок, и на пороге появился Владимир Петрович. "Вы что же меня подводите? Ваш сборник уже пора сдавать в набор, а я его еще не видел!" Мы с ним просидели на кухне всю ночь, и на утро сборник был готов.

Казалось, в литературной жизни все складывается для меня хорошо. В 1969 году приняли в Союз писателей СССР. А через месяц - появилось закрытое письмо ЦК КПУ, в котором критиковалась деятельность одесского обкома партии. В нем я фигурировал в роли "идейно незрелого" молодого поэта. В итоге мой сборник "Плоты" был изъят из библиотек, рукопись следующей книги вычеркнута из издательского плана. А последующие 20 лет мои тексты в Украине или получали отрицательный ответ, или редактировались так, что там от меня мало что осталось. Почему так случилось, я узнал гораздо позже.

Оказывается, летом 1968 года в Одессу приехал редактор молодежных программ чехословацкого радио, и мне было поручено сопровождать его. Поскольку, кроме журналистики, он тоже занимался поэзией, мы быстро нашли общий язык. Как-то он пожаловался на своих чехословацких цензоров. Я тоже не остался в долгу. И подарил ему свой поэтический сборник "Плоты", где восстановил строки, вычеркнутые цензурой. А в августе в Чехословакию вошла Советская Армия. Против этого акта выступили 200 советских деятелей культуры, которым этот поступок обошелся очень дорого. Я в то число, конечно, не попал. Но мне "повезло" по-другому. На примере моей книги чехословацкий коллега рассказал, как советская цензура калечит произведения и души советских писателей. Вот так я и стал "незрелым" поэтом. Но время все расставило на свои места. И сегодня мои книги читают, по ним снимают кино. Скоро на экраны выйдет первый детский фильм об украинских супергероях по мотивам моей повести "Сторожевая застава".

Сейчас готовлю к печати сказочную повесть "Гости на метле". А еще вместе с детскими писателями Одессы работаем над сборником лучших произведений "Одеська читанка", которая должна помочь воспитателям детских садов и учителям младших классов области, снабдив их современной качественной детской литературой. Думаю, такая акция станет примером и для детских писателей других регионов Украины.

Подготовила Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.