Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (1263)
22.05.2015
НОВОСТИ
События
Актуальная тема
Правопорядок
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Репортеры надежды
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (1263), 22.05.2015

НОВАЯ МУЗЫКА ИНТРИГУЕТ И УВЛЕКАЕТ

Международный фестиваль современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки" состоялся в Одессе уже в 21-й раз. Ассоциация "Новая музыка" (бессменный организатор мероприятия) пригласила слушателей в Одесскую филармонию. Днем музыканты выступали на сцене Большого зала, а с 21.00 публика и исполнители перемещались в нижнее фойе. Арт-директор фестиваля, известный одесский композитор Кармелла Цепколенко, сделала все возможное, чтобы иностранные участники из более чем 25 государств мира чувствовали себя в эти дни в Одессе, как дома.

Президент фестиваля Бернхард Вульф, как всегда, привез своих студентов-перкуссионистов из Фрайбурга, которые порадовали виртуозными номерами. Впервые приехавший в Одессу из Хорватии дуэт "Аковойс" (сопрано Любовь Юдченко-Кошмерль и баянист Дражан Кошмерль) своим эмоциональным, полным ярких контрастов выступлением (взять хотя бы пьесу Массимо Брайковича "Контраст" для баяна соло), будем надеяться, станет более или менее постоянным участником "2Д2Н".

МЕДАЛИ ДЛЯ КОМПОЗИТОРА

Михаил Швед, заместитель директора Департамента искусств и учебных заведений Министерства культуры Украины, приехал на фестиваль не с пустыми руками, а с медалью от своего ведомства для Кармеллы Цепколенко. Вторая медаль, от Национальной музыкальной академии имени Чайковского, была вручена арт-директору фестиваля проректором этого учебного заведения Лесей Олийнык.


А затем началась 48-часовая программа, которая совершенно, казалось, не вызвала усталости ни у музыкантов, ни у стойких слушателей. В целом можно отметить: продолжается тенденция отхода от формальных поисков и возвращение новой музыке налета академизма в лучшем понимании этого слова. Внешние эффекты - дело важное, но главные задачи сегодня решаются средствами именно музыкальной выразительности. Наблюдается в том числе и возвращение к традиционным концертным жанрам ("Каприс" молодого украинского композитора Виталия Кияницы в исполнении швейцарской скрипачки Габриэллы Бруннер, например). В этом же ряду - "Каприччо" Ганса Вернера Генце и "Блюз в си-бемоле" Фолькера Гайна (программа немецкого виолончелиста Фридриха Гауверки), "Пассакалия" Арво Пярта и "Романс" Гельмута Цапфа для скрипки и фортепиано (исполнил украинский дуэт, состоящий из скрипача Андрея Павлова и пианистки Валерии Шульги). Пример вполне академичной программной пьесы - очень красивые и мелодичные "Лебеди" Натальи Черний, которыми порадовал скрипичный дуэт Анна Савицкая - Якуб Дзялак.

ЛУИ ДЕ ФЮНЕС ВДОХНОВЛЯЕТ

Одним из показательных произведений на фестивале стал блестяще представленный одесскими музыкантами секстет израильского композитора Юрия Поволоцкого "Да, мой дорогой Фюфю!" (Флешмоб в честь месье Луи де Фюнеса) для флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и фортепиано.

Татьяна Кравченко, Виолетта Айвазян, Евгений Еременко, Александр Жегалов, Тарас Комарницкий и Святослав Кузьменко вдохновились этим одночастным сочинением, написанным в 2014 году к юбилею великого французского актера.

- Поскольку к множеству фильмов с его участием сочиняли музыку разные по своей манере композиторы, практически нет стилистически единого музыкального образа, благодаря которому можно было бы безошибочно узнать великого комика, носившего в детстве прозвище Фюфю. Поэтому я посчитал наиболее естественной для своего феерического бурлеска звуковую стихию 60-х годов, по-настоящему звездных в творчестве де Фюнеса, - рассказал о своем замысле композитор.

На экране мелькал обожаемый миллионами французский комик то в костюме жандарма, то в чепце монахини, то в поварском колпаке, а музыканты (кроме пианистки Татьяны Кравченко) исполняли искрометную музыку, так напоминающую саундтреки к ретрофильмам, скрыв глаза под солнцезащитными очками, словно дело происходит под палящими лучами в каком-нибудь Сен-Тропе. Порой казалось, что неугомонный жандарм сейчас окажется среди публики в поисках то ли инопланетян, то ли пропавшей дочери, то ли похищенной злоумышленниками супруги Жозефы...

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО САСПЕНС -
ТЕПЕРЬ И В МУЗЫКЕ

Еще один ход, связанный с кино и ностальгией, был осуществлён композитором Николь Лизе в произведении "Студии Хичкока", которое исполнила одесская пианистка Марина Мохрякова. Марине пришлось исполнить сложную задачу, совместив свою партию с хитро скомпонованным видеорядом - мелькают кадры из "Психо", "Птиц", "Веревки", "Головокружения" и других шедевров старины Хича (в основном это эпизоды, связанные с музицированием), герои в причудливо перемонтированных сценах издают невнятные, загадочные звуки, и все заканчивается, как жизнь глупой молодой авантюристки, попавшей в лапы к маньяку Норману Бэйтсу (киноманы поймут). Обязательно следует повторять в концертах!

Самые драматичные моменты связаны даже не с маниакальным сюжетом "Психо", а с авторской версией 1956 года фильма "Человек, который слишком много знал" - зловещие аккорды концерта в Альберт-холле в ряде повторов, испереживавшаяся героиня Дорис Дэй, которая никак не может допеть за фортепиано свою песенку "Whatever Will Be, Will Be (Que Sera, Sera)", кадры возвращаются, мелодия распадается на отдельные звуки, и это по-настоящему страшно. Вероятно, распад привычных музыкальных структур так же страшил слушателей, воспитанных на музыкальной культуре прошлого. Но мы уже имели случаи заметить, что сейчас происходит, если можно так выразиться, волна "академизации" новой музыки, все возвращается к четким формам, структурированным, осмысленным высказываниям...

"МОЙ СТАРЫЙ КИТАЙСКИЙ ЗОНТИК
ИЗ ТОНКОГО БЕЛОГО ШЕЛКА..."

Необходимой экзотической составляющей "2Д2Н" на этот раз стало выступление китаянки Динг Ли Минь на народном инструменте гуджен (китайский аналог гуслей) - изысканный тембр, напоминающий шуршание старинного шелка, не случайно одно из произведений, созданных современным китайским композитором Чен У Юньдзя для гуджена и электроники, так и называется "Старинный шелк"... Были в репертуаре "гудженистки" и традиционная китайская музыка, и отзвуки украинского театра, проявленные в пьесе Аллы Загайкевич "Друже Лi Бо... Брате Ду Фу", посвященной памяти автора одноименной театральной драмы, украинского поэта, переводчика и драматурга Олега Лишеги. Взаимопроникновение культур всегда возможно на "2Д2Н"!

ПОТАНЦУЕМ?..

Многим запомнится произведение чилийского композитора Бориса Альварадо "Exmesure" (можно перевести как "Запределье"), которое исполняли одесский ансамбль "Senza Sforzando" под управлением Александра Перепелицы и танцовщица Татьяна Пирогова, создавшая очень чувственный и манкий образ современной женщины. Станет ли хореография часто дополнять новую академическую музыку? Поживем - увидим... Во всяком случае, поклонников у элитарного искусства только прибавилось бы! В дальнейшем вопрос о танцовщицах будут решать молодые композиторы-студенты Украины Андрей Малинич, Назар Скрипник, Анна Стоянова, Николай Хшановский, Вера Ибрямова и другие, чьи произведения были исполнены в особом разделе программы. А мировая премьера "Соло-солиссимо № 5", которую почти "под занавес" исполнил шведский гитарист Маттс Шайдеггер, новые сочинения одесситок Алены Томленовой ("Ночные мысли" для кларнета и фортепиано), Юлии Гомельской (Phonium-Folk для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано) и Людмилы Самодаевой ("О, Киев" для фортепиано соло и видео) убедили, что и корифеям жанра по-прежнему есть чем удивить. Какими будут 22-е "Ночи", гадать не стоит. В любом случае на них мы ощутим дыхание и пульс времени.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
Маттс Шайдеггер.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.