Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 13 (1258)
10.04.2015
НОВОСТИ
События
Память
Правопорядок
Острая тема
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Детская страничка
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 13 (1258), 10.04.2015

ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ ИЗ МЕНЮ?..

Сюжет для небольшого рассказа: пожилой господин читает меню дорогих ресторанов, куда откушать пойти не может, и вспоминает пролетевшую без особого толку жизнь... Пьесы одесского драматурга Александра Марданя ставить, что называется, "в лоб", занятие неблагодарное. Нужен какой-то яркий режиссерский ход, чтобы приподнять бытовой материал повседневных житейских коллизий, приземленных диалогов до какого-то обобщения, полета над суетой, в которой все мы существуем здесь и сейчас. Закономерен интерес театральных деятелей к не пьесе даже, а к рассказу Марданя "Меню" (он продолжает чеховскую традицию повествования о жизни "маленького человека"), уже сделано несколько инсценировок, и одесская, впервые сделанная три года назад, сейчас продолжила свое славное существование в приюте муз - Доме Перуцкого (Канатная, 71). В камерном зале эта история принимается публикой очень близко к сердцу...


Режиссер Сергей Куркаев вместе с художником Сергеем Дейнекой-Моренцовым и балетмейстером Олегом Гусаренко создали особый мир. На заднике - уютная улочка Марселя, которым грезит герой, на ширме с прорезями - надпись "Меню" - время от времени она становится экраном, за которым пляшут тени, выглядывая в эти самые прорези. Монолог героя, вспоминающего советское прошлое с гастрономической стороны, разделили на двоих персонажей, не убавив и не прибавив авторского текста. Заслуженный артист Украины Игорь Геращенко сыграет Константина Сергеевича, роль Карины Шрагиной обозначена в программке как "Душа". Он - звезда украинского театра, блестящий актер "школы представления", она - завлит театра кукол, и при этом востребованная на камерных сценах актриса, яркая, пластичная, эмоциональная.

Разделили текст, можно сказать, тактично. Оригинал, например, таков: "То, что Константин Сергеевич хотел, купить за эти деньги было нельзя. Впрочем, это вообще нельзя было купить за деньги. За любые. Например, Константин Сергеевич хотел, чтобы весна в этом году была теплой, а она была холодной. А поскольку лечиться, как и спешить, Константин Сергеевич не любил, то, выходя на улицу, обязательно обматывал шею черным шерстяным шарфом, а под пиджак надевал тонкий кашемировый пуловер, согревающий его организм почти двадцать лет. Сверху - плащ на подстежке, с высоким воротником, который можно поднять при сильном ветре. В кармане плаща лежала вязаная шапочка на случай дождя. Конечно, если приходилось выходить в дождь, Константин Сергеевич брал зонт, хотя зонты не любил. Маленькие - за то, что плохо прячут от дождя, быстро ломаются и еще быстрее теряются. Большие не любил за то, что большие...". Так вот, со сцены герой говорит от первого лица, а Душа его (она порой придирчива, ни дать ни взять жена либо строгая мама) дополняет: "Лечиться Константин Сергеевич не любил...". Да еще и взглянет эдак... Осуждающе. Ну как могут смотреть только мамы и жены. А у того взгляд совсем другой, словно извиняющийся, так смотрят те, кто не защищен любовью ни мамы, ни жены. Ядовитым сарказмом-то не защитишь никого и ни от чего...

Карина Шрагина в спектакле блеснула своим пластическим мастерством, даже спародировала слегка Лайзу Минелли в незабвенном "Кабаре" и дала обобщенный образ исполнительницы эротических танцев (ну до стриптиза, конечно, дело не дошло - герой Игоря Геращенко обнаружил нехватку денег, притом хроническую, ведь деньги "уклонялись от общения с ним", а даром, как известно, за амбаром). Даже приваттанец заказать Константин Сергеевич не удосужился, не сподобился. Не по карману ему такой десерт, не подходит такое меню.

Выдумка сценографа балансирует между земным и небесным. Когда Константин Сергеевич вспоминает в связи с рапанами в сметане свое недолгое крымское счастье с возлюбленной (он к тому времени был уже женат, растил сына и на перемену участи решиться не смог), ширмочка-меню превращается в палатку, где возятся и хохочут двое, герой и его Душа-любимая. А в финале Душа в мертвенно-белой маске бежит-летит навстречу зрителю, а за ней хлопают ангельскими крыльями створки все того же меню.

Не будем подробно рассказывать читателю, отчего оборвалась жизнь героя (воспринятая Константином Сергеевичем как ресторан с заманчивым, но по разным причинам не устраивающим его меню), а то ему неинтересно будет становиться зрителем. Важно другое. Маленькие люди живут и умирают не только в чеховских рассказах, но и в наши дни, на нашей памяти, не попробовав всего, что так манило в разнообразных меню, не ощутив вкуса жизни до конца и утешаясь только тем, что не вершили зла и не заедали чужой жизни - впрочем, этого не так уж и мало.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.