Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 45 (1290), 27.11.2015
ПОЮЩИЙ ПРИЗРАК, "САКС В ОГНЕ" И СВОБОДНОЕ ТАНГО
Оставив незабываемые музыкальные впечатления, завершился II Международный конкурс "Золотой саксофон Одессы", участниками которого стали 36 молодых музыкантов из 10 стран. Конкурс призван поддержать интерес к академическому репертуару для саксофона, популярного медного духового инструмента, по своему строю повторяющему кларнет, но отмеченному теплым, обаятельным тембром, который сделал его востребованным и в джазе. Но джазовый репертуар оставлен для мероприятий другого формата, а на этот раз в Одессе звучала иная музыка, использовавшая все возможности Его Величества Саксофона. Душой конкурса стала известная одесская саксофонистка Анна Степанова, чьи личные творческие связи обеспечили высокий уровень состязания, которое завершилось концертом лауреатов в Большом зале Одесской филармонии.
- Ваш фестиваль для меня очень важен, - произнес со сцены Почетный Посол Королевства Бельгия в Украине Люк Якобс. - Создатель саксофона Адольф Сакс является бельгийцем, и я испытываю сегодня законную гордость...
На сцене сменяли друг друга победители и члены жюри II Международного конкурса. Выдающиеся саксофонисты Ли Шень (Таиланд), Ален Крепен (Бельгия) и Ларс Млекуш (Австрия) исполняли произведения и соло, и в сопровождении камерного оркестра Одесской филармонии. Причем Ален Крепен умудрялся одновременно и солировать, и дирижировать. Выучка у него армейская, ведь месье Крепен - профессор саксофона Королевской Консерватории Брюсселя, главный дирижер Симфонического оркестра Воздушных Сил, главный арт-директор всех Оркестров Вооруженных Сил Бельгии, Член правления Ассоциации Адольфа Сакса. Его авторству принадлежит произведение "Сакс в огне", прозвучавшее в Одессе, и оно действительно настолько темпераментно, что со сцены пахнуло жаром...
Ларс Млекуш удивлял суховатыми скрежещущими пассажами, исполняя "Секвенцию 7" Лучано Берио, способную вписаться и в программу фестиваля "Два дня и две ночи с новой музыкой"... А Ли Шень предложил вниманию одесской публики экзотичную пьесу китайского композитора Ли Лянг "Памяти Сяо Сян". Как рассказал маэстро, в основу сюжета этой пьесы легла реальная история, произошедшая во время революции в Хунане - некая женщина, мужа которой убил офицер, довела убийцу до сумасшествия тем, что каждую ночь приходила петь и плакать во двор его дома, "словно призрак"... Саксофон изображал стоны и причитания несчастной так реалистично, что слушатели перешептывались: "Странно, как офицер не прикончил и саму женщину, а терпел этот ужас каждую ночь!".
Также в концерте приняли участие победители конкурса в младшей группе Мартон Бубрег (Австрия) и Кента Игараши (Япония), которые разделили 1-ю премию "SAXOPHONISSIMO" (до 13 лет). Удостоенный спецприза "Надежда Одессы" "столярик" Феодосий Медведенко исполнил обязательное для всех конкурсантов произведение Алена Крепена "Игры панды" ("панда" получилась очень игривой и симпатичной). Солировала также победительница в средней группе "MIDDLEGROUP" (14-17 лет) Юлия Житнухина (Украина). Оба победителя в старшей группе "SENIORGROUP" (18-25 лет) - Илья Васячкин (Украина) и Валентин Ковалев (Россия) сорвали горячие аплодисменты зала. Илья Васячкин в дуэте с Анной Степановой "зажег" такое "Либертанго" Астора Пьяццоллы, что первые ряды порывались танцевать, поддавшись свободе и красоте танцевальной пьесы... Восьмилетняя москвичка Настя Рассказова вместе с украинцами Владиславом Приймаком и Даниилом Ушаковым были удостоены специального приза "Золотой дебют". Обладательницей Гран-при конкурса, фирменного саксофона, стала 24-летняя Неле Тибо (Бельгия), поразившая жюри европейской культурой звукоизвлечения и интерпретации.
Стоимость саксофона - 5000 евро. Деньги на покупку инструмента оргкомитету конкурса предоставили меценаты: половину суммы - знаменитая французская компания-производитель духовых инструментов "Selmer Paris", основанная в Париже в 1885 году Анри Сельмером; другую половину - гражданин Китая Ду Ханфон, аспирант музыкального факультета Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского.
- Продолжение идеи конкурса в том, что отныне учрежден филармонический абонемент № 8 "Сакс-революция", - резюмировал один из учредителей состязания музыкантов, режиссер Одесской филармонии Александр Степанов. - А через год ждем участников Третьего конкурса!