Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 40 (1334)
21.10.2016
НОВОСТИ
Острая тема
Правопорядок
Детектив
Проблемы и решения
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
История
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 40 (1334), 21.10.2016

СИЛУЭТ НА СЕЛЕДОЧНИЦЕ
И ЛОЖКА ПО НАСЛЕДСТВУ

Очарование старинного быта и бытия вдохновляет одесского художника Александра Лисовского на создание оригинальных объектов. Для одесских ценителей современного искусства все это воспринимается как нечто цельное и актуальное, несмотря на обилие антикварных предметов, которые использует автор.

Работы Лисовского были представлены на персональных и групповых выставках в Дании, Швеции, Германии, России, США, находятся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Пинчук Арт Центре, галерее "КАРАСЬ" в Киеве. А одесситы знают их по множеству выставок и громких проектов девяностых годов, кто-то видел их в мастерской художника, а порой они из частных собраний на время перекочевывают в галереи современного искусства.


Силуэтный портрет в духе 18-го века на обыкновенной селедочнице соседствует с размашисто написанными акварелью и гуашью цветочными натюрмортами в пастельных тонах, объект-бутылка - с инсталляцией из семейных фотографий и столовой ложки, передающейся у Лисовских из поколения в поколение. Среди близких по времени авторов, повлиявших на мировоззрение художника, называют Валентина Хруща, среди одесских живописцев и графиков прошлого - Петра Коновского, Петра Нилуса, Тита Дворникова, Владимира Крихацкого.

- Смотрю ли сегодня на свои работы по-новому - сложно сказать, - улыбается автор. - Многие вообще не воспринимаю уже, но помню, что они были хороши, мне нравились. Это все - мир моих увлечений, разные периоды, этапы моей жизни.

Александр Лисовский родился в 1959 году в Одессе, окончил художественное училище в двадцатилетнем возрасте. Искусствоведы усматривают в его творчестве органическое соединение линий южнорусского колористического пейзажа, графические поиски в духе западноевропейского модернизма и причудливые объекты - "коробочки". Мерцающие подсветкой "коробочки" заключают в себе коллажи, старинные открытки, осколочки антиквариата. В ассамбляжах автора старая фотография может быть дополнена кусочком тюля, бумажным декором, а может и стать частью более крупного изображения, дописанного уже за пределами фото, но в его стилистике. Высказывание Лисовского в любом случае глубоко и трепетно; его размышления о красоте образов ушедшей эпохи не устаревают. Эти произведения сегодня не менее актуальны, чем в девяностых, в момент создания. И все же их принадлежность к современному искусству несомненна.

Что же дальше? Да может быть все, что угодно. Однако современные предметы быта Лисовского уж точно не вдохновят - в них, знаете ли, больше не заключен целый мир, они удручающе функциональны, после использования, как говорится, и выбросить не жалко. И уж точно популярную ныне пластиковую одноразовую посуду не будут применять в том или ином качестве в своих произведениях мастера искусства будущего. Хотя сейчас, например, молодой одесской художнице Альбине Ялозе удается делать поэтичные, изысканные линориты, гравюры по линолеуму, с изображениями десятков смятых пластиковых стаканчиков, но это немножко не то, в этом есть нечто трагическое, щемящее... А Лисовский предпочитает старинные вещи, ведь именно такие окружали его с детства.

- Моя мама работала с дочкой художницы Рылло, - вспоминает художник. - И в самом раннем детстве меня всегда приводили в эту квартиру, на Подбельского она жила. Потом в моем дворе жил коллекционер Иваницкий - я тоже бывал в этом доме. Моя бабушка водила меня в музеи. Я, может, не сильно разбирался, но сама атмосфера музея, дух этих вещей на меня повлияли в детстве. В четыре года у меня проснулись художественные наклонности. В детском саду, я помню, нарисовал дерево под снегом и две ветки - параллельные. А параллельные - это уже какой-то орнамент. Со снегом. И тогда, я помню, этот импульс я почувствовал, какой-то ритмический импульс. Потом много было у нас знакомых старушек - старинные вещи, какие-то японские ширмы, безделушки. Это тоже на меня повлияло сильно, атмосфера этих изделий. Учитель очень многое мне дал - Михаил Михайлович Ушканов из детской художественной школы. Он, можно сказать, основы заложил академической техники. И потом - жизнь. Известно кто: Хрущ повлиял. И вообще, вся история искусства влияет. Это наши учителя. Люблю сидеть в интернете и смотреть, например, картины из Эрмитажа...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.