Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (1383)
20.10.2017
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Острая тема
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (1383), 20.10.2017

СИТЦЕВЫЙ РАЙ
ДЛЯ "ЦЫГАНСКОГО БАРОНА"

Театр музыкальной комедии показал премьеру классической оперетты Иоганна Штрауса "Цыганский барон".

Вторая по популярности после "Летучей мыши", эта оперетта не менее сложна в музыкальном плане и требует к себе должного внимания. Не случайно последняя постановка "Летучей мыши" на этой сцене проводилась с приглашенными солистами из оперного театра, а сейчас и опера планирует поставить у себя эту оперетту. На этот раз обошлись без "варягов" - есть кому петь все партии!


"Фольклоризацию" сюжета осуществил автор сценической редакции, режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский, сократив ряд номеров и добавив колоритный чардаш и цыганские танцы из других штраусовских произведений. А дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Перевозников, долгое время мечтавший о "Цыганском бароне", облегченно вздыхает: в театре есть мощные голоса, которые просто необходимы для этого сложного произведения.

Сельская идиллия, этакий ситцевый рай на сцене, возник благодаря стараниям художника-постановщика, лауреата театральной премии "Золотая маска" Степана Зограбяна. Тут и свинки расписные, и лебеди на колесиках, и древо жизни с аистом на самой высокой ветке. Цыганский мир - пестрая кибитка, факелы, веера из карт и, конечно же, живописные костюмы с монистами и платками (художник по костюмам - лауреат "Золотой маски" Ольга Резниченко). Сельские жители одеты в расшитые рубахи. У женщин многослойные юбки, передники с кружевами, корсеты и короны с цветами, вот в такой наряд переоденется цыганка Саффи в финале, чтобы стать достойной парой своему барону Баринкаю. И ее музыкальная характеристика станет мягче, цивилизованнее - венгры тоже темпераментны, но цыганская вольница останется в девичьем прошлом. "Цыганская баронесса" получится прехорошенькая! Мезальянс отменяется, женятся достойные друг друга люди.

Как говорил Франц Легар о музыке Штрауса: "Волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать". Кстати о танцах - постаралась внести взволнованность и эмоциональность в массовых сценах (даже хор у нас - танцующий!) балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Украины Алла Рубина.

В спектакле работают два полных состава исполнителей. Партию Шандора Баринкая исполняют Виктор Мельник и Сергей Федоренко, комиссара Людовико Карнеро - Владимир Кондратьев и Сергей Лукашенко, торговца свиньями Коломана Зупана - Николай Завгородний и Сергей Мильков, слуги Баринкая Стефана - Александр Владыченко и Андрей Мирошниченко, графа Омоная - Станислав Ковалевский и Ярослав Донцов, батрака Оттокара - Александр Олтянов и Александр Кургускин. Также в спектакле заняты Аурика Ахметова (Мирабелла), Наталья Завгородняя (Чипра), Наталья Ткачук (Арсена) и другие.

Каждый состав, каждый исполнитель - очень индивидуальны.


Шандор Баринкай в исполнении Сергея Федоренко - море обаяния, мощный, красивейший тенор и молодой задор. Под стать ему обольстительная Саффи (Лилия Духновская), в чьей партии много сложных колоратур.

Зупан оказывает знаки внимания молодой цыганочке, пятнадцать лет находится в тесных отношениях с домоуправительницей Мирабеллой, но в глазах общества хочет выглядеть святым, к нему не подходи! Николай Завгородний в такой хорошей форме, что для имитации полноты ("Я собой хорош, пополнел - ну что ж") пришлось применить театральную "толщинку", да и та выпадает периодически на сцену из-за бурных танцев. Наверное, стоит подумать о застежке-липучке, которая прикрепит "пузико" к рубахе.

Гротескная роль комиссара по защите нравственности Людовико Карнеро блестяще сыграна Владимиром Кондратьевым - набеленное лицо, пышный парик, подагрическая походочка и механические жесты, с которыми этот "человек в футляре" стремится к браку с молоденькой и шустрой Арсеной (Наталья Ткачук в этой роли не раз срывала аплодисменты блестящими колоратурами)... А той куда больше подходит наивный, но чистосердечный и смелый парень Оттокар (Александр Олтянов). Влюбленные бредят своими чувствами; катаясь на фанерных лебедях, соединяют клювики птиц в поцелуе, между изогнутыми шеями лебедя и лебедушки образуется символичное сердечко. Зупан, правда, злится и растаскивает птиц, разрушая символ любви. Но недолго ему торжествовать!

Череда недоразумений приводит к тому, что Зупан, как честный человек (правда, под угрозой смерти, ведь оскорблять цыганку не позволено никому) едва ли не женится на старой цыганке Чипре (Николай и Наталья Завгородние и так счастливо женаты много лет, поэтому публика с особым юмором воспринимает "попытки сопротивления" свинозаводчика). "В дни юности меня называли прелестной Чипрой, а сейчас - старой колдуньей!" - смеется цыганка и умудряется петь-хохотать, не вынимая длинный чубук трубки из зубов.

А Саффи с Баринкаем, Арсена с Оттокаром найдут свое счастье на родной земле.

Поженятся ли Стефан с Мирабеллой? Возможно, им просто пока не до этого, так обуяла взаимная страсть с первой минуты знакомства. Одна не знает, что поправлять раньше: пышный чепец, разукрашенный цветами, или вздымающуюся аппетитную грудь (этакая австро-венгерская Солоха, вспомним яркую работу солистки в мюзикле "Ночь перед Рождеством"), другой от избытка чувств и молодой энергии крутит сальто, ходит колесом. Мирабелла направит этот поток энергии в нужное русло! Слишком долго ее эксплуатировал, в том числе и сексуально, лицемерный вдовец Зупан, пора упасть в объятия настоящего молодца! Владыченко и Ахметова изображают на сцене такое внезапное и мощное взаимное притяжение мужчины и женщины, что брачные обеты других героев уходят на второй план!


Да и большой вопрос: кто здесь главный? Каждый исполнитель относится к своей работе, как если бы то была главная роль, и судьбы простых людей важны не менее аристократических матримониальных интриг. Другой (не второй, а именно другой) состав даст зрителю совершенно иной спектакль, личность артиста диктует многое, карта всякий раз ляжет по-иному, остроумной оказалась придумка сделать программку в виде колоды карт, где все валеты, дамы и короли - артисты в гриме и без него. Тасовать такую полную козырей колоду можно бесконечно! Так что на "Цыганского барона", судя по всему, зрители будут ходить долго и с удовольствием.

Виолетта СКЛЯР.

Н фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:

- в роли Чипры - Наталья Завгородняя;

- Баринкай и Саффи (Сергей Федоренко и Лилия Духновская);

- Николай Завгородний в роли Зупана (слева) и Владимир Кондратьев в роли Карнеро.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.