Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 21 (1315)
10.06.2016
НОВОСТИ
Проблемы
Правопорядок
Детектив
Актуальная тема
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Пережитое
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 21 (1315), 10.06.2016

ГРОБ-КОРЫТО, ТРОЙКА ХОЛСТОМЕРОВ
И СЕНО НА СЦЕНЕ

Никогда, к сожалению, в Одессе не гастролировал Георгий Товстоногов со своими спектаклями, но совсем недавно наша публика смогла увидеть этапную работу его творческого наследника и в какой-то мере последователя.

На сцене Театра музкомедии Тбилисский русский драмтеатр имени А. С. Грибоедова показал свой нашумевший спектакль "Холстомер. История лошади". Гости из Тбилиси встретили самый теплый прием, зрители в финале аплодировали стоя, многие прослезились, увидев в трагичной судьбе мерина Холстомера и свою, человеческую долю - не успеешь родиться, ставят тебя в стойло, распоряжаются твоей свободой и норовят загнать до полусмерти, издевательски просыпать сено наземь, вместо того, чтобы покормить...


"Очень грустная история, необычайно грустная. Спектакль потрясающий. Я не помню постановки, чтобы она настолько эмоционально воздействовала на меня, чтобы так был задет нерв. Здесь и сама история, и постановка, и хореография, которая просто необычайно органично сопутствовала повествованию и давала ощущение присутствия лошадей на сцене. По возбуждению чувств, по остроте накала такого спектакля не помню. Браво", - написала одна из первых зрительниц на театральном форуме. Такая народная критика дорогого стоит!

В 2013 году коллектив получил премию "Звезда Театрала" в номинации "Лучший русский театр за рубежом". Художественное руководство театром осуществляет Автандил Варсимашвили, лауреат Государственной премии Грузии, премии имени Котэ Марджанишвили, кавалер Ордена Дружбы (Россия), Ордена Чести (Грузия). Он и является постановщиком "Холстомера".

- История театра помнит гениальный спектакль Георгия Александровича Товстоногова "История лошади". Естественно, когда мы приступили к работе, перед моими глазами все время был этот спектакль. Сложность заключалась в том, чтобы не повториться ни в одной сцене. Но в то же время был все время посыл к памяти Георгия Александровича, которого я очень хорошо знал, - говорит А. Варсимашвили.

Он возглавил коллектив в 47-летнем возрасте, приняв театр в состоянии упадка - пришлось искать актеров, которые смогли бы чисто, без акцента говорить по-русски, заинтересовывать публику русским репертуаром. Теперь это один из наиболее посещаемых театров в Тбилиси. Также Варсимашвили руководит Свободным театром на проспекте Руставели, где играют на грузинском языке, там камерный зал на 140 мест, а само здание построено в форме корабля.

А. Варсимашвили сделал собственную инсценировку повести Льва Толстого, деликатно отнесся к тексту классика, усыпал сцену сеном и превратил действо в подобие сеанса иппотерапии. Молодой энергией веяло от артистов, перевоплотившихся в красавиц-кобылок с прическами-хвостами и роскошных жеребцов. "Каждый из нас по-своему лошадь", - воскликнул некогда Владимир Маяковский, но не стоит забывать, что был "уже написан "Холстомер"...

Главный герой един в трех лицах (мотивы святой троицы, птицы-тройки, креста ощутимы и в мизансценах, и в декорациях, коновязь - как крест, к которому привязывают на всю жизнь благородное, созданное для бега-полета животное). Три артиста воплощают три возраста героя, в финале они будут рядом, словно встретившиеся в воспоминаниях умирающего коня. Медлительного, но еще способного показать прежний широкий шаг, которым хорошо бы холсты мерять, старого мерина играет Валерий Харютченко. В роли тонконогого, просто балетной красоты жеребенка - Лаша Гургенидзе.

"Многие из тех людей, которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на мне совершенно другие... Человек говорит: "дом мой", и никогда не живет в нем, а только заботится о постройке и поддержании дома... Есть люди, которые землю называют своею, а никогда не видали этой земли и никогда по ней не проходили. Есть люди, которые других людей называют своими, а никогда не видали этих людей; и все отношение их к этим людям состоит в том, что они делают им зло. Есть люди, которые женщин называют своими женщинами или женами, а женщины эти живут с другими мужчинами...", - размышляет на досуге умудренный старостью мерин, словно с усилием, побеждая слабость измученного организма, выталкивающий из себя фразы.

Счастливые и роковые дни Холстомера воплотил Иванэ Курасбедиани - казалось бы, горести позади, появился обожаемый хозяин, полюбивший мерина за его оригинальный пегий окрас, делавший его изгоем. Каждый из трех Холстомеров отмечен белым пятном вокруг левого глаза. "Холостить его будем!" - решают пекущиеся о чистоте породы люди и нападают на проявившего молодую страсть к кобылке Вязопурихе Холстомера. Окружая мятущуюся фигуру героя, берут в руки цинковые корыта, в перевернутом виде напоминающие крышки гроба. Собственно, жизнь, образно говоря, от корыта и до гроба протекает; едва родившись, Холстомер ковыляет к корыту, возле которого время от времени кучкуется фыркающий и всхрапывающий табун. Став мерином, он воспринял это жуткое событие как конец жизни, но судьба уготовила ему и новый взлет, и новое падение. Иванэ Курасбедиани сложнее других исполнителей, он играет и вспыхнувшую надежду на счастливую перемену участи, словно становясь снова веселым жеребенком, и горестное угасание недавно еще здорового коня, разрушительную болезнь, растерянность перед нежданными ударами судьбы.

Поворотный круг сцены приносит в рассказанную обитателям конюшни историю других героев - гусара Серпуховского, его неверную любовницу Матье, ради которой он впоследствии загонит Холстомера, пестро разодетых и вроде бы неплохих, но не замечающих своей жестокости и бесцеремонности ни по отношению к себе подобным, ни по отношению к животным людям. Порой действие напоминает балет, порой все уходит в область драмы, но с таким от Брехта и Стуруа легким отстранением, проявляющим карнавальную карикатурность персонажей и ситуаций... Людям полезно бывает иногда отстраниться и посмотреть на себя со стороны, свежим взглядом, да хоть бы и лошадиным. Загнанных лошадей порой не пристреливают, а прирезывают, как случилось с Холстомером, ни разу за всю свою лошадиную жизнь не пожелавшему никому зла, лишенного любви всего лишь за красивое белое пятно вокруг глаза. Господа, вы звери, - намекает Толстой.

Напомним, что театр имени А. Грибоедова основан в Тбилиси 20 сентября 1845 года царским наместником графом Михаилом Воронцовым, для Одессы, мягко говоря, знаковым правителем. И это еще одна причина желать новых встреч с талантливым коллективом, а если какой-нибудь одесский театр осмелится пригласить на постановку самого Автандила Варсимашвили, зрительской радости вообще конца не будет.

Мария ГУДЫМА.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.