+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 20 (1364), 9.06.2017 КАК ПИСАТЬ СТИХИКонструктор стихосложения от Инны Ищук Почему люди пишут стихи. Откуда рождаются строчки, которые потом хотят слышать снова и снова. Как создать произведение, которое будет "настоящим", оценено и войдет в сокровищницу литературы. На эти вопросы в свое время я получила ответы в Литературном институте имени Горького, посещая семинары маститых поэтов. Я училась у Романа Сефа, Бориса Анашенкова, Юрия Кузнецова, посещала семинары Кострова и Николаевой. Семинары проходили очень остро и болезненно для начинающих писателей. Автор читал стихотворение, которое, как водится, считал своим шедевром. Но все оказывалось не так. Стихи разбирали по строчкам, словам, даже буквам, по звучанию, ритму и рифме. Мы проходили учебник стихосложения Жирмунского, где очень подробно описаны способы сочинительства. Но это была теория. Приложить ее на практике, казалось бы, все понятно. Но вот тут и возникали нюансы.
Поэтому, составляя свой конструктор стихосложения, учтите, что первая и самая важная деталь в этой конструкции - это образ. Мы должны сделать что-то неповторимое, создать то, чего еще не было в этом мире. Посмотреть на небо, море, скалы не так, как смотрели до нас. Найти в каплях дождя свою музыку и высечь радугу брызг строк, которые взволнуют каждого. А для этого нужно научится наблюдать. Причем не так, как нам навязывают. А видеть то, что мы можем разглядеть сами. Это не волна, а хвост русалки, которая собирает жемчуг на дне моря. Это не месяц на небе, а скибка апельсина. Это не река, а синяя лента. Фантазировать можно до бесконечности, соединяя эти образы в строки и рисуя свою индивидуальную картину. Но описывание того, что вы видите, это еще не стихи. Для чего вы пишите? Вам нравится рифмовать? В нашем конструкторе по 50 рифм на каждое слово, если не больше. С тем же успехом можно заняться математикой с логарифмами и интегралами. Или же вы хотите сказать миру то, что вы чувствуете, что вас беспокоит? Вот это вторая важная деталь нашего конструктора. В любом стихотворении должны быть смысл, идея - то, что вы несете в этот мир. Без идеи, смысла - это выстрел из пушки по воробьям. Как же ее найти, эту идею? Благодаря наблюдению, сложению явлений и нахождению связей между ними рождаются новые смыслы. Желтый падающий листок - календарь, который отрывает день за днем от нашей жизни. Девочка, которая удивляется, откуда мама знает о ее проделках. А все объясняется просто - об этом написано на ладошках, что маминой помадой губы красила с утра. И без спросу взяла 10 маленьких конфет. А вот лысый одуванчик, который горюет о своей улетевшей шевелюре. И щедрый клен предлагает поделиться пухом на новый берет. В мире столько несоответствий, которые, приравняв, мы получим забавное стихотворение. Читайте Хармса и Заболоцкого, Маршака и Чуковского. А когда мы найдем идею, нам нужно будет ее воплотить в ткань стихотворения. Шить мы будем разноцветными нитками. И слова подбирать самые точные по смыслу. В конструкторе вы обязательно найдете точную рифму, только не берите две из одной глагольной части речи. Глаголы и прилагательные рифмуйте только в крайнем случае. Существительные - всегда. Избегайте шипящих причастий. Колорит придает рифма разных частей речи: Вокзал - Сказал, Марка - Ярко. Важная деталь в конструкторе - благозвучие стиха. Много согласных, идущих друг за другом, сложно выговорить. Читайте, что вы написали, пусть оно льется свободно и легко. В литинституте я получила еще один урок - особенно внимательно следить за сочетанием слов. В стихотворении "В электричке я без дела ни минуты не сидела" Роман Сэф попросил меня заменить первую строку. Потому что то, что произносится, читать детям нельзя. Вот такой великий богатый русский язык. А еще важно стихотворение выписать ритмически. В каждой рифмующейся строке должно быть одинаковое количество слогов и одинаково падать ударение. У любого стихотворения есть свой размер: ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль в зависимости от ударения на первый, второй или третий слог. Ну и самая главная часть в конструкторе - это последняя строчка. Она должна быть заключительным аккордом произведения. И оставить самое сильное впечатление. Заставить задуматься или засмеяться, заплакать или удивиться. Это ключевая деталь, которая и сделает ваше стихотворение шедевром. Написав стихотворение, отложите его. Потому что сейчас вы не можете его оценить критически. Потом, свежим взглядом прочитав написанное, вы увидите то, что у вас получилось. Прочитайте его близким, знакомым. Учтите, что они говорят. Обязательно советуйтесь с литераторами, мастерами слова. Никогда не обижайтесь на критику. Все субъективно. Но прислушиваясь к замечаниям мастеров пера, следуя советам и собственному внутреннему ощущению, вы сможете поднять ваше творчество на более высокий уровень. Успеха в этом нелегком деле! Потому что, взяв на себя этот крест, вам придется уже нести его всю жизнь. Но если не писать у вас не получается, учитесь, работайте над стихом, чтобы делать это как можно лучше!
|
|
|||||||||||||||||
|