Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Читайте в разделе ЭКОНОМИКА

Номер 14 (759)
15.04.2005
НОВОСТИ
Культура
Проба пера
Город
Экономика
Закон и общество
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 14 (759), 15.04.2005

"НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ"

Эта тютчевская строка настойчиво всплывала и всплывала в моей памяти на семинаре, проходившем в пресс-клубе "Порто-франко". Тема семинара была необычная – "СУИЦИД", его превенция (предупреждение) и роль средств массовой информации в этой непростой проблеме.

К сожалению, следует отметить, что самоубийство – явление совсем нередкое в нашей жизни. Можно привести статистику самоубийств по годам, по регионам, по дислокации (город или село). Но нужна ли читателям эта статистика? После семинара, который проводили профессора Одесского национального университета им. Мечникова Б. Херсонский и В. Розанов при участии врача-психотерапевта А. Мидько, я пришла к выводу, что не нужна. Можно и нужно анализировать причины самоубийств, можно и нужно знать признаки опасности суицида, чтобы вовремя протянуть руку помощи, можно и нужно учитывать те мифы, которые сложились вокруг самоубийц. А вот что не нужно, с чем необходимо быть крайне остарожным, так это с сенсационной подачей материала о завершенных самоубийствах.

Давно замечено, что одно самоубийство, особенно если оно совершено известным человеком, если оно имеет общественный резонанс, может спровоцировать серию суицидальных актов. Здесь уместна аналогия с явлением физического резонанса.

Собственно, речь – не только о СМИ. Детонатором самоубийств может послужить и художественная литература. Тому немало примеров. Один из самых ярких – это публикации повести Н. Карамзина "Бедная Лиза". История бедной девушки, соблазненной, покинутой и от отчаяния утопившейся в пруде, произвела на барышень XIX века такое впечатление, что сведение счетов с жизнью, причем тем же способом, приняло катаcтрофические размеры. Разрядила обстановку эпиграмма на повесть Карамзина, появившаяся в печати. Шутник предложил установить возле упомянутого в повести пруда (где-то в Замоскворечье) табличку с надписью:

"Здесь утопилася эрастова невеста.
Топитесь, девушки, в пруду довольно места".

Кстати, аналогичная история произошла почти одновременно, когда в другом литературном произведении героиня повесилась. Снова возникла волна самоубийств, на этот раз через повешенье. И, как в предыдущем случае, помогла впечатлительным девицам "информация", опубликованная в газете о том, что есть указ возить на простой телеге по городу самоубийц обнаженными с веревкой на шее. Помогло! На этот раз помощь пришла как раз через средства массовой информации. Она – эта помощь – выразилась в том, что сатира уничтожила ореол мученичества и развенчала ложную романтику.

Однако внимание(!) не следует приведенные примеры воcпринимать как универсальный метод предотвращения самоубийства. Он абсолютно непригоден, когда речь идет о конкретном человеке, которому нужны не насмешки, а сочувствие ( понимание. Но об этом позже. Сейчас речь идет о такте, деликатности, которая необходима журналистам, находящимся в двойственном положении: с одной стороны, необходимо публиковать сведения обо всех происходящих событиях, с другой – не нарушать журналистской этики. Помнить, что у самоубийцы есть близкие, для которых свершившееся – это трагедия. Помнить, что для людей, находящихся в кризисном состоянии, пример завершенного самоубийства может показаться выходом из тупика.

Кстати, о выходе из тупика. В Лондонском метро люди часто бросались под поезд, кончая таким образом счеты с жизнью. С этим печальным явлением удалось практически покончить, когда в метро догадались сменить таблички в одном из концов перрона. Таблички с надписью "ТУПИК. ВЫХОДА НЕТ" сменили на таблички – "ВЫХОД С ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ".

Иногда приходится идти на такие меры, как простое механическое или, точнее, конструктивное решение вопроса. Так, всем известный "тёщин мост" в Одессе одно время стал привлекать самоубийц. Пришлось просто нарастить высоту перил. Но если бы дело было только в высоте перил, в недоступности ядов, веревок и прочего!

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и кафедра психологии ОНУ им. Мечникова разработали рекомендации по превенции самоубийств. Об этом мы еще расскажем.

А сейчас – о том, чего не следует делать ни в коем случае.

Во-первых, не помещать на видном месте, на первой странице (да еще крупным шрифтом) сведения о самоубийстве. Не подавать эти сведения в сенсационном ключе. Не помещать фотографий с места происшествия. Не публиковать предсмертных записок, особенно обвинительного характера (самоубийство из мести – явление не редкое).

Это же относится к телевизионным программам. В свое время в ленинградской программе "600 секунд" печально известный журналист Александр Невзоров буквально смаковал подобные сюжеты. На него не раз подавали в суд. Однажды он перепутал фамилию самоубийцы, назвав его фамилией сотрудника, в результате – тяжелый инфаркт у жены мнимого покойника. Как-то был скандал из-за того, что на весь экран был показан обнаженный труп молодой девушки, которую изнасиловали и убили. Естественно, родители убитой посчитали такой кощунственный снимок надругательством и подали в суд.

Особенно опасна информация о самоубийстве, поданная в недостаточно деликатной форме, в маленьких городах и селах, где все друг друга знают, где весть мгновенно облетает все население. Кстати, и статистика показывает, что процент самоубийств от числа населения в селе выше, чем в городе, что объясняется более тесными связями и большим взаимовлиянием.

(Окончание следует.)

Елена ГРИГОРЬЕВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.