Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 17 (1410), 25.05.2018
РОДИЛ ОН "СВАДЬБУ..." И "ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР"
Писать так, чтобы было смешно, - задача, мягко говоря, не из легких. А сочинить нечто такое, над чем будут смеяться и будущие поколения, вообще удается единицам. Среди этих немногих - Виктор Типот, который родился в Одессе 13 мая 1893 года, то есть, 125 лет назад.
Строго говоря, в тот день на свет божий появился младенец Виктор, сын инженера Якова Моисеевича Гинзбурга и Рахили Давидовны Гинзбург (урождённой Гольденберг). Я. М. Гинзбург работал на продуктовой фабрике, что находилась на Успенской, № 35. Отец умер, когда Виктору было 16 лет, и он еще учился в гимназии. После смерти отца юноша год жил с сестрой и матерью на попечении дяди - инженера-химика Марка Моисеевича Гинзбурга. Сразу отметим, что младшая сестра Виктора Лидия Гинзбург, стала впоследствии выдающимся литературоведом.
Окончив гимназию, Виктор некоторое время учился в Германии, но после начала Первой мировой завершал образование в Новороссийском (Одесском) университете. Тогда же он начал сочинять скетчи, миниатюры, тексты юмористических песенок. А в начале 1920-х создал Театра миниатюр "КРОТ" ("Конгрегация рыцарей острого театра"), который располагался в подвале на углу Екатерининской и Театрального переулка (впоследствии там долгое время находился Клуб работников торговли). В этом маленьком театрике играли, однако, будущие "звезды" Рина Зеленая, Вера Инбер, Аркадий Погодин.
Тогда же и появился у Виктора Гинзбурга псевдоним: за свой длинный нос он получил в дружеском кругу прозвище "чайник". Английский эквивалент слова (tea pot) и стал творческим псевдонимом Виктора Яковлевича.
После переезда в Москву Виктор Типот оказался в числе создателей ныне знаменитого Театра сатиры. А в 1930-х основал вместе с Давидом Гутманом Московский театр миниатюр.
В. Типоту принадлежит огромное количество юмористических номеров и скетчей для мастеров советской эстрады, он сочинял пьесы, киносценарии, но в историю вошел прежде всего, как либреттист, соавтор классических советских оперетт: "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Девичий переполох" Ю. Милютина и "Вольный ветер" И. Дунаевского.
"Свадьба в Малиновке" - это, конечно же, шедевр на все времена. Экранизация оперетты собрала в первый же год проката около 75 млн зрителей. До сих пор фильм часто показывают по телевидению, что является демонстрацией его "вечной молодости".
Особую популярность приобрел один из героев оперетты - Попандопуло, которого в фильме конгениально сыграл Михаил Водяной. Несколько лет назад в поселке Малиновка Чугуевского района Харьковской области открыли памятник, созданный по мотивам "Свадьбы в Малиновке". Памятник самым колоритным героям фильма - Попандопуло и Сметане - выполнен из бронзы высотой в человеческий рост. Композиция представляет эпизод из фильма, где бандиты делят содержимое сундука. Сундук и является связующим звеном памятника; его можно использовать как скамейку и фотографироваться на фоне памятника.
Михаил Водяной играл также в экранизации "Вольного ветра", другой знаменитой оперетты, к созданию которой приложил руку наш земляк Виктор Типот. Кстати, постановка этой оперетты была своего рода "визитной карточкой" Львовского театра музыкальной комедии, который в 1954 году перебазировался в Одессу.
Виктор Типот по праву занимает почетное место в ряду представителей "юмористического цеха", которые обеспечили Одессе неформальный статус "столицы юмора".