+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 6 (1251), 20.02.2015 ПОД ЗНАКОМ ПЯТИ КОЛЕЦ КРУГОСВЕТКА НА КАНОЭ
(Окончание. Начало в № 5.) Юра научился контролировать свой инвентарь и не замечать происков конкурентов. Впрочем, на крупных международных регатах такие казусы - редкость. Там есть другие проблемы. Скажем, необходимость идти четко по центру дорожки. Смещаться к краю не разрешают правила. Считается, что в этом случае гребец садится на волну, облегчая себе работу. За четким прохождением по дистанции следят судьи с берега или с идущей следом за гонщиками моторной лодки. А новейшие средства связи позволяют наблюдать ход гонки по сигналу со спутника. В финале Олимпиады в Лондоне у Юры возникло ощущение, что он слегка отклоняется от центра дорожки. Он переживал, что это могут посчитать нарушением. Но все обошлось. Хотя начиналась лондонская эпопея с одних проблем. Еще за полгода до Игр для Чебана заказали новую лодку. Когда она прибыла, с пожеланиями спортсмена совпал только... рисунок на борту: ракета - символ скорости. Все остальное оказалось не той комплектации. Сама лодка была низкая. Весло не того производителя. Для мастеров такого уровня все это не мелочи. Но времени исправить ошибки не было. Пришлось Юре выступать на Олимпиаде на лодке, на которой не тренировался. За три дня до финала ему дали новую лодку и новое весло. Возможно, другой на его месте вышел бы из себя. Юра выбросил из головы все недоразумения и дал жару. В предварительных заездах ветер дул справа, чего гонщик не любил. Но справился и с этим. Зато в финале ветерок порадовал. Накануне Юра спал плохо. Знал, что фаворитом на дистанции 200 метров считают россиянина Ивана Штыля. Был уверен, что именно с ним придется бороться до последних сантиметров быстротечной гонки. Вышло иначе. Одессит со старта мощно понесся вперед и с каждым гребком все увеличивал свое преимущество. 42,29 секунды скользил Юрий Чебан по водной глади британского озера Дорни к своей олимпийской победе. Боковым зрением успел отметить, что соперников впереди нет. Он - чемпион! Уже после награждения Иван Штыль разглагольствовал на тему ветра и погоды. Мол, ему ветер помешал. На что Юра Чебан резонно заметил, что на открытой воде никогда не бывает идеальных условий и всем что-то мешает. В данном случае речь шла не о мизерном отставании: россиянин проиграл чемпиону почти корпус лодки и был лишь третьим. При чем тут ветер? У нашего чемпиона габариты настоящего атлета. Рост - 186 сантиметров и веса больше 90 килограммов. В спринте он себя чувствует идеально. Знает, что порой пять-шесть мощных гребков на старте могут решить судьбу гонки. Ведь тактика на 200-метровке такова: сцепи зубы и от начала до конца не снижай максимально доступный тебе темп. Ибо, если чуток замешкался, наверстать упущенное в споре с равными практически невозможно. Это тебе не километровый заезд, где можно успеть оглядеться, поиграть в тактику, чуть отпустить конкурентов, а потом неожиданным финишным спуртом закончить дистанцию. Гребной спринт со стороны может показаться прогулкой по озеру. Но выкладываются парни за считаные секунды до изнеможения. В современном спорте многие виды переживают коммерциализацию. Гребля же больше остается уделом энтузиастов. Здесь не проводят коммерческих регат, сюда сложно заманить спонсоров, и даже этапы Кубка мира не предполагают призовых выплат. Конечно, местные федерации выплачивают ведущим атлетам стипендии, находят премиальные за победы на чемпионатах мира и Европы. Особняком стоят олимпийские достижения. За победу в Лондоне Юрию Чебану презентовали квартиру в Одессе и премию в 125 тысяч долларов.
Он по-прежнему часто тренируется в Южном, где начинал свое знакомство с греблей. Здесь стараются создать благоприятные условия. Чемпиону нравится тренажерный зал и неплохая организация питания. Но водоем ему тесен. Летом на пруду длиной в полтора километра тренируется немало детворы, носятся моторки. Мастеру уровня Чебана негде нарабатывать гребной километраж. Пробовали работать в Днепропетровске. Там водоем хорош, но почти отсутствуют все прочие необходимые для серьезной подготовки компоненты. Вот и приходится регулярно выезжать на зарубежные базы, где в одном месте сосредоточено все: хороший канал, места для отдыха и тренажерной подготовки, современное сбалансированное питание. Есть много стран, где гребцам раздолье. Отличные базы - в Португалии, Испании, Италии, Венгрии, Польше, Китае... Есть прекрасный канал и под Одессой. Когда-то фанатам этого вида спорта удалось создать на 14-м километре Овидиопольского шоссе современный комплекс. Здесь есть гостиница, сауна, тренажерные залы и водоем, на котором проводили даже международные регаты памяти олимпийской чемпионки Юлии Рябчинской. Сейчас эта база принадлежит Одесской железной дороге. Там к гребле равнодушны. Обращения знаменитых тренеров и чемпионов делу не помогли. Вот и приходится Юрию Чебану и его коллегам колесить по миру в поисках пристанища. Зная о наших вечных проблемах, конкуренты не раз делали попытки предложить чемпиону иное гражданство. Его сманивали под знамена Венгрии, России и даже... Венесуэлы. Юра остается патриотом. Он философски относится к тому, что о гребцах вспоминают лишь после побед на мировых первенствах или перед Олимпиадами. Он понимает, что популярностью не сравнится с футбольными звездами. Но и бросать любимое занятие не собирается. На своем летящем по воде каноэ он промчался каналами десятков стран на всех континентах, за годы тренировок наверняка прошел целую кругосветку. И после отдыха вновь ринулся в водоворот гонок. Пока он отдыхал, состав основных конкурентов почти не изменился. Они надеются обыграть чемпиона. Но после возвращения Юра в 2014 году выиграл любимый спринт на мировом первенстве в Москве. И теперь мыслями на пути в Рио-де-Жанейро, где в 2016 году мечтает на четвертой своей Олимпиаде получить еще одну медаль...
Аркадий РЫБАК. На фото: Лондон-2012.
|
|
||||||||||||||||||
|