Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 7 (1252)
27.02.2015
НОВОСТИ
События
Репортеры надежды
Правопорядок
Проблемы
Мяч в игре
Спорт
Культура
Здоровье
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 7 (1252), 27.02.2015

БОРИС БЛОХ:
"МЕНЯ ВЫБРАЛО ВРЕМЯ"

В конце прошлого года художественным руководителем Одесского национального академического театра оперы и балета был назначен Борис Блох. Впервые за многие десятилетия на этом посту - одессит, к тому же имеющий международную известность. Выпускник Школы имени П. С. Столярского и Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу фортепиано является победителем международных конкурсов в Нью-Йорке и им. Ф. Бузони в Больцано. Он выступал в качестве солиста во многих европейских и американских городах. Борис Блох отмечен Золотой медалью международного Листовского общества, наградами Общества Листа в Будапеште "Grand Prix du Disque List" и Почетным призом за запись произведений Ференца Листа. С 1991 года начинается его дирижерская карьера. Борис Блох имеет опыт сотрудничества с Одесским оперным: в 1993-95 гг. он служил тут на должности музыкального руководителя.


- Борис Эмильевич, что побудило вас снова взяться за столь сложное дело, как стать худруком Одесского оперного? Один раз ведь уже обожглись?


- Время я не выбирал, время выбрало меня. Когда со мной прекратили сотрудничество двадцать лет назад (о той давней истории даже не хочу распространяться), я вернулся в Германию. Не случись той драматичной ситуации, я бы и не уезжал; ведь за два года работы были выпущены четыре премьеры, которыми я имею все основания гордиться.

А в этот раз принимать участие в конкурсе мне посоветовали друзья. Нас было семь человек соискателей. На собрании я говорил о том, что Одесскому оперному театру пристало иметь свое лицо, ведь он имеет славную историю, связанную с этим уникальным памятником архитектуры. Уже одно существование этой жемчужины ставит Одессу на архитектурную карту мира. А ведь внутри этой жемчужины существуют великие традиции, связанные с именами Чайковского, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Направника... Я обратил как-то внимание, что именно после посещения Одессы Римский-Корсаков написал оперу по Гоголю "Ночь перед Рождеством", у него есть опера "Майская ночь" - прекрасный украинский репертуар. Моя мечта - осуществить эту постановку.

- Каким находите уровень театра? Ведь посещаемость слабая, и в большинстве своем, откровенно говоря, зрители приходят ради здания; резонансных премьер (не скандальных) не было, кажется, со времен "Маскарада" - а это 1982 год...

- Коллектив уже сегодня может многое. Мне посчастливилось побывать на "Хованщине" в постановке Льва Додина и Юрия Любимова, на других резонансных постановках, и я с удовольствием и ответственностью утверждаю: такие спектакли Одесской оперы, как "Пиковая дама" Тителя, "Дон Жуан" Александрова и "Турандот" фон Гётца, можно смело сравнивать с престижными постановками ведущих театров мира. Они нисколько не хуже виденных мною в Вене, Париже, Милане и Байрёйте, а я ведь стараюсь держать руку на пульсе происходящего в оперном искусстве. Двадцать лет назад даже близко таких спектаклей в репертуаре не было! Но рядом с такими постановками не может идти "Иоланта", поставленная более тридцати лет назад. Не надо планку снижать! Поэтому мы с Оксаной Тараненко, главным режиссером Одесской оперы, готовим новую редакцию этой оперы. Премьера назначена на 21 марта.

- Известный театральный критик Анатолий Смелянский, который одно время работал в Центральном театре Советской Армии, писал, что в этом театре "даже мнение генералов не значило больше, чем некоторых народных артисток". Как вы собираетесь справляться с амбициями примадонн и премьеров?

- Сегодня примадонна - это не та, которая носит звание "народная артистка", а та, кто лучше всех поет. Объявлен конкурс на замещение вакантных должностей драматического тенора, драматического баритона, драматического сопрано. Только что провели конкурс на вакантные должности артистов балета, украсили труппу новыми талантами. Многим западным "звездам" на самом деле хотелось бы обрести постоянное место работы, а не зависеть от прихотей импресарио, не имея ангажемента. Армия певцов и танцовщиков задействована сегодня в театре. Если у артистов есть новые постановки и они в них участвуют, приходит и звездность. Надежда Матвеевна Бабич всегда считается с индивидуальными гастролями певцов. В Варшавском театре часто гастролируют Владислав Горай и Анастасия Голуб, Василий Добровольский - в Румынии. Представляя наш театр за рубежом, тем самым они делают ему хорошую рекламу. Уже сегодня часто приезжают зрители даже из других городов на балет "Дон Кихот", чтобы увидеть приму Елену Добрянскую, любители оперы идут на Юлию Терещук в партии Баттерфляй; есть такие, кто ходит по 15 раз. Я сам недавно рыдал в финале на спектакле "Мадам Баттерфляй", слушая Ларису Зуенко, ее исполнение никого не оставило равнодушным.

Рад, что оперы исполняются в оригинале, и есть бегущая строка перевода над сценой, это облегчает понимание зрителей. Театр играет 26-27 спектаклей в месяц, при таких показателях "звездность" только приветствуется.

- Впервые за долгие годы во главе Одесского оперного оказался "этнический" одессит, значит, разговор с коллективом пойдет на одном языке, а это уже хорошо. И все-таки: вы уверены, что удастся реализовать свои планы? И если да, то на чем основывается уверенность?

- В театре много талантливых людей. Серьезное пополнение и в оперной труппе, и в оркестре, пополнилась и балетная труппа. Балет ведь всегда являлся одной из визитных карточек театра. У артистов балета короткий век, расцвет карьеры происходит в течение десяти-пятнадцати лет, так что нужно предоставить им возможность раскрыться. Понятно, что на каждого солиста отдельный балет не поставишь, но ведь существует система творческих вечеров, бенефисов. Пусть хотя бы отдельные номера из тех балетов, которые целиком не суждено, быть может, станцевать, показывают в концертных программах.

Важный момент - воспитание публики. Я помню, что попал в оперный театр в восьмилетнем возрасте, когда учился во втором классе, и на зимних каникулах гостил у тети в Ленинграде. Тетя меня обожала, своих детей у нее не было, и она водила меня в театры: в Мариинку на оперу "Сказка о царе Салтане", на "Снегурочку" в Михайловском... До сих пор помню цвета костюмов, декорации, голубовато-сиреневый бархат Мариинки и малиновый плюш Михайловского...

Чудо мы должны приносить в жизнь наших детей!

Помню, когда в конце 1990-х неофициально стажировался в Большом театре, пришел как-то днем на "Иоланту". В ложе вместе со мной были бабушка с девочкой лет десяти-одиннадцати. Девочка была так чистенько одета, в аккуратном платьице, с белым воротничком... Чувствовалось, что денег в этой семье не так уж много, но посещение Большого для них - настоящий праздник. Я был тронут до слез.

Сегодня наш театр очень внимателен к детскому репертуару, в субботу и в воскресенье идут дневные спектакли. Только я за то, чтобы в выходные дни давали не только детские оперы "Белоснежка", "Волшебник Изумрудного города", но и ту же "Иоланту", "Севильского цирюльника" и даже "Риголетто". А в перспективе - "Снегурочку" и "Сказку о царе Салтане".

20 марта исполняется 100 лет со дня рождения Святослава Рихтера. Наш театр точно не останется в стороне. Ведь великий пианист работал здесь в 1930-х два года концертмейстером балета. А тогда это был очень прогрессивный театр. "Турандот" в постановке фон Гётца украсит афишу наших рихтеровских вечеров, а открываться они будут балетом "Лебединое озеро". Рихтер нежно любил своего отца и не приезжал в Одессу после войны только потому, что здесь убили папу... Мы хотим включить в программу камерный концерт памяти Теофила Рихтера, который, как известно, был не только органистом, но и композитором; прозвучат его квартет в исполнении квартета "Гармонии мира", песни Рихарда Вагнера на стихи Матильды Везендонк (Святослав Рихтер говорил, что у него было три учителя: папа, Нейгауз и Вагнер). Планируем и органный концерт, посвященный Теофилу Рихтеру. Поскольку в нашем репертуаре пока нет балета "Золушка" Прокофьева, мы приглашаем балетную студию Светланы Антиповой с этой постановкой, чтобы соприкоснуться с чудом театрального искусства. Балет идет под фонограмму, танцуют юные артисты. Прокофьев сыграл колоссальную роль в судьбе Рихтера, так что в юбилейной программе обязательно должно присутствовать хотя бы одно его произведение.

А закрывать сезон мы собираемся новой "Кармен" в постановке Георгия Ковтуна. Планируется также премьера известной комической оперы Доницетти "Любовный напиток" в постановке Оксаны Тараненко и дирижера Валерия Регрута. Повторюсь, мечтаю поставить прекрасную оперу Римского-Корсакова "Майская ночь".

Ведутся переговоры о постановке современного балета, которая, возможно, осуществится в конце сезона, но говорить о ней пока еще рано. Сегодня театр существует на хорошей основе, мне хорошо работается и с генеральным директором Надеждой Бабич, и с главным дирижером Александру Самоилэ, налицо консенсус, так что мой оптимизм вполне оправдан.

- Каково ваше отношение к переводу артистов на контракт?

- С хорошими певцами и танцовщиками из года в год охотно продлевают контракт, я видел это на примере многих театров. Хорошо знаю ситуацию в Римской опере, в миланской Ла Скала. Кстати, кроме Ла Скала и Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, театры за рубежом собирают исполнительские составы на конкретные постановки, которые проживут всего полтора-два месяца, хорошо, если сезон. Конечно, в Ла Скала всегда присутствует несколько обязательных названий в афише: "Травиата", "Трубадур"...

Надо сказать, что красота европейских театров часто выражена не столько снаружи, сколько внутри, там зрителю необычайно уютно. Венская опера имеет труппу примерно советского образца, но там уже неоднократно пытались для повышения качества спектаклей внедрить систему staggione, это вызывало нарекания, дескать, не хотим нашу уникальную традицию терять. В Вене за месяц идет 30 спектаклей самых разных, от "Спящей красавицы" до "Тангейзера". Жесткая система репетиций позволяет этому театральному организму всегда быть в форме и бесперебойно работать. Билеты расходятся, на спектакли съезжаются меломаны со всей Европы. Это и нетрудно: от Вены до Зальцбурга можно добраться за три часа, до Граца - за два часа... В наших условиях все гораздо труднее; страна больше, от Киева до Одессы, например, ехать восемь часов на поезде.

- Нужны ли артисты-дублеры, достаточное ли их количество в труппе? Ведь была же ситуация, когда после очередной аттестации уволили солисток, а потом пришлось спектакли отменять - петь стало некому ведущие партии...

- Сегодня дублерами театр обеспечен. Вот буквально на днях возникла необходимость замены: певица простудилась, и проблема тут же была решена. Слава богу, в этом плане сегодня все спектакли защищены. С декабря у нас не было ни единой замены спектакля, не говоря уже об отмене.

- Есть ли возможность в наших условиях применить западный опыт по составлению контрактов, где все будет прописано до мелочей: что решает режиссер, что дирижер? Чтобы не было таких скандалов, как с премьерой "Турандот" фон Гётца, когда режиссер и дирижер разошлись во мнениях относительно солистки, которая репетировала главную партию...

- Многое можно предусмотреть в контракте, но только в процессе работы выкристаллизовываются фигуры первого состава...

- В тот раз тоже вроде бы выкристаллизовались: одна солистка репетировала три месяца, а другая приехала, слегка прошла сцены, и назначили именно ее, что возмутило режиссера...

- Можно прописать в контракте, за кем последнее слово - за режиссером или за дирижером, ведь иногда трудно достичь консенсуса. Но если солист не приглашается извне, является штатным сотрудником театра, такие детали в контракте не нужны: премьеру поет тот, кто лучше подготовлен, лучше знает партию.

- Юбилей Святослава Рихтера не единственный в текущем сезоне. В нынешнем году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, театр наверняка что-то готовит к этой дате?

- Безусловно, Петр Ильич Чайковский бывал в Одессе и утверждал, что был бы счастлив, если бы его в столицах мира принимали хоть бы в одну десятую так, как здесь. Он приезжал на премьеру "Пиковой дамы", посетил одну из репетиций "Евгения Онегина". Хотел приехать и на премьеру "Иоланты", но только смерть помешала ему это сделать. Долгое время ходила легенда, будто он однажды дирижировал оркестром Одесской оперы, но это не так, композитор был просто в зале. День рождения Чайковского - 7 мая, мы отметим эту торжественную дату концертным исполнением "Евгения Онегина", дадим новую "Иоланту", "Пиковую даму", которую я считаю блестящей, "Спящую красавицу" и новое "Лебединое озеро", также состоится концерт солистов в камерном пространстве "Бельэтаж" со мной за фортепиано, исполним романсы Чайковского.

- Часто ли планируете становиться самому за дирижерский пульт?

- Став художественным руководителем, я сохраняю за собой право и возможность участвовать в жизни театра как дирижер и пианист. Надеюсь дать театру и слушателю во всех своих творческих ипостасях так много, как это возможно.

Беседу вели Александр ГАЛЯС,
Мария ГУДЫМА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660