Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 19 (1214)
23.05.2014
НОВОСТИ
События
Дела и люди
Правопорядок
История
Актуальная тема
Спорт
Мяч в игре
Культура
Одесса-220
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (1214), 23.05.2014

ПРОЙДЯ РЕФОРМЫ ДВУХ СТОЛЕТИЙ

Сейчас этот вуз именуется так: институт холода, криотехнологий и экоэнергетики имени В. С. Мартыновского Одесской национальной академии пищевых технологий. Но пока еще чаще говорят: академия холода. Еще раньше говорили: "холодильный институт". Но, как бы ни назывался вуз, в его истории в полной мере отразились все реформы и преобразования высшей школы ХХ и ХХI века в Украине и в Одессе. Об этом - очерк Виолетты МЕЛЬНИКОВОЙ.

После того как 7 февраля 1920 года в Одессе установилась советская власть, в регионе началась настоящая революция высшей школы. Уже в конце марта 1920 года Губнаробраз Одесского губисполкома получил указание: "Дать срок до 1 мая 1920 г. для завершения читаемых лекций и практических занятий в учебных заведениях, после этого факультеты Новороссийского университета и все институты считать закрытыми. За это время произвести отбор тех преподавателей и профессуры, которые будут подходить для новой Высшей школы, а также составить списки студентов, которые пожелают продолжать занятия". Ликвидация университетов на Украине, как и старейшего Новороссийского университета объяснялась тем, что в ту пору они считались "наиболее консервативной формой образования". В документах тех лет, как правило, университеты обвиняются в застывшей схоластике, философии идеализма, цеховой узости и замкнутости в своем особом научном мире, где, как выразился ответственный работник губернского отдела народного образования Т. Внуков, "традиции всех умерших поколений, как кошмар, тяготеют над мозгом живущих".

Новое время диктовало новые лозунги для высшей школы:

- создать людей практики с материалистическим миропониманием;

- наука должна стать могучим средством, а не самодовлеющей целью: научные исследования должны быть направлены не только на объяснение, но и на изменение мира;

- высшая школа должна стать мощным предприятием для выработки квалифицированных специалистов в новой системе специального образования.

Для организации и координации этой системы специального образования в Наркомпросе УССР был создан центральный орган - Главный комитет научно-специального и профессионального технического образования (Укрглавпрофобр). На местах Укрглавпрофобр был представлен Губпрофобрами в составе губернских отделов народного образования.

Система профессионального образования в Украине получила вертикальное строение и складывалась из профшкол, техникумов и институтов. Сначала Укрглавпрофобр считал техникумы средними учебными заведениями. Однако такая точка зрения в 1922 году была пересмотрена, и в соответствии с Кодексом законов о народном просвещении УССР, принятым 22 ноября 1922 года, техникумы были отнесены к высшим специальным учебным заведениям.

Сеть высших учебных заведений в Одессе развивалась главным образом на базе бывшего Новороссийского университета. Все основные элементы университета - здания, лаборатории, аудитории, кабинеты, профессура, часть студенчества, все, что годилось и было необходимо, - легло в основу организации вузов Одессы - институтов и техникумов. Только политехнический и сельскохозяйственный институт, а также несколько техникумов выросли самостоятельно, правда, ценой огромных усилий местной и центральной власти.

С ликвидацией Новороссийского университета было ликвидировано и его химическое отделение, славящееся своей мощной научной школой. Но вскоре выяснилось, что на Украине, а также в Одессе, почти отсутствуют подготовленные кадры для предприятий химической промышленности. Как писала одесская газета "Известия" в сентябре 1922 года: "Народное хозяйство остро нуждается в "спецах"... Судьба химической промышленности, в конечном счете, зависит от инженера-химика, умеющего химически мыслить и улавливать процесс реакции в производстве, чтобы направить его в нужную сторону. Непригодные по прямому назначению университетские химики-теоретики являлись уже не роскошью, а преступлением".

Понимая эту проблему, ряд ученых бывшего Императорского Российского Технического общества Одессы еще в 1920 году предприняли попытку создать институт общей прикладной химии, разработав для него обширнейшую и довольно громоздкую программу, с постепенным развертыванием новых циклов. Но отсутствие законодательной базы и, соответственно, финансирования стали причиной нежизнеспособности задуманного института. Но в мае 1922 года последовало решение из центра: поручить Одессе провести опыт реформы высшего химического образования в Украине и, следуя общей сократительной тенденции, слить фактически еще оставшееся химическое отделение университета с институтом прикладной химии в единый вуз под названием "Техникум общей и прикладной химии".

История Одесской академии холода и начинается фактически с образования в 1922 году этого высшего учебного заведения.

В новом техникуме были открыты два отделения: теоретической химии и прикладной химии. Учились три с половиной года. Выпускал вуз инженеров-химиков по специальностям: аналитики, кожевенники, пищевики, неорганические и органические технологи, а также радиологи. Находился он по адресу: Новосельского, 4, в здании бывшего Российского технического общества.

Первым директором был назначен химик-радиолог Евгений Самойлович Бурксер. Что было в какой-то мере удивительным, если учитывать приоритеты того времени. Бурксер не был членом Компартии (тогда ВКПб), а в юности даже состоял в эсерах. Но его научный потенциал и авторитет ученого, по-видимому, перевесил все партийные правила.

Об этом человеке хочется рассказать подробнее.


Е. С. Бурксер родился в Одессе в 1887 г. Учился в Ришельевском лицее, после окончания которого поступил на естественное отделение физико-математического факультета Новороссийского (Одесского) университета. В 1906 году он уезжает в Париж, где посещает лекции в знаменитой Сорбонне. Там знакомится с Марией Склодовской-Кюри и с ее работами по радиоактивности, что предопределило в дальнейшем научные интересы самого одессита. Затем он снова продолжает учебу в Новороссийском университете, который закончил в 1909 году с дипломом первой степени по специальности "химик". С 1910 года Е. Бурксер начинает работать в химическом отделе Российского Технического общества в Одессе. Его посылают в командировки во Францию, Бельгию и Германию, где он закупает радиологическое оборудование, не жалея на эти цели собственных денег, заработанных преподаванием в частных учебных заведениях. Под непосредственным руководством Е. С. Бурксера впервые было проведено исследование радиоактивности одесских лиманов, их грязей, проведены многочисленные радиологические экспедиции на Евроазиатском континенте. Фактически Бурксер положил начало одному из разделов экологии, изучая влияние радиоактивности на окружающую среду. Трудно перечислить области научных интересов Е. С. Бурксера - это и геохимия, чему способствовало его тесное длительное общение с академиком В. И. Вернадским, и изучение возможности использования соленых водоемов юга Украины, миграции солей в атмосфере, ядерная геология, и многое другое. Есть статьи В. И. Вернадского, в которых он высоко оценивал научные работы Е. С. Бурксера.

Когда новая власть и новое время потребовали создания прикладных учебных заведений, где за сжатый период обучения необходимо было подготовить инженеров-практиков для развивающейся химической промышленности различного профиля, именно Е. С. Бурксер был во главе инициативной группы по созданию такого учебного заведения в Одессе.

В должности директора техникума Е. Бурксер проработал более пяти лет. В 1925 году за выдающиеся научные достижения его избрали членом-корреспондентом АН Украины. Своей яркой личностью, научной и неуемной творческой деятельностью он установил своеобразную планку, которую наше учебное заведение, невзирая на все реформы, удерживает на должном уровне.

Первый учебный год начался 1 октября 1922 года. Тогда на учебу приняли 100 человек, а уже в 1926 году план приема вырос до 344 студентов. Любопытно, что беспартийных сотрудников насчитывалось в техникуме 42 человека, членов Компартии - всего двое. И этот фактор в дальнейшем очень усложнил жизнь техникума, который начали посещать различные проверяющие и комиссии.

Увеличение контингента создало сложности и с размещением кафедр и лабораторий. Главное здание находилось на улице Пастера, 27, в бывших лабораториях химического отделения Новороссийского университета. Прикладное отделение - на улице Троцкого (Преображенской), 24, в полуразрушенном здании, где протекали крыша и потолки. Это создавало определенную оторванность и непонимание между преподавателями и студентами. Невыплата стипендий, тяжелое материальное и жилищное положение студентов, невозможность обеспечения лабораторий и циклов реактивами и посудой при отсутствии централизованного снабжения (студенты вынуждены были покупать реактивы за свои деньги) вызвало волнения, особенно среди выпускников.

Как докладывалось в официальных документах, "волынка" началась после выступления на собрании Е. С. Бурксера, который вернулся из командировки в Германию. Он заявил, что "тот, кто не видел Европы, не может представить всей грандиозности событий!" Однако не нашел понимания в среде студенчества. Студенты были задавлены бытом и требовали выбора делегации для поездки в Харьков, чтобы решить назревшие проблемы.

Их можно понять. С 1923 года во всех вузах Украины была введена плата за учебу. От нее освобождались окончившие рабфак, члены Компартии и комсомола, командный состав профсоюза, дети профессоров, преподавателей, командиров Красной Армии и флота, малоимущие. В газетах писали, что студенты ходят в лохмотьях, голодают. Время от времени возникали очаги холеры. Для студентов и учащихся были организованы комитеты управления бытом - КУБУЧ. Для ученых также ввели помощь - т. н. академпаек. Но назначался паек только высококвалифицированным работникам науки.

Впрочем, непросто было и преподавателям, с их девятичасовым рабочим днем. Он складывался таким образом: шесть часов - аудиторная нагрузка, три часа - подготовка к лекциям и практическим занятиям и дополнительно три часа - вневузовская работа (кружки, лекции). Добавим к этому, что в лабораториях бывшего университета можно было проводить нормальные занятия по физике и химии, в других помещениях было тесно и холодно, оборудование устарело, так как не пополнялось с 1913 года. Руководство техникума обращается к властям с просьбой предоставить дополнительное здание взамен разрушающегося по улице Троцкого (Преображенской), 24: либо бывшей гимназии Илиади по улице Коминтерна (Дворянской) угол Щепкина, либо здания бывшего Бессарабско-Таврического банка по улице Пастера, 25. Заметим, что гимназия Илиади осталась в памяти потомков благодаря тому, что в ней учился писатель Лев Славин, а еще И. Ильф и Е. Петров отметили характерную черту своего героя: "Остап Бендер на всю жизнь запомнил латинские исключения, которые он зазубрил в третьем классе частной гимназии Илиади".

Тем временем профессора Е. С. Бурксера освободили от обязанностей директора техникума и с сентября 1927 года на это место назначили Черкасова. Каких-либо данных о нем не найдено, но, похоже, что это был интересный человек. Так, в отчете от 20 ноября 1928 года об обследовании состояния преподавания общественно-политических дисциплин в мукомольном и химическом техникумах отмечается, что директор химтехникума Черкасов на вопрос проверяющего: "Какое отношение к политическим предметам в техникуме?", ответил: "Как к Закону Божьему в старой школе!" Конечно, в этом ответе член комиссии уловил иронию, и тут же было отмечено, что директор Черкасов ни у одного преподавателя политических дисциплин на лекциях не был. На недопустимость этого и на неэтичное поведение директору было указано, и его уволили.

В 1929 году техникум был реорганизован в Одесский химический институт. Руководить им поставили медика по образованию М. А. Кушнарева. Но самое важное - решился вопрос о новом помещении. В начале 1929 года у вуза новый адрес: Щепкина, 18.


По этому адресу расположено уникальное здание в мавританском стиле бывшей "Гидропатической санатории". Оно построено в 1876 году архитектором В. Ф. Маасом, а позже было перестроено А. И. Бернардацци и С. А. Ландесманом. Здание это имеет свою интересную историю. Тут, в полуподвальном помещении, с 1921 г. размещались известные творческие союзы "ХЛАМ" (аббревиатура первых букв названий творческих профессий: художники, литераторы, артисты, музыканты), "МЕБОС" ("Меблированный остров" - кафе, где собирались местные поэты).

Ряд помещений этого здания, полностью облицованных кафелем, вполне подходили для химических аудиторий и лабораторий. Здание, относящееся к памятникам градостроительства и архитектуры, и сейчас является одним из корпусов института.

1 февраля 1929 года состоялся выпуск 37 "красных инженеров- химиков". Большинство выпускников уже работали на ответственных должностях как в промышленности, так и в научно- иследовательских учреждениях.

При техникуме был открыт воскресный рабочий университет. Для слушателей университета читали лекции ведущие ученые города. Так, о периодическом законе элементов Менделеева слушатели узнавали от В. Д. Богатского, чей сын станет академиком, ректором ОНУ им. Мечникова. Об интернационализме одесситов и восстании декабристов 14 декабря 1825 г. рассказывал Д. А. Дерибас - внучатый племянник основателя Одессы.

Одесская газета "Вечерние известия" в номере за 15 августа 1929 года перед вступительными экзаменами писала: "Химтехникум имеет 250 заявлений на 105 мест, которые должны быть заняты уже по конкурсу. С нового учебного года в техникуме будут три факультета: кожевенный, пищевой технологии и брожения, минеральной технологии"...

(Продолжение следует.)

Виолетта МЕЛЬНИКОВА.

На фото: профессор Е. С. Бурксер;
здание на Щепкина.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.