Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 43 (890)
16.11.2007
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Обратная связь
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (890), 16.11.2007

БОЛЬНИЦА БУДУЩЕГО

Получив приглашение на семинар под таким названием, автор этих строк ждал, что попадет в мир белых халатов. А попал в среду, где главными героями оказались компьютерщики. Что, впрочем, и неудивительно: куда сегодня денешься без компьютеров?! Поразило другое: как просто, оказывается, можно решить некоторые наболевшие проблемы нашей медицинской системы, если, разумеется, есть на то желание и понимание необходимости внедрения современных технологий.

ЕСЛИ ПОЧЕРК ПЛОХ, ТО КОМПЬЮТЕР - БОГ

- Как вы думаете, почему у большинства врачей такие неразборчивые почерки? - озадачил собравшихся один из докладчиков.

- Да потому, - продолжил он, - что на оформление разного рода документов они тратят столько времени, что просто не успевают заниматься собственно лечением.

В подтверждение этого тезиса (против которого, впрочем, никто из медиков и не спорил) были приведены расчеты такого авторитетного специалиста, как члена-корреспондента Академии медицинских наук Украины, главный хирург Министерства здравоохранения Петр Фомин.

- На каждого пациента, который поступает в больницу, - утверждает профессор, - нужно составить историю болезни, вмещающую до 150-200 параметров, зачастую повторяющихся. Мы провели небольшое исследование и выяснили: если пациент провел одни сутки в больнице, то его фамилия, паспортные данные, пол, возраст отмечаются в различных местах до 20 раз. Если же пациент был прооперирован и провел в больнице несколько суток, то его данные заносятся до 40-45 раз в различных журналах учета, ведомостях, бланках направлений, отчетах и т. д. При двадцатикратном переписывании одних и тех же данных немудрено допустить ошибку, а что говорить о сорокакратном дублировании? Хорошо, если все обойдется, а если нет? Неточности и опечатки в таком деле могут очень дорого стоить.

А теперь представим себе, сколько пациентов принимает за год даже не слишком крупная больница и сколько при этом тратится на описательную волокиту времени, сил, да и просто бумаги! Между тем сия проблема - вовсе не бином Ньютона: стандартные, часто повторяющиеся данные можно просто один раз внести в компьютер, а затем копировать их на новый документ. Такая операция занимает считанные секунды.

Данный пример - простейший, можно сказать, элементарный, однако даже он свидетельствует: применение современных технологий экономит врачам колоссальное количество времени, которое с куда большим успехом можно использовать для выполнения самой важной функции - лечения больного. Не говоря уже о том, что, если, как справедливо замечает профессор П. Фомин, в процессе многократного переписывания возможны неточности и даже ошибки (а цена врачебных ошибок известно какая!), то компьютер от такого рода ошибок полностью гарантирует.

А теперь давайте зададимся простым вопросом. В последние годы в Украине мы наблюдаем стремительную компьютеризацию буквально всех сфер - финансовой, производственной, управленческой, торговой, транспортной и т.п. Автоматизированы банки, аэропорты, вокзалы, крупные магазины, предприятия, офисы, госучреждения и т.п. Но почему же сфера медицины до сих пор остается как бы вне общенационального процесса? Ведь информационные потоки в больницах и поликлиниках просто гигантские. Между тем практически во всех государственных медицинских учреждениях Украины все важные данные до сих пор хранятся на бумажных носителях. И попробуйте из бумажного Монблана (а то и Эвереста) извлечь нужный документ: сколько на это потребуется времени?!

Нетрудно предположить, что подобные рассуждения уже давно приходят в голову многим врачам. Но оснащение больниц, клиник современной аппаратурой, разработка и внедрение соответствующих программ, связанное с этим обучение персонала и т.д. - дело хлопотное и крайне затратное. А как у нас финансируется медицинская отрасль, не знают разве что грудные младенцы. Тем более важным представляется прорыв, который совершен в киевской больнице № 12, руководство которой рискнуло реализовать проект "Электронная больница".

МЕНЬШЕ БУМАГ - БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ

Два года назад больнице № 12 совместно с компанией "Софтлайн", которая является ведущим украинским разработчиком и поставщиком программного обеспечения, удалось выиграть государственный тендер "Создание информационно-аналитической системы "Электронная больница". Перед медиками и программистами была поставлена задача - создать специальную информационно-аналитическую систему, призванную в конечном счете автоматизировать работу всех украинских клиник.

Надо отметить, что киевская городская клиническая больница № 12 совсем не случайно была выбрана в качестве испытательного полигона. Эта больница многопрофильная, она расположена в одном здании, имеет персонал достаточно высокого уровня, кроме того, сотрудничает с Национальным медицинским университетом. Важным оказался и тот момент, что первые попытки автоматизации тут начали делать еще 15 лет назад, т.е. врачи имели некоторый практический опыт, а главное, хорошо понимали необходимость такого подхода. К реализации данного проекта были привлечены такие мощные партнеры, как Cisco, Microsoft и Samsung.

И вот некоторые результаты.

Электронная система позволяет не только избавить врачей и медсестер от колоссальной бумажной работы, сопряженной с многократным занесением одних и тех же данных, но и сводит к минимуму вероятность ошибок. Теперь данные о пациенте заносятся в компьютерную базу всего один раз и на всех этапах лечения или составления отчетности могут быть легко предоставлены в распоряжение врача. Кроме того, в базе данных накапливается вся медицинская история пациента: диагностические и лечебные предписания, результаты обследований, листы нетрудоспособности, протоколы операций и т. д.

На современном этапе в условиях многопрофильной больницы очень трудно обеспечить своевременное возвращение доктору заказанной клинической информации, в частности, результатов анализов. Обратная связь выглядит очень запутанной и медленной. В условиях же компьютеризации с момента выполнения анализов до их получения доктором проходит полторы минуты. Как только они вносятся в базу данных, они тут же становятся доступными врачу. Такая информация гораздо более корректна, поскольку вероятность совершения ошибки сводится к минимуму. В конечном итоге, поскольку теперь доктор тратит значительно меньше времени на бумажную волокиту, он может уделить больше внимания пациенту.

Я спросил у Сергея Козлова, хирурга 12-й больницы, насколько сокращаются затраты времени на заполнение всякого рода бумаг.

- Минимум раза в три, - ответил врач.

Представляя себе объем бумажной работы, нетрудно прикинуть, сколько времени высвобождается у врачей для непосредственного общения с пациентом.

Но это - только одно достоинство "Электронной больницы".

Не менее важно и то, что врач, имея доступ в интернет, в случае необходимости может прямо со своего рабочего места выйти в Сеть, чтобы получить информацию или уточнить, какие методики применяются для лечения данной болезни, какие используются препараты. Ведь, скажем прямо, при огромной загруженности работой и при большом количестве новинок современной медицины, практикующему врачу очень сложно уследить за новыми веяниями, лекарствами, методиками. А интернет, который в данном случае выступает "кладовой информации", как раз и способен помочь выбрать верную методику лечения.

НАДЕЖНЫЕ ПОМОЩНИКИ ВРАЧА

Системы, подобные "Электронной больнице", уже достаточно давно и активно внедряются в развитых странах - ФРГ, США, Израиле и других. Казалось бы - бери за образец любую и внедряй на здоровье! Однако на практике все не так просто. Дело в том, что у нас и за рубежом разные требования к отчетным формам, документации и т.д.

Так что "снять программу один к одному" не получается.

Можно, конечно, попытаться адаптировать чужую систему автоматизации к украинским нормам здравоохранения, но это требует огромных и, по мнению специалистов, совершенно неоправданных затрат. Компания "Софтлайн" разработала систему автоматизации, отвечающую украинской специфике.

- Для принятия более качественных решений необходимо решить проблемы, связанные с недостаточной оперативностью внесения информации, - утверждает руководитель проектов и программ компании "Софтлайн" Юрий Моисеев. - Поэтому при внедрении очень важно установить систему сразу во всех отделениях больницы.

Но одной информационно-аналитической системы недостаточно для успешной реализации проекта. Ибо, прежде всего, необходимо было установить сервер, предоставить компьютерное оборудование для врачей-специалистов, провести локальную сеть и обеспечить ее функционирование. Эту задачу решила компания Cisco, которая является мировым лидером по поставкам полностью интегрированных решений для информационной инфраструктуры медицинских учреждений.

В проекте "Электронная больница" использовались продукты и технологии Microsoft, которые позволяют собирать и хранить медицинские данные, анализировать их, осуществлять обмен информацией между отдельными специалистами. Особенно важно и полезно использование такой системы в больницах и клиниках небольших городов, деревень, поселков, где профессиональный уровень врачей "по определению" ниже, чем в столицах или крупных центрах: благодаря интернету любой лечащий врач может получить консультацию у ведущих специалистов.

На семинаре рассказывали, что похожая система "Виртуального стационара" создана в Румынии, где, точно также как и у нас, в провинции катастрофически не хватает не то что высококвалифицированных, а просто специалистов. Зато теперь врачи, работающие в малых городах, имеют возможность прибегнуть к виртуальному медицинскому консилиуму, что, как утверждают разработчики системы, "существенно сокращает неравенство в доступе к качественным медицинским услугам".

Менеджер направления "Охрана здоровья и социальная сфера" в Центральной и Восточной Европе Татьяна Знаменская высказала уверенность, что в Украине есть все предпосылки для внедрения электронных систем здравоохранения, и заверила, что компания Microsoft "сделает все от нее зависящее, чтобы успешно поддержать этот процесс".

Еще одним участником проекта "Электронная больница" стала столь же широко известная компания Samsung.

Поскольку, как оказалось, в силу специфики работы медицинского персонала применение стандартных персональных или портативных компьютеров не вполне эффективно, компания выпускает ультрапортативные компьютеры весом менее 700 грамм, которые могут работать в автономном режиме до 4,5 часов. 7-дюймовый экран этих компьютеров обеспечивает комфортную работу врача, а расширенные коммуникационные возможности позволяют иметь доступ к необходимой информации даже в том случае, если доктор не находится на рабочем месте. Встроенные фото- и веб-камеры дают возможность делать качественные фотоснимки и проводить интернет-конференции.

БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ...

Если говорить честно, то услышанное и увиденное на семинаре и особенно беседы с врачами, которые уже испытали на себе все преимущества информационно-аналитической системы, вызвали далеко не легкую зависть.

Между тем, как утверждают специалисты, то, что уже сделано в рамках проекта "Электронная больница", несмотря на кажущуюся невероятность - с учетом реального положения дел в отечественной медицине, - это всего лишь первый этап. На следующей стадии проекта планируется обеспечить компьютерами рабочие места медсестер, развитие сайта клиники и такого перспективного направления, как телемедицина.

В Украине (в отличие даже от Румынии) полученные в больнице результаты обследования до сих пор практически невозможно послать в столицу на консультацию ведущему специалисту в этой области. Развитие телемедицины может кардинально изменить ситуацию. Ведь теперь доктор сможет, связавшись с центральным офисом любого специализированного учреждения, выслать по интернету результаты обследования пациента и получить квалифицированное заключение или консультацию по методам лечения и т.п. Еще важно и то, что система автоматизации, помимо сугубо лечебной сферы, коснется и других сторон многообразной деятельности больницы, в частности, позволит оптимизировать ее бизнес- процессы: логистику, учет медикаментов, питание пациентов и пр.

"Как только все основные области системы будут отшлифованы, ее можно будет ставить на поток, автоматизируя все многопрофильные больницы Украины", - оптимистически заверяют авторы и реализаторы проекта.

Однако дорога к этой сияющей перспективе вряд ли будет легкой. И дело даже не в известной нехватке материальных ресурсов. Судя по выступлениям на семинаре некоторых представителей медицинской профессуры, внутри самого врачебного сообщества наблюдается серьезное недоверие и достаточно сильное сопротивление внедрению в медицину компьютерных методик. Но трудно понять, почему, когда компьютеризация касается буквально всех сторон человеческой жизни, медицина должна находиться в стороне от этого процесса. Конечно же, так быть не должно.

Однако время неизбежно расставляет акценты. И вернувшись из Киева, я был рад, обнаружив сообщение пресс-службы нашего областного совета, что программа телемедицины уже в скором времени может стартовать и в нашем регионе. Об этом заявил заместитель председателя облсовета Дмитрий Никитин.

- В рамках национальной программы информатизации, - сказал он, - я надеюсь, в этом году у нас стартует еще одна серьезная ее часть - программа телемедицины. Мы сможем предоставлять жителям отдаленных районов и городов возможность получить дистанционную консультацию врачей как с целью диагностики заболевания, так и по вопросам применения тех или иных медицинских мер.

Эксперименты по использованию возможностей телемедицины были проведены в прошлом году, даже состоялся первый медицинский консилиум с одним из университетов Голландии.

- Это действительно удобно и эффективно, - отметил Д. Никитин.

А раз вопрос поставлен уже в практической плоскости, то хочется верить, что и в нашем регионе вскоре появится своя "Электронная больница" - больница будущего.

Александр ГАЛЯС.

Киев-Одесса.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60