Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 51 (796)
30.12.2005
НОВОСТИ
Культура
Город
Образование
Выборы - 2006
Детский мир
Зазеркалье
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 51 (796), 30.12.2005

ОТ БОГА-СОБАКИ ДО СОБАКИ БАСКЕРВИЛЕЙ

"Все собаки попадают в рай".

Название мультфильма.

Год Собаки на Канарах! Наступающий 2006-й советуем встретить на этих экзотических островах, которые названием своим обязаны Колумбу, увидевшему здесь много диких собак...

В ту же эпоху (в 1551 году) известный ученый Д. Конрад Геснер написал "Общую книгу о животных", где в глава "О собаке" сказано: "Собака, по латыни canis, по-французски chien, из всех животных человеку самое верное и самое полезное. У собаки развит ум, она знает свое имя и узнает хозяина после долгой разлуки. Она понятлива и разным хитростям может научиться, так что всякий раз, когда она нас послушает получает угощение, а если неправильно сделает, то получает наказание. Мясо молодых жирных собак в старые времена богам приносилось в жертву. Если кого-нибудь болезнь живота мучает, пусть положит на живот маленькую собачку, она от недуга избавит. От собачьей крови волосы выпадают, если кого-нибудь бешеная собака укусила, собачьей шерстью накрой. И бородавки удалим, если их собачьей мочой будем натирать"...

Грядущий год – год Собаки согласно китайскому Зодиаку. Зодиак (zodion) от греческого уменьшительного zun – животное, diakos – колесо) один из наиболее распространенных символов в культурах Месопотамии, Египта, Иудеи, Греции, Рима, Северной Европы, Персии, Индии, Тибета, Китая, Америки. В основном распространена фигуративная модель, основанная на двенадцатигодичном основании макрокосма и микрокосма. Китайский Зодиак сложился между 1000 и 600 гг. до Р.X., вероятно, под влиянием индийского. Возможно, что животные для китайского гороскопа были заимствованы около 400-300 гг. до Р.Х. Буддийская легенда так объясняет круг зверей китайского Зодиака: Будда пригласил зверей на празднование Нового года, и пришли только 12. Среди них были Крыса, Бык, Тигр, Кот, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. Они и составили китайский Зодиак...

Собака – символ преданности, защиты, верности, бдительности. Источник этого символизма лежит в основном в кельтской и христианской традициях. В европейских баснях, где овечье стадо служит метафорой государства, пастух символизирует правителя, собаки – его слуг, овцы – послушных граждан, а волки – разбойников и бунтовщиков. Пастух не может обойтись без собак, но относится к ним без малейшего уважения, кормит впроголодь, бьет без зазрения совести и топит лишних щенков. Отсюда выражение "собачья жизнь", означающая далеко не лучшие жизненные условия.

У многих народов мира назвать человека собакой (особенно сукой, и не приведи Господь, на зоне) – значит нанести ему тяжкое оскорбление. Если собака забегает в христианский храм, ее избивают или убивают, а храм приходится освящать заново.

Собака считается нечистым животным также и в семитской и индусской традициях. Известен индийский рассказ о брахмане, который купил козленка и, взвалив его на плечи, нес домой. Несколько сговорившихся обманщиков по очереди подходили к нему и спрашивали, зачем такой уважаемый и святой человек носит на плечах собаку; наконец брахман в ужасе швырнул козленка на дорогу, и тот достался обманщикам.

Однако в некоторых культах собакам отведено почетное место. У египтян собака имела разные имена, но в основном соответствовала богу Сету и помимо всего несла охотничьи функции. (В других местах собак тоже напрямую ассоциировали с богами; например, ацтекский бог-собака вел солнце сквозь тьму загробного мира и возвращался вместе с ним каждое утро). Такая псовая загонная охота изображена на стене заупокойного храма царя Сахура пятой династии на гробницах Тахотепа и Мерирука. Египетские борзые собаки отличались быстротой и свирепостью. Они легко догоняли антилоп и газелей. Одомашнивание египетской собаки произошло во времена неолита, и на сосудах накада дошло до нас изображение дикой гривастой овцы, окруженной животными в ошейниках, по-видимому собаками. За убийство собаки в Египте карали смертной казнью.

Во многих культурах собака была одновременно символом презрения и преданности, что закрепилось в современной идиоматике – эта противоречивость отражена в происхождении слова "циник" от греческого "kion" (собака), оскорбительного выражения по отношению к последователям философа Диогена, иллюстрирующего их агрессивную грубость, но принятого затем как подходящее обозначение их роли стражей морали. Название "доминиканцы" для монашеского ордена переводится с латинского как "псы Господа" и прямо символизирует миссию охраны христианских догм. В христианстве собака – тоже подходящий символ для пастыря Господня, и поэтому она была эмблемой духовенства.

Собаки – символы милосердия в кельтском искусстве, спутники многих богинь – покровительниц целительства, а также охотников и воинов. Собаки – символы защиты в Японии, а также в Китае, хотя они там могут иметь репутацию демонических созданий, особенно в космическом символизме как солнца, так и ветра. Послушный пес – символ верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после смерти превратятся в собаку.

В индуизме собаки считаются спутниками бога смерти Ямы, что наводит нас на связь собаки с загробным миром. С загробным миром собака ассоциировалась и в других древних представлениях – как его страж и проводник, доставляющий туда души усопших (через реку Смерти в мифах майя, мифический древнегреческий Цербер, ужасающий трехглавый пес у входа в ад). Трехглавые псы также сопровождали Гекату, богиню смерти, которая часто посещала могилы и перекрестки дорог и в честь которой древние греки приносили в жертву собак (собаки часто были жертвенными животными и в честь своих умерших хозяев). Среди других символов агрессии – скандинавский адский пес Гарма и черная собака сатаны. С этим представлением тесно связан образ (или шакала) – опять же как стража загробного мира – египетского Анубиса, греческого Кербера и т. д. С приходом христианства страж загробного мира превращается в прислужника дьявола или даже перевоплощается в дьявола. Особенно популярен в этом отношении черный пудель, в облике которого дьявол сопровождает папу Сильвестра II, Фауста, Агриппу Неттесгеймского. У древних германцев черта называли адской собакой – тут уже рукой подать до знаменитой собаки Баскервилей.

В Меланезии, в североамериканских и сибирских легендах ум собаки сделал ее символом неистощимых выдумок, создателем или похитителем огня.

Как и другие подобные легендарные фигуры, собак и проклинали и восхваляли. В некоторых легендах утверждается, что из-за оплошности собаки человек потерял дар бессмертия.

В греческом мифе собака произвела винную лозу. В мексиканской культуре собака связывалась с молнией и дождем. В древнеиранском искусстве духи воздуха изображались в виде крылатых собак. В зороастрийских текстах говорится, что душа умершей собаки превращается в ручей. Мертвые тела зороастрийцев пожирали священные собаки или хищные птицы. Души умерших были в более тесном контакте с собаками в древности в Центральной Азии и Персии, где телами умерших также кормили собак (этот обычай восходит к упоминавшемуся семитскому и мусульманскому представлениям о собаке как о нечистом, подлом, жадном животном, которого использовали только как сторожа (за исключением гончих собак, у которых был более высокий статус). Ф. Оссендовский указывает на существование аналогичного обычая у монгольских буддистов. Отец Бодончара (предка Чингисхана) приходил к его матери после заката в облике человека, а уходил перед восходом в облике желтого пса. Многие древние тюркские народы вели свой род от собак; у тюрков этот род назывался Итларь.

Повсеместно собакам предписывается способность видеть духов. В индоиранской культуре такой способностью наделяются собаки с двумя белыми пятнами над глазами. Считается также, что собака может инстинктивно предчувствовать опасность (в частности, смерть или чуму) и сигнализирует об этом всем.

Белый фокстерьер Хиппер, поднявший ухо по направлению к граммофону, – один из самых известных товарных знаков современного мира. Впервые изображение Хиппера появилась на пластинках "Граммофон-Компани". В июле 1910 года компания зарегистрировала его под названием "Голос его хозяина" как свой официальный торговый знак. К этому времени Хиппер уже стал известным в США на пластинках компании "Виктори". Компания ЭМИ продолжает использовать Хиппера в качестве своей торговой марки по сей день. Стилизованные формы первоначального рисунка встречаются в ее магазинах по всей Великобритании и Европе.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.