+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 43 (1483), 14.11.2019 НАВСЕГДА ОСТАЛСЯ ШТЕПСЕЛЕМВ этом году, 11 ноября, исполняется сто лет со дня рождения выдающегося мастера украинской эстрады, народного артиста Украинской СССР Ефима БЕРЕЗИНА. Наш земляк прославился под сценическим псевдонимом ШПЕПСЕЛЬ, выступая в дуэте с Юрием ТИМОШЕНКО (ТАРАПУНЬКА). ФАКТЫ БИОГРАФИИ Ефим Иосифович Березин родился 11 ноября 1919 года в семье билетера Одесского цирка. Детство его прошло в районе Нового базара, о чем Березин вспоминал с юмором, хотя признавался, что жить было нелегко. В школьные годы активно участвовал в самодеятельности, за исполнение стихов Пушкина получил премию на городском конкурсе чтецов. После окончания школы поступил в Киевский театральный институт. Учился на одном курсе с Юрием Тимошенко. 1 апреля 1939 г. два третьекурсника впервые выступили дуэтом на студенческом "капустнике". Особый успех имел номер "Давайте не будем", где Тимошенко дебютировал в образе милиционера. Маска театрального осветителя появилась у Березина немного позже, весной 1941 года, когда молодые артисты стали вести концерты мастеров искусств. Практически сразу после окончания вуза и начала войны Березин и Тимошенко были мобилизованы в армию и направлены в Ансамбль песни и танца Юго-Западного фронта, где служили вместе с балетмейстером Павлом Вирским и композитором Марком Фрадкиным. Артисты выступали в образах-масках повара Галкина (Березин) и банщика Мочалкина (Тимошенко), пели озорные частушки, исполняли сатирические интермедии. С этими персонажами летом 1942 года выступали в Москве на Днях Украины. В военные годы артисты были удостоены ряда наград: орден Красной Звезды, медали "За трудовое отличие", "За оборону Сталинграда", "За оборону Киева", "За освобождение Варшавы", "За освобождение Праги", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина". После демобилизации в 1945 г. вернулись к прежним образам — сельский милиционер Тарапунька (Тимошенко) и монтер Штепсель (Березин). В этом качестве с огромным успехом выступили на Втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, который проходил в 1946 г. Став лауреатами, обладателями первой премии, Тимошенко и Березин получили приглашение вести концерты на самой престижной в ту пору эстрадной площадке Союза — в театре "Эрмитаж". Творческая размолвка привела к временному перерыву в выступлениях дуэта. Березин в этот период (1946–1948 гг.) работает режиссером Киевского русского драматического театра им. Л. Украинки, главным режиссером республиканской эстрады. Но вскоре Тимошенко снова предложил партнеру воссоединиться, и на протяжении более чем 35 лет сатирический дуэт Тарапунька и Штепсель был одним из самых популярных на советской эстраде. Сочетание русского и украинского языков помогало артистам использовать богатство юмора обоих народов. Штепсель в этом дуэте был традиционным резонером, и хотя самые веселые реплики приходились на долю Тимошенко, но цементировал программу именно Березин. Тем более, что, обладая замечательной памятью, он нередко подсказывал своему забывчивому партнеру тексты интермедий. Постепенно артисты пришли к необходимости создавать эстрадные спектакли. Пробой пера оказалась программа "Везли эстраду на Декаду", которая с громадным успехом была показана летом 1960 г. во время Декады украинского искусства в Москве. Признанием удачи стало присвоение актерам звания народных артистов Украинской ССР. В дальнейшем Тимошенко и Березин подготовили несколько концертных программ, некоторые из них легли в основу кинофильмов, где артисты выступали соавторами сценария, режиссерами и исполнителями главных ролей ("Ехали мы, ехали", "Штепсель женит Тарапуньку", "Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя" и др.). Смерть Тимошенко в 1986 г. стала для Березина страшным ударом: он лишился не только партнера, но и верного друга. На похоронах Ефим Иосифович сказал: "Так много хотел тебе сказать на прощанье, но... Прости, Юра, я впервые забыл свой текст". Некоторое время Ефим Березин еще выступал с программами памяти Юрия Тимошенко, но тяжелая болезнь заставила его в 75 лет окончательно распрощаться с эстрадой. В 1990-е годы артист уехал с семьей в Израиль. Ефим Иосифович умер в Тель-Авиве 29 мая 2004 года. Похоронен в Израиле, на кладбище Яркон в Петах-Тикве. 12 августа 2018 года в Одессе на фасаде дома по улице Княжеской, 29, где родился и жил до войны Ефим Березин, по инициативе Михаила Пойзнера, поддержанной Всемирным клубом одесситов, торжественно открыли мемориальную доску выдающемуся артисту.
"Я ВЫРОС НА НОВОМ БАЗАРЕ" Это интервью Ефим Иосифович дал в 1989 году. — Как по-вашему, что за таинственное "удобрение" находится в одесской почве, благодаря чему с таким завидным постоянством появляются здесь выдающиеся юмористы? — Ну что я вам могу сказать? Банальности, вроде климата, солнца, смешения наций и наречий, должно быть, давно надоели. И, по-моему, дело не в таинственных свойствах почвы, а в людях, на этой почве живущих. Я вырос на Княжеской, возле Нового базара, и это в моем характере многое определило... Когда я уступал в трамвае место женщине, то в ответ на благодарность неизменно говорил: — А как же иначе?! Ведь я воспитан в Одессе, на Новом базаре! Но, кроме шуток, на Новом базаре торговали люди очень воспитанные и приличные. А как обращались к женщине: "Мадам!" Если моей маме говорили: "Мадам Березина, посмотрите на эту чудную скумбрийку!", то как она могла пройти мимо?! А как продавали арбузы?! Продавец разрезал его, и если арбуз не был ярко-красным, то его тут же отдавали детям, к великой их радости. Поступить иначе не позволял неписаный закон чести Нового базара. Между прочим, именно на Новом базаре я увидел впервые в жизни представление. Ходил по базару могучий гладиатор, выжимал на глазах у всех огромные гири, а потом обходил зрителей, собирая деньги. Но вот однажды во время этого представления вышел какой-то сельский парень и начал выжимать те же гири. Мы, мальчишки, обмерли: неужели наш кумир сокрушен? Но за него вступились торговки, набросившиеся на неожиданного "конкурента": "Тебе что, жалко, что человек копейку заработает?! Пошел отсюда!" Вот таким, пестрым и неожиданным был Новый Базар, на котором прошли мое детство и юность... — Когда же вас потянуло на сцену? — Так ведь и артистический мир я узнал с самого раннего возраста. Мой отец полвека проработал билетером в одесском цирке. (Как-то в Нью-Йорке я встретил человека, который помнил, как мой отец пропускал детей бесплатно на галерку). Репертуар клоунов и одесских артистов-разговорников я знал, что называется, назубок. Между прочим, благодаря этому и состоялся мой сценический дебют. Я учился в 29-й школе на Старопортофранковской. Как-то на вечер в честь Первого мая к нам должны были приехать артисты, но почему-то не прибыли. И тогда мои одноклассники, зная о моем увлечении, буквально вытолкали меня на сцену, и я провел, можно сказать, моноспектакль, "выдав на гора" весь свой репертуар. Разумеется, я был активным членом драмкружка, который вела в школе Феня Львовна Коршаковская. В 1937 году на городской Пушкинской олимпиаде за исполнение сцены у фонтана из "Бориса Годунова" был даже удостоен премии. В том же году я окончил школу и оказался перед выбором. В то время одесские мамы мечтали видеть своих детей инженерами или врачами. Мне настойчиво советовали поступать в политехнический, тем более, что школу я окончил с отличием, но я уже был навсегда болен театром. И поехал в Киев поступать в театральный институт. Там я и встретился с Юрием Тимошенко... — Для одессита — путь нетипичный. Обычно наши земляки стремятся "завоевать" Москву, в худшем случае, Ленинград... — А сколько раз нам с Тимошенко предлагали перебраться в столицу! Но наши сценические образы неотделимы от Украины... Хотя бывали годы, что мы в Москве жили месяцами. — В 1946 году ваш дуэт завоевал звание лауреата Второго Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Приглашали ли вас на правительственные концерты, где должен был присутствовать Сталин? — В 1951 году в Москве проходила Декада украинского искусства. На заключительном концерте в Большом театре мы должны были вести второе отделение. Однако режиссер Туманов категорически отверг наши кандидатуры: — Вы прекрасные мастера, но при Сталине в Большом театре клоуны еще не выступали! Так мы и не выступили перед вождем, о чем тогда страшно жалели, хотя, как сейчас выясняется, может, оно и к лучшему... — Зато Хрущев, говорят, вас очень любил? — Нам рассказывали, что Никита Сергеевич, проводя совещания и громя разгильдяев и волокитчиков, не раз в сердцах бросал: "Нет не вас Тарапуньки и Штепселя!" В 1960 году на Декаду украинского искусства в Москве мы повезли свой спектакль. Побывавший на нем Аджубей, зять Хрущева, потом восторженно говорил своему тестю: "Удивительно: разговаривают по-украински, а мы все понимаем!" Ему и невдомек было, что мы перед поездкой очень тщательно готовили репертуар, подбирая слова и строя фразы таким образом, что их легко мог понять человек любой национальности, владеющий русским языком. — Сейчас многие артисты и писатели-сатирики рассказывают нам, как в достопамятные годы им "резали" репертуар. С вами подобное происходило? — Конечно! Если поднять архивы всех наших программ за сорок лет, то не найдете страницы, где бы не было что-то вычеркнуто. Хотя, честно говоря, нам грех обижаться на судьбу: считаю, что то главное, что мы хотели сказать, мы сказали. Приходилось, разумеется, как-то выкручиваться, нарочно выпячивая не самые существенные вещи, и бросая таким образом "кость" цензуре и редакторам, но благодаря этому сберегались основные мысли. А в нашей последней программе было вычеркнуто одно единственное слово. Там была фраза: "Приехали мы на Камчатке на аэродром", так вот "Камчатку" почему-то вычеркнули, как будто наличие там аэродромов — военная тайна.
ТАК ОНИ ШУТИЛИ В одном из номеров Тарапунька предложил создать "Министерство хорошего отношения к людям". На что Штепсель заметил, что название министерства какое-то слишком длинное. "Тогда можно просто, и без людей, — ответил Тарапунька. — Зачем нам люди? Главное — министерство! А в министерстве — главки: ГлавЧуткость, ГлавЛюбовь, ГлавНежность, ГлавЗабота". Штепсель, притворившись условным покупателем, обращается к ГлавЗаботе с просьбой о помощи, но ГлавЗабота посылает его к ГлавЛюбви, ГлавЛюбовь к ГлавЧуткости... И нет никакой возможности простому человеку разобраться, куда ему действительно стоит обратиться, чтобы решить свою проблему: все они оказываются совершенно безответными и бесполезными. В репризе "Брехометр" помощник главного директора неизвестного предприятия (Штепсель) устанавливает на подиуме для начальника палочку. Палочка не простая, а волшебная: она определяет степень лжи в речи человека и бьёт его по голове за самое наглое враньё. Директор (Тарапунька) — образ собирательный: вся та "вода", которую он льёт на своих рабочих и коллег с подиума о великом труде, заслугах, наградах, — это общие слова, которые могли бы быть сказанными директором абсолютно любого предприятия, завода, фабрики, учреждения. Волшебная палочка забивает оратора чуть ли не в землю: хвалебное слово директора самому себе терпит фиаско. В репризе "Пойман — не вор" Тарапунька и Штепсель высмеивали рабочих, которые то и дело что-то уносят домой с завода или фабрики, то есть, подворовывают казённое имущество. Артисты придумали "персонажа-наоборот" — передовика производства и кадрового рабочего, который, напротив, всё приносит из дома на завод: и хорошие рабочие инструменты, потому что казённые надо беречь, и два килограмма гвоздей, потому что свои — лучше, они с полированными шляпками, и даже кактус, чтоб украсить помещение. О современном им обществе Тарапунька и Штепсель рассуждали в репризе "Двадцатый век". Для Штепселя это и научно-технический прогресс, и стопроцентная грамотность, и всеобщая вовлечённость в спорт, а для Тарапуньки — суетливость, вечный цейтнот и гонка за собственной жизнью. "Все читают: в парке, в метро, в автобусе!" — восхищался Штепсель. "А на работе как читают, сходят на обед и снова читают", — иронизировал Тарапунька. "Все занимаются спортом, все бегают", — утверждал Штепсель. "Пассажиры бегут за автобусом, милиционер — за пассажирами, девушки — за хлопцами, а старики — от инфаркта", — парировал Тарапунька. Номер "Чего хотят мужчины" представлял собой рассуждение на один из "вечных вопросов" взаимоотношений мужчин и женщин и попытку понять, чего же хотят и те, и другие. Штепсель недоволен своей женой: у неё всегда кухня, уборка и стирка, а в театр и кино она с ним не ходит, не говоря уже о музеях. Жена Тарапуньки же, наоборот: обеды готовить не хочет, зато погружена в культурную среду и всё время читает. Оголодавший Тарапунька предлагает Штепселю поменяться жёнами: "Ты будешь гордиться моей женой, а я буду есть!"
Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.
|
|
||||||||||||||||
|