+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 43 (890), 16.11.2007 БОЛЬНИЦА БУДУЩЕГОПолучив приглашение на семинар под таким названием, автор этих строк ждал, что попадет в мир белых халатов. А попал в среду, где главными героями оказались компьютерщики. Что, впрочем, и неудивительно: куда сегодня денешься без компьютеров?! Поразило другое: как просто, оказывается, можно решить некоторые наболевшие проблемы нашей медицинской системы, если, разумеется, есть на то желание и понимание необходимости внедрения современных технологий. ЕСЛИ ПОЧЕРК ПЛОХ, ТО КОМПЬЮТЕР - БОГ - Как вы думаете, почему у большинства врачей такие неразборчивые почерки? - озадачил собравшихся один из докладчиков. - Да потому, - продолжил он, - что на оформление разного рода документов они тратят столько времени, что просто не успевают заниматься собственно лечением. В подтверждение этого тезиса (против которого, впрочем, никто из медиков и не спорил) были приведены расчеты такого авторитетного специалиста, как члена-корреспондента Академии медицинских наук Украины, главный хирург Министерства здравоохранения Петр Фомин. - На каждого пациента, который поступает в больницу, - утверждает профессор, - нужно составить историю болезни, вмещающую до 150-200 параметров, зачастую повторяющихся. Мы провели небольшое исследование и выяснили: если пациент провел одни сутки в больнице, то его фамилия, паспортные данные, пол, возраст отмечаются в различных местах до 20 раз. Если же пациент был прооперирован и провел в больнице несколько суток, то его данные заносятся до 40-45 раз в различных журналах учета, ведомостях, бланках направлений, отчетах и т. д. При двадцатикратном переписывании одних и тех же данных немудрено допустить ошибку, а что говорить о сорокакратном дублировании? Хорошо, если все обойдется, а если нет? Неточности и опечатки в таком деле могут очень дорого стоить. А теперь представим себе, сколько пациентов принимает за год даже не слишком крупная больница и сколько при этом тратится на описательную волокиту времени, сил, да и просто бумаги! Между тем сия проблема - вовсе не бином Ньютона: стандартные, часто повторяющиеся данные можно просто один раз внести в компьютер, а затем копировать их на новый документ. Такая операция занимает считанные секунды. Данный пример - простейший, можно сказать, элементарный, однако даже он свидетельствует: применение современных технологий экономит врачам колоссальное количество времени, которое с куда большим успехом можно использовать для выполнения самой важной функции - лечения больного. Не говоря уже о том, что, если, как справедливо замечает профессор П. Фомин, в процессе многократного переписывания возможны неточности и даже ошибки (а цена врачебных ошибок известно какая!), то компьютер от такого рода ошибок полностью гарантирует. А теперь давайте зададимся простым вопросом. В последние годы в Украине мы наблюдаем стремительную компьютеризацию буквально всех сфер - финансовой, производственной, управленческой, торговой, транспортной и т.п. Автоматизированы банки, аэропорты, вокзалы, крупные магазины, предприятия, офисы, госучреждения и т.п. Но почему же сфера медицины до сих пор остается как бы вне общенационального процесса? Ведь информационные потоки в больницах и поликлиниках просто гигантские. Между тем практически во всех государственных медицинских учреждениях Украины все важные данные до сих пор хранятся на бумажных носителях. И попробуйте из бумажного Монблана (а то и Эвереста) извлечь нужный документ: сколько на это потребуется времени?! Нетрудно предположить, что подобные рассуждения уже давно приходят в голову многим врачам. Но оснащение больниц, клиник современной аппаратурой, разработка и внедрение соответствующих программ, связанное с этим обучение персонала и т.д. - дело хлопотное и крайне затратное. А как у нас финансируется медицинская отрасль, не знают разве что грудные младенцы. Тем более важным представляется прорыв, который совершен в киевской больнице № 12, руководство которой рискнуло реализовать проект "Электронная больница". МЕНЬШЕ БУМАГ - БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ Два года назад больнице № 12 совместно с компанией "Софтлайн", которая является ведущим украинским разработчиком и поставщиком программного обеспечения, удалось выиграть государственный тендер "Создание информационно-аналитической системы "Электронная больница". Перед медиками и программистами была поставлена задача - создать специальную информационно-аналитическую систему, призванную в конечном счете автоматизировать работу всех украинских клиник. Надо отметить, что киевская городская клиническая больница № 12 совсем не случайно была выбрана в качестве испытательного полигона. Эта больница многопрофильная, она расположена в одном здании, имеет персонал достаточно высокого уровня, кроме того, сотрудничает с Национальным медицинским университетом. Важным оказался и тот момент, что первые попытки автоматизации тут начали делать еще 15 лет назад, т.е. врачи имели некоторый практический опыт, а главное, хорошо понимали необходимость такого подхода. К реализации данного проекта были привлечены такие мощные партнеры, как Cisco, Microsoft и Samsung. И вот некоторые результаты. Электронная система позволяет не только избавить врачей и медсестер от колоссальной бумажной работы, сопряженной с многократным занесением одних и тех же данных, но и сводит к минимуму вероятность ошибок. Теперь данные о пациенте заносятся в компьютерную базу всего один раз и на всех этапах лечения или составления отчетности могут быть легко предоставлены в распоряжение врача. Кроме того, в базе данных накапливается вся медицинская история пациента: диагностические и лечебные предписания, результаты обследований, листы нетрудоспособности, протоколы операций и т. д. На современном этапе в условиях многопрофильной больницы очень трудно обеспечить своевременное возвращение доктору заказанной клинической информации, в частности, результатов анализов. Обратная связь выглядит очень запутанной и медленной. В условиях же компьютеризации с момента выполнения анализов до их получения доктором проходит полторы минуты. Как только они вносятся в базу данных, они тут же становятся доступными врачу. Такая информация гораздо более корректна, поскольку вероятность совершения ошибки сводится к минимуму. В конечном итоге, поскольку теперь доктор тратит значительно меньше времени на бумажную волокиту, он может уделить больше внимания пациенту. Я спросил у Сергея Козлова, хирурга 12-й больницы, насколько сокращаются затраты времени на заполнение всякого рода бумаг. - Минимум раза в три, - ответил врач. Представляя себе объем бумажной работы, нетрудно прикинуть, сколько времени высвобождается у врачей для непосредственного общения с пациентом. Но это - только одно достоинство "Электронной больницы". Не менее важно и то, что врач, имея доступ в интернет, в случае необходимости может прямо со своего рабочего места выйти в Сеть, чтобы получить информацию или уточнить, какие методики применяются для лечения данной болезни, какие используются препараты. Ведь, скажем прямо, при огромной загруженности работой и при большом количестве новинок современной медицины, практикующему врачу очень сложно уследить за новыми веяниями, лекарствами, методиками. А интернет, который в данном случае выступает "кладовой информации", как раз и способен помочь выбрать верную методику лечения. НАДЕЖНЫЕ ПОМОЩНИКИ ВРАЧА Системы, подобные "Электронной больнице", уже достаточно давно и активно внедряются в развитых странах - ФРГ, США, Израиле и других. Казалось бы - бери за образец любую и внедряй на здоровье! Однако на практике все не так просто. Дело в том, что у нас и за рубежом разные требования к отчетным формам, документации и т.д. Так что "снять программу один к одному" не получается. Можно, конечно, попытаться адаптировать чужую систему автоматизации к украинским нормам здравоохранения, но это требует огромных и, по мнению специалистов, совершенно неоправданных затрат. Компания "Софтлайн" разработала систему автоматизации, отвечающую украинской специфике. - Для принятия более качественных решений необходимо решить проблемы, связанные с недостаточной оперативностью внесения информации, - утверждает руководитель проектов и программ компании "Софтлайн" Юрий Моисеев. - Поэтому при внедрении очень важно установить систему сразу во всех отделениях больницы. Но одной информационно-аналитической системы недостаточно для успешной реализации проекта. Ибо, прежде всего, необходимо было установить сервер, предоставить компьютерное оборудование для врачей-специалистов, провести локальную сеть и обеспечить ее функционирование. Эту задачу решила компания Cisco, которая является мировым лидером по поставкам полностью интегрированных решений для информационной инфраструктуры медицинских учреждений. В проекте "Электронная больница" использовались продукты и технологии Microsoft, которые позволяют собирать и хранить медицинские данные, анализировать их, осуществлять обмен информацией между отдельными специалистами. Особенно важно и полезно использование такой системы в больницах и клиниках небольших городов, деревень, поселков, где профессиональный уровень врачей "по определению" ниже, чем в столицах или крупных центрах: благодаря интернету любой лечащий врач может получить консультацию у ведущих специалистов. На семинаре рассказывали, что похожая система "Виртуального стационара" создана в Румынии, где, точно также как и у нас, в провинции катастрофически не хватает не то что высококвалифицированных, а просто специалистов. Зато теперь врачи, работающие в малых городах, имеют возможность прибегнуть к виртуальному медицинскому консилиуму, что, как утверждают разработчики системы, "существенно сокращает неравенство в доступе к качественным медицинским услугам". Менеджер направления "Охрана здоровья и социальная сфера" в Центральной и Восточной Европе Татьяна Знаменская высказала уверенность, что в Украине есть все предпосылки для внедрения электронных систем здравоохранения, и заверила, что компания Microsoft "сделает все от нее зависящее, чтобы успешно поддержать этот процесс". Еще одним участником проекта "Электронная больница" стала столь же широко известная компания Samsung. Поскольку, как оказалось, в силу специфики работы медицинского персонала применение стандартных персональных или портативных компьютеров не вполне эффективно, компания выпускает ультрапортативные компьютеры весом менее 700 грамм, которые могут работать в автономном режиме до 4,5 часов. 7-дюймовый экран этих компьютеров обеспечивает комфортную работу врача, а расширенные коммуникационные возможности позволяют иметь доступ к необходимой информации даже в том случае, если доктор не находится на рабочем месте. Встроенные фото- и веб-камеры дают возможность делать качественные фотоснимки и проводить интернет-конференции. БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ... Если говорить честно, то услышанное и увиденное на семинаре и особенно беседы с врачами, которые уже испытали на себе все преимущества информационно-аналитической системы, вызвали далеко не легкую зависть. Между тем, как утверждают специалисты, то, что уже сделано в рамках проекта "Электронная больница", несмотря на кажущуюся невероятность - с учетом реального положения дел в отечественной медицине, - это всего лишь первый этап. На следующей стадии проекта планируется обеспечить компьютерами рабочие места медсестер, развитие сайта клиники и такого перспективного направления, как телемедицина. В Украине (в отличие даже от Румынии) полученные в больнице результаты обследования до сих пор практически невозможно послать в столицу на консультацию ведущему специалисту в этой области. Развитие телемедицины может кардинально изменить ситуацию. Ведь теперь доктор сможет, связавшись с центральным офисом любого специализированного учреждения, выслать по интернету результаты обследования пациента и получить квалифицированное заключение или консультацию по методам лечения и т.п. Еще важно и то, что система автоматизации, помимо сугубо лечебной сферы, коснется и других сторон многообразной деятельности больницы, в частности, позволит оптимизировать ее бизнес- процессы: логистику, учет медикаментов, питание пациентов и пр. "Как только все основные области системы будут отшлифованы, ее можно будет ставить на поток, автоматизируя все многопрофильные больницы Украины", - оптимистически заверяют авторы и реализаторы проекта. Однако дорога к этой сияющей перспективе вряд ли будет легкой. И дело даже не в известной нехватке материальных ресурсов. Судя по выступлениям на семинаре некоторых представителей медицинской профессуры, внутри самого врачебного сообщества наблюдается серьезное недоверие и достаточно сильное сопротивление внедрению в медицину компьютерных методик. Но трудно понять, почему, когда компьютеризация касается буквально всех сторон человеческой жизни, медицина должна находиться в стороне от этого процесса. Конечно же, так быть не должно. Однако время неизбежно расставляет акценты. И вернувшись из Киева, я был рад, обнаружив сообщение пресс-службы нашего областного совета, что программа телемедицины уже в скором времени может стартовать и в нашем регионе. Об этом заявил заместитель председателя облсовета Дмитрий Никитин. - В рамках национальной программы информатизации, - сказал он, - я надеюсь, в этом году у нас стартует еще одна серьезная ее часть - программа телемедицины. Мы сможем предоставлять жителям отдаленных районов и городов возможность получить дистанционную консультацию врачей как с целью диагностики заболевания, так и по вопросам применения тех или иных медицинских мер. Эксперименты по использованию возможностей телемедицины были проведены в прошлом году, даже состоялся первый медицинский консилиум с одним из университетов Голландии. - Это действительно удобно и эффективно, - отметил Д. Никитин. А раз вопрос поставлен уже в практической плоскости, то хочется верить, что и в нашем регионе вскоре появится своя "Электронная больница" - больница будущего. Александр ГАЛЯС. Киев-Одесса.
|
|
|||||||||||||
|