+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 42 (1435), 23.11.2018 БАБЕЛЕВСКИЕ ПЕРСОНАЖИ - КУКЛЫОдесский театр кукол выпустил премьеру спектакля "Бабы Бабеля" для зрителей от 16 и старше. Режиссер из Минска Евгений Корняг данной постановкой заявляет попытку поиска театрального, пластического, музыкального языка, адекватного "библейски цветистому языку Исаака Бабеля". Задействованы все виды кукол, от ростовых и верховых до перчаточных и марионеток - для "взрослого" репертуара блеснули мастерством! Сюжеты Исаака Бабеля, рассказанные при помощи 65 кукол и десяти артистов, представлены в сумрачном колорите, но он как раз и соответствует идее показать мир героинь, где "ни свету, ни выходу". Линия знаменитого бандита Бени Крика проходит по касательной, главное - бабы, бабеночки, женщины, загнанные судьбой в клетку собственной телесности, раздираемые желаниями. И по большому счету, каждый мужчина для них - Король, даже если это всего лишь младший дворник Серега (исполняющему эту роль актеру приделали воронку вместо головы, ибо пьяница, и пудовые кулаки, это уже сращение живого артиста с куклой)... Старый бандюган Фроим Грач выполнен подробно и аккуратно в миниатюре и кажется живым, особенно когда прищуривается... Ангел Альфред в исполнении Вадима Горбанёва является не только в ангельско-кукольном, но и в человечье-натуральном обличье, ведь он получен земной женщиной от Господа без одежды, горничная Арина подхватывает свое белокожее счастье на руки. В центре внимания авторов спектакля оказываются три женщины, три страдалицы, да и в целом женский пол ("каждая девушка имеет свой интерес в жизни"). Актеры Александр Богданович, Евгения Глухова, Вадим Горбанёв, Марина Замчевская, заслуженная артистка Украины Нина Лукьянченко, заслуженные артисты Стас Михайленко и Валерий Стрелец, Александра Смирнова-Кошелева, Ирина Яцюк, Ольга Чабан стали оркестром, мастерски исполняющим сложную партитуру и поражающим зрителя все новыми и новыми сюрпризами. Уже за одно это новую работу театра надо ценить. Первые зрители оценивают постановку по-разному. Но больше понимания, чем отрицания. - Рассказы из разных бабелевских циклов, первые два из "Одесских рассказов", третий из ранних, питерских, - прокомментировал увиденное вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. - Но во всех есть мифологическая составляющая. Это в такой же мере Молдаванка, как у Гомера - Итака, Троя, это не выяснение отношений с Богом в трактире Петрограда, а вечный диалог поруганной души с миром... В трех рассказах режиссер, практически ни слова не меняя в бабелевских текстах, предлагает нам окунуться в мир комедии ("Король"), трагикомедии ("Отец") и трагедии ("Иисусов грех"). Для меня в рассказах Бабеля главными героями были мужчины - Беня Крик, Фроим Грач, Сережа... Режиссер ощутил боль бабелевских женщин - Двойры, Баси, Арины. Все они жаждут любви и не получают любви. Давно понимал, что кукольному театру под силу показать в человеке очень многое. Достаточно вспомнить театр Резо Габриадзе. И еще одно доказательство тонкости, полифоничности кукольного театра почувствовал на премьере. Корняг объединяет стихию пластического театра, почти балета, где все актеры движутся, где отсутствует статика, музыка для спектакля написана композитором Никитой Золотарем, с кукольным рядом, разнообразнейшим - от масок, до кукол, работающих в руках, от миниатюр до гигантских монстров. Художник-постановщик Татьяна Нерсисян, лауреат премии "Золотая маска" из Минска нашла удивительно точную характеристику для Двойры - кукла страшненькая, с базедовыми глазами, крепко держащая в тоненьких ручках щупленького женишка. А Баська - гигантская кукла. Огромные ручищи отдельно, они сами бьют, хватают, грозят, огромная голова отдельно, во рту которой помещается говорящий артист. Вспомнил при этом я головы художника-авангардиста Олега Целкова. Лица - задницы. Мне кажется, что именно эта ассоциация помогла Нерсисян создать такую невероятную куклу. Обычно гротеск делает ситуацию смешной. Здесь же - трагической. Но если в судьбе Баськи, которой, как мы помним, "хочется на травку", комедия становится трагикомичной, то в истории Арины, простит утки, которую услышал Бог и послал ей Ангела, а она его в порыве страсти убила, и вновь очутилась на дне - настоящая трагедия. И когда Арина снимает Христа с креста (этого нет у Бабеля, как говорят шахматисты - сильный ход режиссера), и когда Иисус просит у нее прощения (это есть у Бабеля) и она его не прощает - эмоционально спектакль выходит на коду. Должны ли простить женщины все унижения, поруганную честь, отсутствие любви? Не зрелище-развлечение, а работа для мыслей и чувств. Виолетта СКЛЯР. Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
|
|
|||||||||||||||||
|