+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 34 (1229), 5.09.2014 С ВЕРОЙ В ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДОЙ НА ЛУЧШЕЕМы уже рассказывали вкратце о том, как один из наиболее известных в городе студийных театральных коллективов театр "Встреча" на сцене Дома медработников показал свой новый спектакль "ДНК" по мотивам пьесы пермского драматурга Александра Югова "Птицы". Предлагаем вашему вниманию подробный разбор спектакля, который, надо думать, окажется поворотным моментом в одесской театральной жизни. Конечно, неподготовленного зрителя при взгляде на сцену оторопь берет: это совершенно новый, непривычный, сумасшедший мир со своими законами. Костюмы, сшитые из лоскутков, словно впопыхах. К одежде присобачены странные шланги с разными приспособлениями, например, часто герои говорят в раструбы-фужеры, а когда между ними возникает что-то вроде любви, они коммуницируются при помощи этих самых шлангов, у девочки оказывается на конце розетка, у мальчика - штепсель. Покрытые белым гримом лица, выделенные красными румянами... глаза. Периодически вспыхивает беспощадный белый свет, раздается резкий звонок, невидимая радиоточка бубнит что-то по-китайски. Герои то и дело манипулируют какими-то серебряными шариками - то перебирают их руками, перекладывают из контейнера в контейнер, бросают друг дружке, как мячики... Можно было бы подумать, что действие происходит на какой-то далёкой планете, но диалоги вполне бытовые: "Где ты был?", "Есть хочешь?", "Нужно попить чаю с малиной", "Бабушка за шифоньером больная"... Очень долго друг друга никто не слышит, диалог заходит в тупик. И снова вспышка света, резкий звонок, разговор начинается сначала и доходит до новой уже тупиковой точки. Сложнейшая партитура спектакля усвоена артистами блестяще. Возится с шариками Мама, Вера Максимовна (Екатерина Деревянкина, она же и художник по костюмам), нервно произнося свои ритуальные реплики про чай с малиной. Предъявляет залу пробирки с разноцветными жидкостями рыжая бестия Оля (Татьяна Бербат), актриса местного провинциального театра, по совместительству сторож: "Вечера отдыха для школьников и молодежи со сказочными героями... Чехов... Шекспир...". Богатый репертуар там у них! А пробирочки между тем тырит по одной поклонник Веры Максимовны, суровый, но симпатичный мужик Миша (Андрей Токовой). Оля в следующем диалоге снова заводит свою песнь о репертуаре - и теряется. Какой-то привычный порядок нарушен. Что-то будет по-другому. Хорошо это или плохо? Люди это или птицы? Наложила ли на Маму работа на птицефабрике такой отпечаток, что она, словно клуша, чахнет над своими серебристыми яйцами, не понимая сути происходящего, не слыша уже давно вылупившегося сына?.. Злобно высвистывая свои реплики, почти что ползком передвигается по сцене сущая гарпия, Бабушка (Елена Колесник). Мечется между гомосексуальной связью и привязанностью к превосходящей его по возрасту Оле сын Веры Максимовны Антон (Юрий Гончаров). Подключаясь штепселем к ее розетке, он явно испытывает необычный прилив чувств, мерно подпрыгивает... Его партнер Саша (Павел Черноус) вообще с ним не коммуницируется (и слава Богу!), больше занят чтением газеты и повторением бодро-равнодушной реплики: "Пока не напрягает!". Болезненное узнавание типажей современного общества сменяется более приятными чувствами, когда кто-то из героев оказывается в середине конструкции-клетки, внутри модели ДНК, звучат мелодии из советского прошлого ("В юном месяце апреле..."), и что-то между героями начинает налаживаться... Главное, чтобы Антон и Оля не предали свою любовь, ну в самом деле, Вера Максимовна, что вам дался Олин возраст, лучше дама постарше, чем вот такой вот Саша... За час пребывания на сцене герои повергают зал в массу взаимоисключающих эмоций и нащупывают в финале что-то невыморочное, настоящее, дарящее надежду. Ведь далеко не всё было так плохо в нашем общем прошлом, ведь были же мы людьми, а не биороботами, и наша ДНК осталась неизменной... Так называемая "новая драма" была решена одесским театром в жанре "абсурдфантастик". Художественный руководитель "Встречи" Николай Данилюк работает в Одесском украинском музыкально-драматическом театре имени Васыля Васылько помощником режиссера, окончил Киевский университет театрального искусства, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Он сам родом из "Встречи", ученик ее основателя и руководителя, энтузиаста Виктора Рыбченко, ровно год назад ушедшего из жизни. Экспериментальную линию, заданную основателем "Встречи", Николай продолжает. - Почти все наши актеры застали учителя, - рассказывает режиссер. - А к советским мелодиям я решил обратиться, чтобы добавить в эту мрачную обстановку позитива. Мы связывались с автором пьесы, он дал "добро" на использование этого текста, очень хотелось бы, чтобы он увидел наш спектакль вживую. Мечтаем о фестивальных поездках, "Встреча" всегда ведь ездила, показывала себя, привозила домой призы. Но это уж как повезет, время сложное. Стоит похвалить "Встречу" за интересный эксперимент и понадеяться на то, что отныне, следуя ее примеру, театры будут смелее проявлять фантазию в области грима и костюмов. Ведь пробираясь к сокровенному через внешнее (а именно такой путь задавал своим студийцам покойный Рыбченко, представитель вахтанговской школы, сторонник ярких подходов и броских сценографических решений), можно достигать необычайного эффекта. Спектакль "ДНК" получился у ребят глубоким, интересным, а началось всё с удара по нервам, создания собственного мира... Но зачем создавать жутковатые миры и пропитанные ненавистью семьи, когда существует любовь? Абсурд, абсурд... Фото Оксаны СОЛОПОВОЙ. Материалы полосы подготовила Мария ГУДЫМА.
|
|
|||||||||||||||||
|