Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 9 (1449)
14.03.2019
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Обратная связь
Юбилей
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Имена
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 9 (1449), 14.03.2019

"СМАЙЛЫ" ВМЕСТО ЛИЦ
И ПОРТРЕТЫ В МАСКАХ ИЗ ГЛИНЫ

Живописец Гарри Лиса сменил мастерскую, переехав из бывшего Дома культуры на Пересыпи в один из номеров гостиницы "Пассаж".

Окна мастерской выходят на галерею с французской кондитерской, сувенирными магазинами и, конечно, великолепной архитектурой. Если на прежнем месте художника тревожили призраки соцреализма и сюжеты о двойниках Ленина и Сталина (у них ведь и вправду интересная жизнь), то теперь, когда за окном прекрасные барочные скульптуры, вдохновение приходит из других сфер. Впрочем, когда Гарри шутки ради поставил лицом к окну картину с изображением двойника Сталина, ревнители декоммунизации позвонили в полицию, в мастерскую пришел охранник и попросил полотно убрать от греха.

А в девяностых галерея еще и не то повидала - ее заполонили было торговые лотки, и вместо изящной старины все внимание на себя оттянул Его Величество Базар... Хотя в самом начале девяностых проводили тут художники акции современного искусства, еще до засилия лотков. Совсем недавно по вечерам в галерее можно было встретить танцоров танго, наткнуться на причудливый буто-перформанс или концерт молодежного оркестра. Населена гостиница сегодня в основном студентами из Индии, Гарри считает, это не худшие арендаторы по нашим временам. Главное, что история "Пассажа" продолжается...

В первую очередь взгляд посетителя мастерской привлекает серия картин под условным названием "Дама в черном". Полуобнаженные восточные красавицы в хиджабах излучают сексуальность и загадочность. Художник передал свое восхищение девушками Хургады, Александрии и Каира.

- Их жизнь на самом деле мало отличается от жизни европеек. Признается художник. - Не скрою, они вызывают во мне восхищение!".

Одна восточная красотка - явный трансгендер, на создание этого образа Гарри подтолкнула встреча с Дедом Морозом, которого пригласили развлекать его маленькую племянницу и других детей, да только артист больше напоминал бородатую женщину, чем доброго старика-волшебника...

Ранние пейзажи с переливами полутонов, также присутствуют в мастерской. Надо сказать, Гарри не учился в академии художеств, занимался частным образом у известных живописцев, совсем как знаменитые мастера западноевропейского искусства... Длительное время он работал ассистентом фотографа в съемках разных жанров для брендов Max Mara, Weekend, Antony Morato, сотрудничал с дизайнерами одежды. На показе коллекции Даниила Тимофеева "Осень-зима 2015-2016" в Киеве была задействована работа молодого художника из серии "Человек-кошка" (любимый кот породы сфинкс по имени Даймонд, для друзей Димон - герой многих картин Гарри). Дебют состоялся в рамках проекта "Odessa Fashion Day" в Морской арт-галерее. Была "Одержимость" в галерее "ММ", была "персоналка" в залах ресторана "Cooper Burgers". Работы художника находятся в частных собраниях Украины, России, Польши, Германии, Израиля и США.

- Игорь Сахаров, у которого подолгу находился в арт-резиденции, учил меня, что художник должен быть продаваемым, - перечисляет Гарри. - Никас Сафронов донес до меня необходимость быть человеком публичным, популяризировать свое творчество. Одесский живописец, мощнейший андеграундный художник Виктор Павлов преподал мне урок абсолютной свободы, умения не бояться ничего ни в себе самом, ни в социуме. Он сам работает не ради денег, хотя деньги к нему идут. Было время, я гнался за деньгами, у меня в мастерской стояло одновременно пять мольбертов с одесскими двориками, которых ждали заказчики. Я остановился в какой-то момент, ушел в абстракцию. С 2014 года писал исключительно пейзажи, следя за тем, чтобы никто не мог назвать их милыми и слащавыми. Путешествия помогли понять, что впечатления важны, но миссия человека - работать в той стране, где он родился. И еще: в твоих поисках рождается нечто новое, когда ты отстраняешься от других художников, от выгоды какой-то.

Автопортрет с любимым котом Даймондом, ботинки, купленные на деньги с проданной картины, Альберт Эйзенштейн с подозрительно зеленым, словно доллар, языком... Стоп. Это мы уже перешли к новой серии, перед нами люди-смайлики, или смайлы, как их называет автор. Гарри умеет рисовать лица, он не прячется за условными изображениями, а осуществляет концептуальный подход.

- Изначально это был анализ общения в соцсетях, - рассказывает Гарри. - Мы очень часто прячемся за смайликами. И захотелось, коль скоро они уже стали важной составляющей общения, уделить им должное внимание, а также провести параллель между прошлыми столетиями и нынешним временем. Я взял образ из Рембрандта, потом Энгра, кардиналы получились бесстрастными, это смайлики вообще без эмоций, гладкие лица. Вот монахиня не является репликой известного полотна, она взята как образ. Ее я посвятил двойственному восприятию Дня святого Валентина в обществе, многие считают его непонятным и ненужным. Монахиня принимает этот праздник, но внутреннего протеста не может скрыть... Если большинство своих ранних картин я писал, пропуская их через собственное мировоззрение, то идея со смайликами существует обособленно от меня. Я тут всего лишь исполнитель, это реакция на современный мир, на современные технологии, на полученный в соцсети смайлик вместо слова "спасибо" - это само по себе не плохо, но в какой-то момент начинаешь задумываться, почему такое слово не было написано. Иной раз ловишь себя на мысли, что слово приносит больше радости. Ни осуждать кого-то за смайлики, ни негодовать по этому поводу я не собираюсь. Это просто размышления... С другой стороны, думаю, мои картины кому-то помогут принять такой стиль общения, характерный для современного мира. Говорили же наши предки на старославянском языке, но происходила эволюция общения, и вполне возможно, что в дальнейшем возникнут какие-то иероглифы...


А вот красотки без хиджабов, зато перемазанные белой и голубой глиной, с полотенцем на голове - ну это хуже обнажения, есть же какой-то предел, зачем показываться мужчине в таком виде? Умоешься, тогда и на глаза лезь, - сказал бы классик, но современные девушки рассуждают иначе.

- Женщины в косметических масках - это реакция на соцсети, где часто выставляют свои фото в таком виде, - продолжает доставать новые картины Гарри. - Сегодня уже не стесняются ни появляться перед мужчинами в таком виде, ни показывать, как это выглядит, в интернете. Достаточно часто можно встретить в Сети эти лица черные, зеленые, белые, вот белые, на мой взгляд, самые симпатичные. Как я к этому отношусь? Если вы заметили, в своих работах никого не критикую, не принимаю ничью сторону, мои картины - это зеркало времени...

Фото Степана АЛЕКЯНА.

Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660