Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 25 (1418)
27.07.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Образование
Событие
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Футбол
Культура
Литературная страница
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 25 (1418), 27.07.2018

ОНА ЕГО ЛЮБИТ

Две постановки минувшего сезона - "Одруження" и "Вона його любила" - стремительно вывели Одесский Украинский театр в лидеры национального театрального процесса.

Уже давно о нашем театре так много и в таком похвальном тоне не говорили и не писали искушенные столичные критики. Сказались многолетние усилия Игоря Равицкого по омоложению коллектива и осовремениванию репертуара; жаль только, что самому Игорю Николаевичу же не довелось вкусить плоды своей самоотверженной работы.

Спектакли Ивана Урывского и Стаса Жиркова, с моей точки зрения, трудно назвать безусловными удачами. Бесспорно только одно (и это признают практически все, чьи статьи мне довелось прочесть) - игра актрисы Марины Климовой.


Три четверти своей 27-летней жизни Марина провела на сцене. Попав в шесть лет на новогоднее представление Украинского театра (знак Судьбы?), девочка была настолько очарована увиденным, что захотела быть актрисой. Мама отвела ее в театр-студию Центра детского и юношеского творчества Малиновского района, а в девятом классе, уверившись, что сцена - ее истинное призвание, Марина пришла в Театральный лицей к Анатолию Падуке. Занятия у опытнейшего воспитателя многих талантов помогли ей без особых проблем поступить в Харьковский национальный университет искусств имени И. Котляревского. Тут она "попала в руки" народного артиста Украины Александра Павловича Васильева и заслуженной артистки Молдовы Ангелины Васильевны Филипповой, у которых к тому времени за плечами был без малого 45-летний опыт работы на сцене.

Будущих актеров их педагоги почти сразу после начала занятий стали приобщать к реальной работе, занимая в массовых сценах и эпизодах спектаклей Харьковского академического русского драмтеатра им. Пушкина, где работает их Мастер. Марина до сих пор помнит те ощущения, с которыми она впервые вышла на профессиональную сцену в "Поминальной молитве"; хоть и в массовке, а страшно.

Даже сейчас, имея семилетний опыт работы, сыграв несколько главных ролей, актриса признается, что перед каждым выходом на сцену испытывает это чувство; правда, теперь в нем меньше страха, а больше ответственности. Театр - искусство такое, что ни один спектакль не похож на другой; каким бы слаженным он не был, сколько бы раз не был сыгран, как бы прочно актеры не притерлись друг к другу, а все равно каждое представление - как езда в незнаемое.

- Выходя на сцену, ты знаешь, что должно произойти, но как оно будет - не знаешь, - говорит Марина.

Но это мы забежали вперед, вернемся к истокам.

И на занятиях, и на сцене юная одесситка выделялась среди сокурсников, так что после второго курса ее (и еще одного парня) пригласили в труппу Харьковского театра. Для двадцатилетней студентки это было грандиозное событие. Улыбаясь, Марина рассказывает, что долго не могла понять, почему большинство актеров, отыграв свои сцены, не остаются следить за тем, как идет спектакль, а разбредаются, и появляются снова лишь перед своим выходом. Ведь это же так интересно - наблюдать за тем, как это происходит сегодня, сейчас. Сама же всегда оставалась в кулисах, смотрела, училась, переживала...

Это трепетное отношение к сцене, к театру как к "святому дому" она сохранила до сих пор. Ни в коем случае не опаздывать, а придя в театр, переодеться, переобуться - это для Марины Климовой побуждение естественное, само собой разумеющееся.

Получив диплом, актриса осталась работать в Театре им. Пушкина, за сезон сыграла несколько небольших ролей и даже одну главную - в спектакле "Двери хлопают", и все вроде бы складывалось неплохо...

Но, приехав в отпуск домой, она попала на спектакль "Щастя поруч", в тот самый театр, который в детстве пробудил в ней страсть к сцене, и поняла, что хочет работать именно тут. Пришла к худруку Игорю Равицкому, тот предложил прослушаться, благо, вакансия имелась. Смотрел Игорь Николаевич Марину вместе с директором Валентиной Михайловной Прокопенко, и оба пришли к выводу: надо брать! И с 2014 года Марина Климова - актриса Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В. Васылько.

Она быстро ввелась в пять постановок театра, благо, данные для ролей молодых героинь у Марины практически идеальные. А через год ей досталась и первая "своя" главная роль - в спектакле "Тiнi забутих предкiв", которым дебютировал в театре Иван Урывский. Режиссер занял Марину и в своей следующей постановке - "Турандот", а затем поручил еще одну главную роль - в собственной версии гоголевского шедевра "Одруження". Тут актриса оказалась в центре композиции; вокруг нее строится действо, она практически не покидает сцену.

Эта постановка вызвала фурор. Один из ведущих театральных критиков Украины Олег Вергелис вообще возвел его в ранг "новой классики". При всем искреннем уважении к Олегу, лично я отношусь к "Одруженню" довольно скептически, а что касается исполнительницы главной роли, то в тот момент не увидел в ней ничего больше, кроме красивой девушки, старательно выполняющей волю режиссера. К счастью, это мое представление об актрисе полностью перевернула ее следующая роль - в спектакле "Вона його любила", который поставил киевский режиссер Стас Жирков по мотивам пьесы Андрея Иванова.

Сам по себе первоисточник - история о том, как юная оторва из ПТУ влюбилась в преподавателя философии, алкоголика, маменькиного сынка, и погибла от руки влюбленного в нее уголовника, - мог бы вызвать интерес и даже ажиотаж в пору "перестройки". Сегодня вся эта "новая русская драма" (а если называть вещи своими именами, то попросту "чернуха") воспринимается как "повторение пройденного", где трудно ждать открытий. Откровенно говоря, от спектакля Жиркова я никаких "чудес" и не ждал, даже раздумывал - стоит ли тратить время. Но пошел - и открыл для себя прекрасную актрису.

Поражает уже сама энергетика, с какой Марина Климова ведет свою роль. (Справедливости ради, все актеры в этой постановке играют с предельной отдачей). Но еще более поразительно то, как актриса, несмотря на надуманные перипетии (например, герой преподает в ПТУ философию - где такое видано?!) и плоский текст, умудряется создать абсолютно достоверный и трогательный образ. Марина говорит, что в процессе подготовки роли она призвала на помощь память: на Черемушках, где прошло ее детство, таких девиц было немало. Но вытащить образы из памяти - это лишь часть дела, претворить их в художественное создание - тут потребны и фантазия, и кропотливая работа, и умение слушать режиссера (отдадим должное Стасу Жиркову - с актерами он поработал отменно). Ну и талант, разумеется; как же без него!

Все эти качества у Марины Климовой имеются. Реализуются ли они в новых ярких образах? Актер - профессия, увы, зависимая, у успеха много составляющих. Но будем верить в лучшее, тем более, что наш Украинский театр нынче явно на подъеме.

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.