Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1417)
20.07.2018
НОВОСТИ
Образование
Актуальная тема
Море
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Футбол
Культура
Память
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1417), 20.07.2018

ИЛЛЮЗИЯ ЛЮБВИ,
или ДРАМАТИЧЕСКИЙ СТЕНДАП

Состоялась долгожданная первая премьера "чайников" на новой сцене, во Дворце студентов.

Режиссер и директор театра Александр Онищенко выбрал нашумевшую пьесу Ивана Вырыпаева "Иллюзии", которую при помощи художника по костюмам Анны Вишневской (это вторая ее работа с режиссером, первая - "Натали" по Бунину) одел, что называется, с иголочки.


Жанр представления - драматический стендап.

Затянутая черным сцена создает иллюзию светской гостиной, а ее обитатели Денни, Альберт, Сандра и Маргарет - иллюзию благополучных семейств. Все говорят спокойно и воспитанно, пьют из бокалов, щеголяют в вечерних костюмах и платьях (дивно сидят эти творения из бархата и пайеток на красавицах-актрисах!), но с первых слов блондинки с ангельским лицом Сандры (Ирина Костырко) мы начинаем понимать: что-то здесь не то.

Постепенно к микрофону выходят то супруг Сандры Денни (заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный), то Альберт (Денис Фалюта), то его жена Маргарет, кудрявая красотка в шляпке, отличающаяся необыкновенным чувством юмора (Ольга Салтыкова). Так кто кого любил на самом деле? Происходили в реальности измены, о которых герои говорят, или же между всеми была та самая истинная любовь, которая взаимна? Не будем лишать зрителей удовольствия следить за сюжетом, заметим лишь, что, в отличие от артистов, героям уже перевалило за восемьдесят, вот они и подводят некоторые итоги своей то ли грешной, то ли добропорядочной жизни.

"Такая задумка, чтобы молодые рассказывали истории о людях, жизнь которых подошла к концу, - поясняет в одном из интервью драматург свой замысел. - В этом суть "Иллюзий". Каждый спектакль - это опыт, который каждый трактует по-своему. Более чувственные люди воспринимают более чувственно. Люди же с концептуальным восприятием ищут концепции. Зритель волен трактовать так постановку, как он это сам понимает. Раньше я пытался объяснять фильмы и спектакли, а потом понял, что это не мое дело. В конце концов, я и сам могу чего-то не знать про это. "Иллюзии" - это первая моя большая серьезная пьеса, и она - о любви. И когда я читаю в рецензиях критиков, что в "Иллюзиях" - очень жестокий финал, то думаю: "Да, финал жестокий, как у каждого человека, - смерть, но при этом там много света". Так должно быть в драматургии: трагическая суть, а потом наступает катарсис. Все-таки зритель приходит в театр за конфликтом, специально покупает ради этого билеты. Ничего нового со времен "Поэтики" Аристотеля в театре не прибавилось. Хотя есть еще один вид театра, который я надеюсь когда-нибудь постичь, где в процессе спектакля зритель получает мощный энергетический опыт, не соприкасаясь с конфликтом как таковым. Но надо быть очень большим мастером, чтобы делать такой театр. Я пока не умею. Поэтому ставлю пьесы про "конфликт". Замечу, что "Иллюзии" - самая свободная от меня пьеса. Как мне кажется, что с ростом художника происходит отделение от него его произведений. Тогда это уже не "крик души", а вещь в искусстве. Еще я заметил, что говорить о несостоявшейся любви может только тот, у кого она состоялась. Человек с несчастной любовью, говоря о несчастной любви, будет выражать только понимание своей несчастной любви. А когда ты знаешь полноту любви женщины, тогда можешь говорить о том, как она не состоялась, почему не состоялась, и в этом рассказе будут присутствовать и красота, и элегантность, и смысл. Любовь, пожалуй, единственная реальность, которая существует".

Ключом к пониманию этой пьесы является эпиграф из "Иллюзий" Пьера Корнеля: "И если смелы вы, то в иллюзорном виде я расскажу о том, что слышал он и видел...". Диалог ведется словно напрямую между автором и зрителем, следящими за действиями героев, которые тут вроде бы и не главные. Актеры довольно-таки отстраненно существуют в материале, рассказывающем о будущем всех участников конфликта. А еще пару раз Альберт объявит перерыв на "выпить воды", и публика выпадает из очередной реальности, очередной иллюзии. Старик Корнель полагал, будто найденный им прием срабатывает лишь однажды, и предостерегал от тиражирования его в других пьесах. Но все новое - хорошо забытое старое. Редкая зрительская птица сегодня не уснет на середине монологов Корнеля, а пьесу Вырыпаева смотрят и восхищаются ею в любых прочтениях. Финальный выкрик Денни, обращенный к небесам: "Должно же быть какое-то постоянство?!", каждый в зале принимает на свой счет. Нужно ли человеку постоянство ради самого лишь постоянства - большой вопрос, на который театр ответа дать не может.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
Юрий Невгамонный (слева) и Денис Фалюта.

Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.