Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1225)
8.08.2014
НОВОСТИ
События
Дела и люди
Правопорядок
Новые имена
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Культура
Одесские истории
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1225), 8.08.2014

ПЯТЫЙ ОДЕССКИЙ УХОДИТ В ИСТОРИЮ

Об итогах Пятого международного Одесского кинофестиваля мы рассказали в предыдущем номере. В этой подборке - некоторые "закадровые" подробности.

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

Режиссер Брайан Ризберг приехал из Нью-Йорка в Одессу, чтобы лично поучаствовать в мировой премьере своей комедии "Большие важные вещи".

Фильм рассказывает историю 26-летнего Крейга, который решил устроить себе дорожное путешествие по южным штатам Америки. Режиссер признался, что в какой-то момент жизни он сам отказался от подобного путешествия, потому что оно закончилось бы катастрофой.

По словам режиссера, вдохновение он черпал из разных жанров и фильмов, а именно из картин Александра Пейна, японских и итальянских кинолент, картин 1970-х - "Бумажная луна" и "Беспечный ездок". На вопрос о трактовке названия Ризберг отказался отвечать, мотивируя это желанием заставить зрителя самостоятельно найти ответы.

"ПУССИ ПРОТИВ ПУТИНА"

Российские создатели картины предпочли остаться анонимными и назвали себя Gogol`s Wives. Впрочем, на Одесском кинофестивале ни лиц, ни своего мнения авторы фильмы не скрывали.

Gogol`s wives - это команда из двух режиссеров, мужчины и женщины. Оба - общественные активисты, имеющие опыт в создании фильмов на социально-политическую тематику: о феминистских движениях, мигрантах, политических арт-проектах. Эта картина снималась в экстремальных условиях. Многие съемки заканчивались преследованиями, когда уже на бегу нужно было успеть вытащить из камеры карту памяти и спрятать ее.

"Пусси против Путина" - не типичный документальный фильм, а, скорее, хроника событий. Участники группы и сочувствующие им снимали все акции - от начала пути и до тюремного заключения. На экране - кадры подготовки акций, репетиции, публичные выступления. Потом - задержание, демонстрации у здания суда и кадры, сделанные сквозь щелку ворот: как после оглашения приговора Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич ведут в машину. В фильме - не только хроника, но и интервью: как участниц группы "Pussy Riot" и их единомышленников, так и их оппонентов.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗЕРЫ

Президент ОМКФ Виктория Тигипко отметила, что четыре года поддержки отечественной киноиндустрии дали существенные результаты: сняты 57 полнометражных фильмов, получены 130 заявок в национальную конкурсную программу.

Лучшим украинским короткометражным фильмом по безоговорочному решению жюри была названа работа Марии Кондаковой "Листопад".

- Это большая честь находиться на этой сцене. Когда я впервые приехала на фестиваль в качестве студентки Летней киношколы, я смотрела, как получают награды, и думала про себя, что я тоже так хочу. И вот спустя пару лет - вуаля! Спасибо! - поблагодарила всех победительница.

Международное жюри национальной конкурсной программы выдало сразу три специальных диплома: оператору Сергею Михальчуку за визуальное решение фильма "Поводырь", режиссеру триллера "Зеленая кофта" Владимиру Тихому за изображение диалога в обществе и копродукции Украина-Турция "Люби меня" режиссеров Марины Эр Горбач и Мехмета Бахадыра Эра.

Приз в новой номинации национального конкурса "Лучшая актерская работа" поделили между двумя актерами: Станиславом Бокланом за роль в фильме "Поводырь" и Усханом Чакишем за роль в фильме "Люби меня".

В рамках профессиональной секции конкурс на лучший проект Питчинга полнометражного художественного фильма выиграл проект "Когда падают деревья" режиссера Марыси Никитюк и продюсеров Игоря Савиченко и Дариуша Яблонського. Особым упоминанием экспертное жюри наградило совместный проект Владимира Филиппова с Одесской киностудией "Александр Довженко. Одесский дебют".

По мнению жюри международной федерации кинопрессы (FIPRESCI), лучшими фильмами национальной конкурсной программы стали "Балажер. Коррекция реальности" Леси Кордонец в короткометражной секции и "Зеленая кофта" Владимира Тихого в полном метре. Особые отличия получили короткометражный фильм "Листопад" Марии Кондаковой и полнометражная документальная картина "Сумерки" Валентина Васяновича.

МАСТЕР-КЛАСС БРИТАНСКОГО ЛОРДА

Дэвид Паттнем, режиссер и продюсер, глава Columbia Pictures (1986-1988 гг.), провел онлайн-мастер-класс для студентов Летней киношколы. Тема встречи - "Цифровые направления: возможности и вызовы для кино в эпоху интернета".

Сперва он показал 10 видеороликов, каждый из которых служил подтверждением тезисов режиссера. Первый - кризис в стране станет стимулом для развития киноискусства и создания новых историй. Много внимания Дэвид Паттнем уделил источнику возникновения хороших идей. По мнению режиссера, они рождаются в результате взаимодействия разных людей, а не в мастерской одинокого гения. Платформой же для обмена мыслями, сотрудничества и поиска новых форм являются кинофестивали.

Даже в эпоху интернета и новых технологий основы киноискусства и построения истории не изменились, напомнил продюсер. По его мнению, умение передать эмоции, подарить надежду оценит любая аудитория. Участникам встречи Дэвид Паттнем рассказал о преимуществах, которые они получают благодаря новым технологиям, альтернативных источниках финансирования, ответственности создателей кино и вечном конфликте между искусством и коммерцией.

"МАЙДАН": КАННЫ - ОДЕССА - МИР

Съемки на киевском Майдане Сергей Лозница начал в середине декабря, вначале без идеи создания документального фильма. "Я не думал, что это будет фильм. Мне было важно задокументировать событие, важное не только для Украины, но и для всей Европы", - рассказал режиссер.

Не все вопросы и отзывы журналистов на пресс-конференции были однозначными. В укор Сергею Лознице ставили и статичность съемок, и отсутствие на экране переломных трагических эпизодов.

"Главный герой зимних событий - народ, - объяснил Сергей Лозница, - я не мог сделать героем одного человека или 10 человек, иначе это был бы их взгляд на происходящее. Мне было важно длительное наблюдение за всеми и всем, чтобы показать действие и на первом, и на втором, и на третьем плане. Кроме того, выбранный метод помог мне держаться отстраненным, эта картина и так чересчур эмоциональна для меня".

В фильм, по словам режиссера, не вошло огромное количество материала. Намеренно, рассказал Сергей Лозница, он исключил самые жуткие моменты. "Насилие - это ужасная вещь, ужасно, что мы не можем объяснить без насилия", - объяснил свою позицию Сергей Лозница.

ДЛЯ ИСКУССТВА НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ДОГМ

Глава жюри Национальной конкурсной программы Виталий Манский провел творческую встречу с участниками Летней киношколы.

Рассказывая о начале своего творческого пути, он вспомнил, что свой первый фильм он снял во втором классе, одолжив камеру "Киев" у отца одноклассника. Режиссер не скрывает, что испытывает ностальгию по пленке. По его словам, пленка обладает магией, которая теряется при переходе на цифру и, используя дорогостоящие современные технологии при создании качественного изображения, он нередко в процессе постпродакшна добавляет царапины и другие отличительные свойства пленочной картинки. Кроме того, режиссер считает, что работа с пленкой требовала от оператора большой ответственности и концентрации. Самой операторской работе Манский уделяет большое внимание: режиссеру-документалисту необходимо владеть операторским мастерством.

Обсуждая вопрос разницы между игровым и документальным кино, режиссер не согласился со своим коллегой Сергеем Лозницей, ранее также проводившим мастер-класс. Виталий Манский считает, что эти два жанра принципиально отличаются. Во-первых, приступая к работе над документальным фильмом, автор никогда не знает, каков будет результат - он может только надеяться. Во-вторых, документалист, приняв решение снять реальную картину, принимает на себя большую ответственность. В качестве примера он привел фильм "Кровь", победитель "Артдокфеста-2013". Лента рассказывает о передвижном пункте приема крови. Сотрудницы этого пункта, появившиеся в картине, были уволены после показа фильма.

Сейчас Манский снимает в Украине. По его словам, он не может не снимать картину в Украине, ведь именно тут происходит становление государства, и он хочет запечатлеть это через людей. Режиссер уже снял часть материала во Львове, потом перебазировался в Одессу и планирует закончить съемки в течение года.

Материалы полосы подготовил
Андрей РАЙКОВ.

На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО:

- Мария Кондакова, режиссёр фильма "Листопад".

- Валентин Васянович, сценарист и оператор фильма "Сумерки".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.