Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 34 (1328)
09.09.2016
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Правопорядок
Детектив
Здоровье
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Память
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 34 (1328), 09.09.2016

Зиновий ПАПЕРНЫЙ:
"ЖИЗНЬ НЕ ОСТАВИТ САТИРИКОВ
БЕЗ МАТЕРИАЛА"

Двадцать лет назад не стало Зиновий Паперного - известного литературоведа, критика, автора блестящих пародий. В 1988 году Зиновий Самойлович был гостем кинофестиваля "Золотой Дюк", во время которого и состоялась наша беседа, до некоторой степени актуальная и по сей день.

- Чем объяснить такое, на первый взгляд, странное сочетание: ученый и пародист?

- Серьезное и смешное так переплетены в нашей жизни, что "развести" их практически невозможно. Да и не надо. Я это хорошо понял, исследуя творчество Чехова и Светлова. Чехов был вообще человеком веселого нрава, обожал розыгрыши, шутки, насмешки. Прочитайте его письма: сколько в них тонкого юмора в отношении даже серьезных обстоятельств. А об иронии Михаила Светлова вообще ходят легенды. Свое чувство юмора он не терял даже когда, как говорят, было совсем не до смеха. Однажды отмечали юбилей писателя, погибшего в автокатастрофе в 1935 году. "Как жаль, - воскликнул, узнав об этом, Светлов. - Он мог бы прожить еще целых два года!" Намекая на известные всем события конца тридцатых...

В свое время, еще достаточно молодым, я работал в редакции "Литературной газеты". Коллектив у нас подобрался веселый, и свое довольно серьезное дело мы пытались делать с чувством юмора. Даже создали сатирический коллектив, который назвали "Ансамбль верстки и правки", добавив еще имя "первопечатника Ивана Федорова". Этот любительский коллектив довольно неожиданно получил широкую известность в художественных кругах. Объясняется это тем, что мы в своих выступлениях касались таких тем, которые обсуждались в основном в кулуарах.

Вот один из сюжетов. Какой-то писатель, из числа тех, что занимают крупные посты, просыпается в полночь и взывает: "Боюсь! Боюсь!"

Жена его спрашивает: "Кого ты боишься, когда все боятся тебя?"

А он и отвечает: "Я боюсь, что перестанут бояться".

Вообще, тема страха, тема запретов, чрезвычайно актуальная в те времена, была ведущей в наших выступлениях. Громкий успех имела переработка популярной песни: "Снова замерло все до запрета...".

- И не было страшно?

- Откровенно говоря, заниматься сатирой в те периоды было все равно, что плыть на паруснике против ветра...

Помню, на одном из выступлений мы спародировали известное выражение из "Горя от ума": "Ах, боже мой, что станет говорить... Екатерина Алексевна?!", намекая на тогдашнего министра культуры Фурцеву. И что же? На следующий день эту фразу запретили.

- Чем объяснить такие репрессии против сатиры?

- Отсутствием настоящей гласности. Поскольку сатира всегда говорит правду, как она могла нравиться тем, в чьих руках была, по сути, бесконтрольная власть? К примеру, наши литературные "генералы" даже не могли представить себе, что их произведения можно критиковать, как произведения "простых смертных". Пришлось мне это почувствовать на себе...

В 1969 году в журнале "Октябрь" был напечатан роман Всеволода Кочетова "Чего же ты хочешь?" Произведение это не оставляло сомнений в сталинизме его автора. Я написал пародию "Чего же он кочет..." К тому времени у меня были пародии на произведения многих писателей, в том числе, и Кочетова, но почему-то именно эту постигла особая судьба.

В секретариат Московской писательской организации начали поступать "донесения", что я, мол, написал клеветническую, антисоветскую пародию. Все кончилось тем, что меня вызвали на заседание бюро Московского горкома партии, которое проходило под председательством первого секретаря горкома Гришина. Перед началом заседания я познакомился с Александром Аскольдовым - постановщиком фильма "Комиссар", которого за эту картину исключили из партии.

Надо отдать должное моим коллегам из партийной организации Института мировой литературы: они защищали меня, как могли. Но все было решено заранее...

И только в 1983 году я смог, наконец, напечатать эту пародию.

- Уровень правды в нашем обществе в последние годы чрезвычайно вырос. Не приведет это к "смерти" сатирического жанра?

- Жизнь не оставит сатириков без материала. У нас еще столько недостатков, что, скажем, Жванецкому нечего опасаться.

Вот уже три года, как у нас провозглашены гласность и повышение материального уровня жизни. И что же мы пока видим? Полное несоответствие высокого уровня гласности с пустыми полками в магазинах. Все это является отличной темой для сатириков...

- Вам в жизни приходилось встречаться со многими признанными юмористами. Вероятно, среди них были и одесситы?

- Конечно, не могу не вспомнить о дружбе с Леонидом Осиповичем Утесовым.

Все знают его как выдающегося исполнителя, но мало кто знает Утесова как блестящего собеседника, остроумного рассказчика. Как-то на одном из своих юбилеев он с огромным чувством юмора рассказывал, как у нас часто "мучают" талантливых людей. А в конце сказал: "И вот, чтобы они окончательно не вымерли, кто-то придумал юбилеи, где раз в десять лет тебе говорят добрые слова".

Утесов имел еще одну, почти уникальную, особенность: он отвечал на все письма. Признаюсь, что иногда я писал ему письма, надеясь получить ответ. Эти маленькие эпистолярные шедевры я до сих пор храню как память о замечательном человеке, блестящем мастере, одессите...

Материалы полосы подготовил
Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.