Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 19 (1214)
23.05.2014
НОВОСТИ
События
Дела и люди
Правопорядок
История
Актуальная тема
Спорт
Мяч в игре
Культура
Одесса-220
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (1214), 23.05.2014

"ПРЕ-ОЧА-РО-ВА-ТЕЛЬНЫЙ СОН!"

Театр юного зрителя выпустил премьеру нового спектакля, предназначенного для старших школьников и взрослых, - "Дядюшкин сон", по мотивам известной повести Федора Михайловича Достоевского. Две талантливые девушки из Санкт-Петербурга, режиссер Светлана Свирко и художник Дарья Мухина, стали основной движущей силой постановки. Литературную основу долго выбирали, совещаясь с директором ТЮЗа Евгением Бубером. "Дядюшкин сон", конечно же, произведение прекрасное, тонкое, но ставить его сегодня в инсценировке "от и до", наверное, не слишком интересно - это делали уже многие, и делали с блеском. Вот вспомнить хотя бы легендарный советский телеспектакль 1981 года с Еленой Майоровой и Марком Прудкиным в главных ролях (режиссер и автор сценария Александр Орлов).


Наш ТЮЗ выбрал более оригинальный ход. Жанр представления обозначен как комедия-эксперимент. Тут и вправду экспериментируют и с хрестоматийным текстом, и с пространством - играют в камерном зале, рассадив зрителей вдоль стен. Большинство событий все же происходят на сцене, где красуются старосветские колонны из картона. Собственно картон, фанера и полиэтилен плюс простые бежевые в полоску ткани стали основными материалами для создания образа спектакля. Но главные краски привносит задействованная в спектакле почти вся ТЮЗовская труппа вместе с юными артистами, воспитанниками театра-студии "Призвание". Это сделанный общими усилиями качественный рывок вперед, какого, может быть, публика уже и не ждала.

История о том, как прыткая маменька небогатой невесты едва ли не склонила к браку с дочерью богатейшего старичка-князя, вначале предстает неким водевилем. Именно оттуда, из водевильной стихии, взяты внешние контуры образов гранд-дамы города Мордасова Марьи Александровны (заслуженная артистка Украины Евгения Севырина), ее глуповатого, зато видного и представительного муженька Афанасия Матвеевича (Михаил Малицкий), милой жеманницы Фелисаты Михайловны (Янина Крылова), ехидной красотки Натальи Дмитриевны (Оксана Бурлай-Питерова), буйной полковницы Софьи Петровны (Ирина Охотниченко), простой, как песня, Прасковьи Ильиничны (Людмила Ланец), настоящего Яго в юбке, коварной вдовицы Настасьи Петровны (Ольга Саяпина) и прочих этуалей мордасовского общества.

Старичок князь К. (Георгий Красноперов) предстает вначале этаким смешным Панталоне, маской, над которой грех не покуражиться. В действие введены также трое монтировщиков (Виктор Раду, Сергей Фролов, Максим Дорошенко), которые усиливают в спектакле элемент игры итальянской комедии масок (чрезвычайно любимой в старом Петербурге) и в то же время устанавливают мостик между седой стариной и сегодняшним днем. Но, конечно, Достоевский не был бы Достоевским, если бы веселая водевильная кутерьма не пронизывалась душевной болью, до поры затаенной...

Наиболее интересно следить за красавицей-невестой Зинаидой (Алена Дмитриева): вот она с кокетливой улыбкой снимает отставного жениха и маменьку старинной камерой, предлагая сказать им не "чи-из", конечно, а "Иги-ше-во", это название станции, которую упоминает в разговоре так и не ставший мужем Мозгляков (Сергей Демченко). Неожиданно, истерически пытается повеситься на люстре; каменной статуей застывает, когда ее сватают за старичка. Но понемногу воодушевляется, исполняя для привлечения богача романс Caro mio ben - искусство превыше всего!

И она же - кроткая плакальщица у смертного одра любимого бедного учителя Васи (Алексей Кочетов), смиренно принимающая оскорбления и трепку от его матери (заслуженная артистка Украины Валентина Губская), когда тот в судорогах отдает Богу душу. В финале под венец с бравым генерал-губернатором (народный артист Украины Андрей Гончар) идет уже мертвая кукла с километром полиэтиленовой фаты за спиной: заученная пластика, ритуальный поцелуй, дорого и выгодно проданная оболочка, а внутри давно все пусто, безжизненно. Князь сорвался с крючка, ему нашептали, дескать, во сне привиделось, будто делает предложение, а наяву ничего такого не было, и он твердит: "Все- таки это был пре-оча-ро-ва-тельный сон!". Зина не выдержит стыда, ну грех смеяться над убогим, выжившим почти что из ума беззлобным старичком, она будет просить у него прощения, с рыданиями бросаясь в ноги. Но с генерал-губернатором это будет уже другая история и честная сделка; так нужно маменьке, да и не все ли равно, если любовь всей жизни там, откуда не будет возврата? Попробуйте сказать, что сюжет и типажи устарели... да скорее состариваются пачки современных пьес, чем старый добрый Достоевский!

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.