Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 03 (1492)
30.01.2020
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Здоровье
Проблема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
УТЕСОВ - 125
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 03 (1492), 30.01.2020

И ЭТО ВСЁ — О НЁМ...

В 1980-х мне довольно часто доводилось общаться с людьми, которые в той или иной степени были связаны с Л. О. Утёсовым. Естественно, я записывал эти истории. Часть из них вошла в мою книгу "Утёсов — знакомый и незнакомый" (2016 г.), но, разбираясь в архиве, я обнаружил еще некоторое количество таких записей. Эти истории публикуются впервые.

"ТОЛЬКО ОН СТЕСНЯЕТСЯ!"

Рассказал актер и сценарист Оскар ВОЛИН.

С Леонидом Осиповичем Утёсовым судьба сводила меня нечасто, но каждая такая встреча была необычайно интересна. Об утёсовском остроумии ходят легенды, а мне вспоминается один случай.

Шел концерт в Колонном зале. В первом отделении выступали разные артисты, а второе было отведено Утёсовскому оркестру. Стоя за кулисами, я увидел, как Утёсов слушает выступление Александра Блехмана, известного в те годы эстрадного артиста.

— Ну, и как вам это выступление? — поинтересовался я у Леонида Осиповича.

Утёсов иронически улыбнулся.

— То, что делает Блехман, в Одессе может делать любой еврей...

И, помедлив, добавил:

— Только он стесняется!

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ "ДРУЖБЫ"

Из воспоминаний Александра БРОНЕВИЦКОГО, создателя и руководителя вокального ансамбля "Дружба".

В 1957 году Ленинградский обком комсомола решил рекомендовать наш ансамбль для участия во Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проводился в Москве. Но руководство Ленинградской консерватории, в которой я тогда учился, и где зарождался коллектив, было категорически против. Считалось, что воспитанники академического музыкального учебного заведения не должны заниматься эстрадой. Леонид Осипович приехал прямо в консерваторию, чтобы нас прослушать, и после того, как мы выступили, успокоил нервничавших участников: "Вы обязательно поедете на фестиваль". Кстати, когда нас отметили Золотой медалью фестиваля, то в дипломе о награждении одной из первых стояла подпись Утёсова.

А несколько лет спустя "главная" польская газета "Трибуна люду" написала, что ансамбль "Дружба" продолжает традиции театрализованного джаза Утёсова. И в самом деле, после утёсовского джаза именно наш ансамбль был первым в Союзе, где песни не просто пелись, а игрались.

"ПОРАЖАЛА ЕГО СТРАСТЬ К ОБЩЕНИЮ"

Из беседы со Львом ГОРЕЛИКОМ, народным артистом РСФСР.

В начале 1950-х годов я репетировал монологи с Валентином Плучеком в зале автодорожного клуба, который располагался напротив сада "Эрмитаж". Плучек решил показать нашу работу Утёсову. И вот, после репетиции, в какой-то длинной комнате, где не было сцены, я прочитал Леониду Осиповичу свои монологи. Он сказал только одну фразу: "Как он чувствует 13-й ряд!" Такое у него было чутьё: безо всяких атрибутов умел определить сильные стороны артиста. Я часто потом приводил этот пример, когда доводилось работать с молодыми артистами.

В 1968 г. мне присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Как положено, по этому поводу был устроен банкет. Я пригласил Илью Набатова, Виктора Ардова, естественно, Утёсова. Ардов и Набатов были известными острословами, но на сей раз Утёсов взял на себя обязанность тамады. Первый тост он произнес такой: "Конечно, надо говорить, что это аванс, но ведь уже через неделю ты будешь думать о народном артисте".

Второй тост решил произнести Набатов: "Это большая победа советской эстрады!" На что Утёсов тут же отреагировал; "Это большая победа еврейского народа".

Меня всегда поражала его страсть к общению. Обычно у него дома мы разговаривали в кабинете, а телефон находился в другой комнате. Так вот, когда он звонил, Утёсов не просто шёл, а почти бежал к аппарату. Даже когда ему было уже за 80.

Дважды мы сидели в жюри на Всесоюзных конкурсах артистов эстрады. Леонида тогда страшно раздражали пародисты: "Это не искусство, а иждивенчество", — говорил он.

Дошло до того, что на одном из конкурсов Владимира Винокура, который на первом туре выступал с пародиями, не пропустили на второй тур, причём один из самых ярых противников был Утёсов. Еле упросили жюри всё-таки пропустить Винокура, но с условием, что он будет читать монологи. Так вот, за монолог ему дали звание лауреата.

Утёсов был невероятным рассказчиком. Он любил рассказывать даже то, что и анекдотом-то не назовёшь: например, "У меня есть дядя-портной. Он живёт в Саратове... И эту более чем незамысловатую историю рассказывал минут пять-шесть. Применял при этом массу актёрских приспособлений. Как будто рассказывал человек, который о своём родственнике ничего больше не знает. Он бесконечно варьировал интонации, то веселые, то грустные. На трёх фразах он строил целую новеллу о человеке.

Собрал и подготовил Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.