Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 44 (1437)
7.12.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Обратная связь
Острая тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Память
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 44 (1437), 7.12.2018

ОТ ПИАНИНО ДО МУЗЕЯ - ОДИН ШАГ

Заведующая выставочным залом Одесского муниципального музея личных коллекций имени А. В. Блещунова Мария Апрятова - настоящая "музейная муза".

С нее самой можно писать картины, она не только организует резонансные выставки художников, но и много работает сама в жанре акварели. А как замечательно она вела экскурсии в рамках проекта "Медленное искусство", приглашая зрителей не ждать объяснений, а самим размышлять вслух, что и почему изображено на той или иной картине, какой глубокий смысл кроется в деталях... На месте Маши многие дипломированные художники устраивали свои выставки почаще. Но ей этого пока не хочется.

- Может, когда-нибудь я к этому вернусь, если сумею для себя все пересмотреть, - улыбается Мария. - Сейчас каждая организованная выставка для меня в чем-то равнозначна созданию собственной картины.


Занимаясь в арт-студии Клавдии Михайловны Боголюбовой, Маша еще в детстве приняла участие в очень многих международных выставках детского рисунка. А начиналось все... с пианино. Родители хотели как можно раньше заняться дополнительным образованием Маши, но на тот момент любые школы искусств принимали детей только с семи лет. Четырехлетних соглашались взять только несколько преподавателей в городе. Маша ходила на уроки фортепиано, хора и рисования. Скоро выбор был сделан в пользу изобразительного, а не музыкального искусства...

- Живопись и графика - вот что обычно показывается на музейных выставках. Это, скорее всего, связано с возможностями самого выставочного пространства.

Проработав концепцию нашего нынешнего зала, который буквально год как запустили после ремонта, мы поставили себе задачу создать выставочно-коммуникативное пространство, чтобы здесь было комфортно, интересно, чтобы можно было приходить, общаться, смотреть работы, придумывать проекты, генерировать смыслы. Устраиваем встречи с художниками, обсуждения за чашечкой чая или кофе. Кроме живописи и графики, в этом зале были проекты с фотографиями, дневниками.

Вот как раз завершилась выставка акварелей с фестиваля в Фабриано - показали, как осваивают эту технику на серьезном международном уровне. Впереди нас ждет несколько не менее интересных выставок. Одна из них - творчество южнокорейских художников-каллиграфов, это буквально вторая их выставка в Украине. Многие пытаются подражать восточному стилю, а вот взять настоящего мастера из аутентичной среды и привезти в Одессу - это очень интересно, мне кажется, как для художников, так и для зрителей.

Тот факт, что я художник, помогает мне лучше понимать авторов, которые делают у нас выставки. Я знаю, с какими они сталкиваются сложностями, страхами, вместе мы все это преодолеваем и создаем свой контент, свою большую арт-тусовку.

Вокруг музея уже много таких дружественных групп собралось, например, Urban Sketchers Odessa, которые за продвижение искусства в массы. В Одессе эту группу возглавляет акварелистка Светлана Михалевич, с которой мы делали много разных проектов. Еще одна дружественная группа - Drink and Draw Odessa с Таней Демченко, сейчас пробуем формат зарисовок с натуры опять-таки в приятном обществе художников, как опытных, так и начинающих. Команды собираются, и все так или иначе соприкасаются с музеем, - радуется Мария Апрятова.

В плане личного творчества Мария увлеклась созданием графики, напоминающей по стилю старинные ботанические атласы, но при этом выглядящей очень современно и свежо.


- У нас в стране, к сожалению, нет школы ботанической иллюстрации, - признает художница. - Кто-то пробовал работать в этом направлении, но настоящей, уверенной школы нет. Я пришла к этому, увидев в музее Блещунова эскиз росписи по фарфору для Мейсенской мануфактуры. Долго этот эскиз рассматривала, старалась понять, ведь вроде бы это похоже на наши привычные этюды, но что-то неуловимое, особенное присутствует... Начала эту историю по чуть-чуть, как говорится, копать, нашла современную отрасль ботанической иллюстрации, которая базируется на наследии английской школы. Вот уже год стараюсь осваивать, техника позволяет: я практикующий художник, преподающий, умеющий простыми словами сложные вещи объяснять своим ученикам, в том числе и взрослым, но делающим первые шаги в искусстве. Ориентируюсь на Анну Масон, очень прогрессивного иллюстратора с особой техникой, она работает лессировками, у нее я подсмотрела, как брать цвет в правильном тоне, а у корейских мастеров - как использовать акварельные карандаши в прослойках акварельных прописок. В течение года я изучила ботаническую иллюстрацию на приличном уровне, преподавать пока, правда, не готова. И есть художники, которые работают в этом направлении, которое может вылиться в создание одесской школы ботанической иллюстрации.

Популярные сегодня мастер-классы живописи для взрослых Маша проводит с большим успехом:

- Началось со студии Клавдии Михайловны Боголюбовой, которая умеет детей зарядить импульсом невероятной силы, ты уже не можешь остановиться, пишешь, рисуешь... Когда я обучалась, бывало, случалась такая ситуация: родители приводили ребенка, а он рисовать не хотел, это мама с папой жалели, что в свое время этим не занялись. И не хотели, чтобы впоследствии о том же сожалел их ребенок. Но Клавдия Михайловна умела влюбить в рисование каждого. Глядя на это, я думала: а неплохо бы посадить этих родителей и дать им возможность осуществить свою мечту, ведь нет возрастных пределов. Когда я собрала группу из взрослых, поняла, что с ними тоже надо играть, но чуть иначе, нежели с детьми. Конечно, нет возможности тратить много времени на отработку техники, но можно передать базовые техники, показать приемы, передать "вкусноту" этого занятия. К слову, многие зрители, не имея большого зрительского опыта, тоже нуждаются в руководстве, они опасаются ходить на выставки из боязни чего-то не понять. А побывавшие на мастер-классах по живописи люди, получив некую арт-терапию и опыт работы со своими эмоциями, продолжают рисовать, не могут остановиться. Через изобразительное искусство познают свой внутренний мир. Другое дело, не все, что нарисовано на мастер-классах, должно висеть в музейных залах!

Постоянная экспозиция Дома Блещунова вдохновляет Марию и заряжает энергией.

- К экспонатам у меня отношение очень трепетное, - говорит девушка. - Это артефакты времени, к которым прикасались руки многих людей. Теплые такие вещи... Очень часто к нам детские экскурсии водят, и важно ребенка переключить на какие-то прошлые эпохи, объяснить, что не всегда была жизнь такой, как сейчас, что были у людей другие мечтания и взгляды. Заставить ребенка прочувствовать это можно только через конкретные объекты, заполняющие наш маленький и уютный музей. Взрослые тоже с удовольствием слушают все любопытные истории вокруг музейной коллекции. Многие из этих предметов достаточно редкие. Даже уникальные. Хоть музейное собрание пополнялось и после смерти Блещунова, стиль и характер коллекции сохраняется. Следы влияния его личности ощущаются и по сей день. Когда-то я сюда приходила в качестве участника проектов, которые устраивали сотрудники музея. Сейчас я сама - соавтор и исполнитель.

Марию иногда спрашивают: не является ли музейщикам время от времени тень Александра Владимировича, а если является, то грозит ли пальцем или благосклонно кивает головой?..

- До такой мистики не дошло пока, хотя случайного подбора сотрудников у нас не бывает, возможно, он за этим следит, - смеется Маша. - У нас люди либо остаются навсегда, либо не задерживаются, быстро приходят к пониманию, что им здесь не место. Здесь нужно не только сохранять коллекцию (это само собой разумеется), но и популяризировать ее, работать с аудиторией. Сейчас музей - это прогрессивная, мощная площадка для молодого специалиста. Нигде нельзя так быстро и качественно набраться опыта, нигде нет таких высоких и разноплановых требований, как здесь. Я даже не знаю, сколькими профессиями нужно овладеть, чтобы стать хорошим музейщиком! Рекомендую работать и волонтерить в музеях. Скрывать нечего: зарплаты символические. Но если есть силы и желание что-то делать, можно найти способ приработка, я, например, преподаю. Можно рисовать, переводить, водить экскурсии. Другое дело, если человек ленив - таким даже посетителем музея быть трудно. Хотя начинать посещать музеи можно в любом возрасте, а музейщики поддержат в этом начинании. Один из важных моментов моей уже музейной биографии - участие во встречах молодых арт-критиков под руководством Михаила Маркусовича Рашковецкого. Михаил Маркусович задал совершенно новую высоту в понимании контекста мировой культуры, и то, что все его выпускники через разные области этой многогранной профессии трудятся над общим делом - говорит о многом.

Мария ГУДЫМА.

Фото из личного архива
Марии Апрятовой.

Версия для печати


Предыдущая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.