Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 11 (1404)
6.04.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Обратная связь
Эхо Юморины
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 11 (1404), 6.04.2018

И. Михайлов

С МЕТАФОРОЙ ПО ЖИЗНИ

(Продолжение. Начало в №№ 9-10.)

Среди кружковцев Петра Пильского выделялся семнадцатилетний Анатолий Фиолетов (настоящее имя - Натан Беньяминович Шор) (1897-1918), выпустивший в 1914 г. свой первый и, к сожалению, единственный сборник стихов. После окончания гимназии он, как и Юрий Олеша, стал студентом юридического факультета Новороссийского университета.


Революция изменила безмятежную жизнь студента-поэта на опасную, но необходимую работу в уголовном розыске. Еще дореволюционная Одесса считалась криминальной столицей Империи. События 1917-1920 годов и связанные с ними чехарда власти, увольнение опытных служащих полиции привели к тому, что даже днем в центре Одессы стало опасно ходить. К опытным кадрам уголовного мира присоединились сотни юных беспризорников, выброшенных за борт жизни; ветераны царской армии и флота...

Временное правительство стало набирать в милицию студентов, молодых рабочих. Поэт Фиолетов был мобилизован в уголовный розыск и вскоре погиб в схватке с преступниками, едва достигнув 21 года. Он мог бы стать по-настоящему знаменитым поэтом. Его, еще только начинающего писать стихи, заметил Иван Бунин, прекрасный писатель и строгий критик. Он оценил талант А. Фиолетова, предрекая ему блестящее будущее. Ивану Алексеевичу особенно понравилось следующее четверостишие Фиолетова:

Как много самообладания

У лошадей простого звания,

Не обращающих внимания

На трудности существования.

И. Бунин хорошо знал Одессу, был знаком со многими представителями одесской пишущей интеллигенции. В период Гражданской войны Бунин оказался в Одессе, испытывая "непрестанную боль, ужас и ярость при чтении каждой газеты" (Из письма критику Абраму Дорману).

В Одессе в это время Иван Алексеевич находился в крайне угнетенном состоянии: частая смена власти, дикая преступность, безысходность... Революцию он не принял и не понял - "Окаянные дни".

Не пожелал сотрудничать с новой властью и Петр Пильский. Он покинул пределы Советской Республики, но группа энтузиастов во главе с Э. Багрицким образовала объединение под названием "Коллектив поэтов". Душой "Коллектива" стали Багрицкий, Катаев, Ильф, Олеша.

Сперва поэты собирались в кафе, расположенном на улице Петра Великого. Было шумно, дым от папирос окутал едва приметное освещение. Присутствующие в кафе ничего не заказывали. Откуда деньги? Зато спорили до хрипоты, читали свои стихи, обсуждали, делились творческими планами. Вскоре поэты стали собираться в клубе профсоюзов, находившемся на улице Ласточкина, 22. Всей работой "Коллектива поэтов" руководило Исполнительное бюро.

В начале 1920 года активную деятельность на литературном поприще занял Валерий Леонтьевич Санчов (1895-1939). Будучи по образованию юристом, он тем не менее успешно редактировал газету "Красная оборона" (1920-1921 гг.). Валерий Санчов дружил с поэтами "Коллектива", способствовал публикации их произведений, участвовал в деятельности общества местных литераторов.

Надо признать: нелегко было найти подходящее место в Одессе, где бы поэты "Коллектива" могли собираться. В кафе они мешали обычным посетителям, интересовавшимся выпивкой и закуской. Клубному начальству пишущая молодежь доставляла немало хлопот, требуя отапливать холодное помещение... Таким образом, из всех мест, где общались поэты "Коллектива", только, пожалуй, одно стало по-настоящему известным. Это была большая квартира на улице Петра Великого, 33. Кстати, в ней некоторое время жил "душа" "Коллектива поэтов" Эдуард Багрицкий.

Это произошло 29 ноября 1920. На квартире, где собирался "Коллектив": выступил поэт-футурист Алексей Чичерин (1890-1989), в те годы студент-философ историко-филологического факультета 1-го МГУ. Он не столько запомнился своими стихами, сколько чтением произведений В. Маяковского. Лев Славин, присутствовавший на этом собрании, пояснил: "После этого вечера у "Коллектива поэтов" не было авторитетов. Но был бог Маяковский".

Юрий Олеша раньше видел и слышал Маяковского, когда тот приезжал в Одессу. Теперь Алексей Чичерин по-новому открыл для него и его друзей необычного поэта. Это уже был не оригинал-футурист, а великий мастер с большой гражданской позицией, всей душой принявший революцию и приравнявший свое перо к её штыку.

"Коллектив поэтов" часто практиковал различные тематические вечера. Вот один из них - особенно типичный для той эпохи. В феврале 1922 г., в связи с 35-летием со дня смерти С. Я. Надсона (1862-1887), "Коллектив поэтов" решает провести "суд" над его произведениями. Конечно, прошло то время, когда Надсон был кумиром молодежи, когда лучшие композиторы России считали за честь написать музыку на его стихи.

С тех пор многое изменилось. Революция и особенно большевистский переворот совершенно поменял отношение к русской классике. "Долой Пушкина, Достоевского, Толстого..." - кричали пролеткультовцы. Все старое - ниспровергалось, даже если это - сокровища русской культуры. Чем творчество Семена Яковлевича могло не понравиться поэтам из рабоче-крестьянских семей всего через несколько десятилетий после его смерти? Он - "нытик", твердила революционная риторика; его творения - "вершина пессимизма".

Но поэты 20-х годов ХХ столетия забыли: в какое время жил и творил этот талантливейший человек, да еще с еврейскими корнями; какую тяжелую жизнь, полную унижения и упреков, он прожил.

Критик А. И. Введенский (1904-1941), сам писавший стихи и прозу, анализируя творчество С. Я. Надсона, метко заметил: "В небольшом сборнике его стихотворений, затронувших много жгучих мыслей, волнующих современников, отразились рельефно многие чаяния времени... В творчестве этого поэта слышится крик душевной пытки, многими пережитой".

А теперь Надсона пытаются "судить" одногодки тех, кто буквально носил его на руках. На светлое творчество Семена Яковлевича нападают представители народа, к которому он так стремился и которому так сочувствовал:

"Когда твои враги, как стая хищных псов,

На части рвут тебя, ругаясь над тобою, -

Дай скромно встать и мне в ряды твоих бойцов,

Народ, обиженный судьбою!"

* * *

Этот отрезок жизни Юрия Олеши (1918-1920 гг.) был бурным, ярким и, конечно, интересным. Он успевал активно сотрудничать с друзьями-поэтами, учиться в университете, заниматься спортом и страстно влюбиться.

В стране полыхает Гражданская война, в Одессе властвуют криминальные авторитеты вкупе с интервентами и белогвардейцами, а поэты, казалось бы, ничего не замечают. Хотя, нет, они в 1918 году познакомились с сестрами Суок. Это были дочери - Лидия, Ольга и Серафима - австрийского эмигранта, осевшего в Одессе. Самая младшая из сестер - Серафима (Сима) была очень красива. Ей - 16 лет, ему - еще нет и 20. И эту любовь Юрий Олеша трепетно пронесет через всю свою нелегкую жизнь.

Валентин Катаев, наблюдавший юных влюбленных, вспоминал: "Не связанные друг с другом никакими обязательствами, нищие, молодые, нередко голодные, веселые, нежные, они способны были вдруг поцеловаться среди бела дня прямо на улице, среди революционных плакатов и списков расстрелянных".

Подумать только: "целоваться среди бела дня". В дореволюционной России секса тем более "не было". Молодые, если знакомились без содействия родителей, тщательно скрывали свои отношения. Обнять и поцеловать девушку парень решится только после нескольких месяцев настойчивых ухаживаний. Он будет посвящать любимой стихи, говорить комплименты, потом осмелится взять девушку за руку...

Революция! Долой старые "бабушкины" предрассудки и ханжескую мораль! Пожилые жители Одессы с негодованием наблюдали за революционной молодежью, ходившей по центральным улицам в неглиже, неся плакаты: "Долой стыд"! "Одесса - за свободную любовь!"

Теперь сразу можно предложить девушке интимные отношения, а через несколько дней ее бросить. Браки и разводы - в течение двадцати минут...

Их познакомила и сдружила Одесса. Об этом человеке можно было написать авантюрный роман, содержание которого захватило всех - от мала до велика. Это был Владимир Иванович Нарбут (1888-1936). Ко времени своего появления в Одессе Нарбут уже снискал определенную известность как поэт и критик.

Он гордился своим высокородным происхождением - из литовского княжеского рода по отцу, - хотя предпочитал теперь об этом не вспоминать. Большевики победили. В Одессе формально - советская власть.

Такие люди, как Владимир Иванович, найдут свое место в жизни. Хорошо образован, окончил Глуховскую гимназию с золотой медалью, учился в Петербургском университете, причем на трех факультетах (математическом, восточных языков, филологическом), но курса не завершил.

Стал "грешить" литературой, будучи гимназистом. Еще в 1908 г. опубликовал свои стихи. Первый большой скандал с ним случился в 1912 г., когда был издан сборник "Аллилуйя", за содержание которого его автор мог угодить на каторгу. В нем антицаристские мотивы были перемешаны с антиклерикальными. Выручил поэт Николай Гумилев, устроивший Нарбута в экспедицию в Сомали и Абиссинию. Через год в России - амнистия по случаю 300-летия дома Романовых. Владимир Нарбут вновь - на родине.

В 1917 г. Владимир Иванович - левый эсер, близок к большевикам. Но через год его дом подвергся нападению "красных партизан", убит его брат, Сергей, а сам хозяин получил пулевые ранения.

Когда большевики окончательно укрепились в Одессе, нашлась там должность и Владимиру Нарбуту. Он возглавил одесский отдел РОСТА (Российское телеграфное агентство), редактировал журнал "Лава" и "Облава". Члены "Коллектива поэтов" стали его друзьями, особенно близко он сошелся с Юрием Олешей.

* * *

19 декабря 1919 года Харьков был объявлен столицей Украинской Советской Республики. Как и полагается городу с таким высоким статусом, в нем заработали разные учреждения, появились новые газеты и журналы, издательства.

Владимир Нарбут убедил Юрия Олешу переехать в столицу Украины, где ему предложили должность заведующего УкРОСТА. Владимир Иванович уверял своего друга, будто в Харькове значительно улучшится его материальное положение, поскольку новые издания нуждаются в журналистах. Олеша согласился. С ним отправляется и Серафима Суок, с которой он жил в гражданском браке. И хотя она уверяла, что "любит Ключика" (так друзья звали Ю. Олешу), но, будучи женщиной ветреной, не связывала себя никакими обязательствами по отношению к Юрию Карловичу.

Однажды поэты познакомились с неким человеком - типичным нэпманом, которого называли Маком. Он легко доставал дефицитные продукты и одежду, у него были деньги. Маку Сима (Серафима Соук) понравилась, и вскоре она сообщила Олеше, что переезжает к своему любовнику. Правда, через несколько дней Валентин Катаев, гостивший в Харькове, пришел за ней к Маку домой.

"Ты меня извини, дорогой", - сказала Дружочек (так Серафиму называл Юрий Олеша), обращаясь к Маку, - мне очень перед тобой неловко, но ты сам понимаешь, наша любовь была ошибкой. Я люблю Ключика и должна к нему вернуться", - вспоминал В. Катаев.

Но на этом "приключения" Симы Суок не закончились. В нее влюбился Владимир Нарбут. Серафима ему отказала, тогда экстравагантный поэт заявляет, что покончит с собой, если... Серафима Суок стала женой Владимира Ивановича. Благородный Юрий Карлович ни словом не упрекнул любимую женщину, не расстроилась и дружба с Владимиром Нарбутом.

Другая сестра Симы - Ольга Суок вышла замуж за Юрия Олешу, став ему верным другом до конца его дней.

* * *

В 1922 г. родители Юрия Олеши эмигрировали в Польшу. Его друзья уже давно подумывали о переезде в Москву. В столицу СССР мечтали переселиться многие начинающие творить молодые таланты. Москвичами стали Валентин Катаев и Эдуард Багрицкий, Илья Ильф и Евгений Петров... В столице обосновался Исаак Бабель. С 1922 г. там же в наркомпросе работал Нарбут.

В Харькове Олеше делать нечего. Возвращаться в Одессу? Но ведь почти все члены "Коллектива поэтов" находятся в столице СССР, в черноморском городе близких ему людей не осталось. Москва манила перспективой начать жизнь полной творческих свершений и реальных проектов.

В начале 20-х годов столица страны остро нуждается в молодых талантах. Дореволюционные кадры либо покинули страну Советов, либо не пользовались доверием у новой рабоче-крестьянской власти. И хотя руководители большевистского государства не были в состоянии решить бытовые проблемы приезжих, они все же поощряли переселение провинциалов в столицу, понимая: кадры - решают все.

Гражданская война унесла жизнь многих революционно-настроенных интеллигентов. Одержав победу, большевики не только закрывали контрреволюционные издательства, газеты и журналы, не только арестовывали неугодных писателей и ученых, но и создавали новые средства массовой информации, не считаясь с затратами.

Комиссары отдавали себе отчет в том, что победа на поле боя еще не означает изменения в сознании миллионов жителей государства, в котором они захватили власть. СССР теперь нуждается в таких деятелях культуры и искусства, которые будут верой и правдой служить коммунистической власти, большевистской партии и ее идеалам. Задача сложная, но выполнимая.

В то время Лев Давидович Троцкий (1879-1940) считался вторым человеком в стране Советов. Он практически решал все, в том числе зорко следил за становлением рабоче-крестьянской культуры. Имеются сведения, говорящие о том, что всесильный комиссар и архитектор Октябрьского переворота неоднократно давал понять своим соратникам: Одесса - важнейший и ценнейший источник для пополнения пролетарского литературного цеха.

(Продолжение следует.)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.