Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (1333)
13.10.2016
НОВОСТИ
Память
Правопорядок
Детектив
Молодежь
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Здоровье
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (1333), 13.10.2016

ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ
ЗВУЧИТ ДЛЯ НАС

Международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest впервые проходил без своего бессменного президента, пианиста, композитора, импровизатора Юрия Кузнецова.

Тон задал опен-эйр в Городском саду, где выступали чикагский саксофонист-новатор Дерек Браун, итальянский контрабасист Никколо Фараччи, грузинский фьюжн-коллектив Fusion Corporation и одесский пианист Андрей Показ со своим коллективом, австралийский пианист Алекс Пакман. Продюсер фестиваля Катерина Мальцева рассказала о курьезе: переписка с коллективом из Грузии постоянно терялась, потом находилась, и в один прекрасный день на адрес Fusion Corporation пришло электронное письмо с радостной пометкой "найденные грузины".

А первая концертная программа в Большом зале филармонии была посвящена памяти Юрия Кузнецова, ушедшего из жизни в мае нынешнего года. Голос музыканта (запись делали для его, как выяснилось, последнего концерта в Одесской опере) говорил залу о мудрых вещах, о бессмертии в звуках и любви, и создавалась иллюзия присутствия (а может, иная реальность, в которой невозможного мало).


ПАМЯТИ МАЭСТРО

Заместитель губернатора Одесской области Соломия Бобровская вручила первую музыкальную премию имени Юрия Кузнецова юным лауреатам в возрасте от 8 до 23 лет, которые накануне соревновались в номинациях "вокал" и "инструментальная музыка" определили на конкурсном прослушивании в Училище искусства и культуры имени Константина Данькевича. Награды достались ученикам детской музыкальной школы № 1 Вячеславу Литовченко (гитара) и Ане Шаталовой (вокал), студентке-вокалистке училища имени Данькевича Виктории Шостак, победительнице телешоу "Голос страны", вокалистке Ане Ткач, ударнику Якову Тарунцову. В первом отделении концерта ребята продемонстрировали свои уже яркие достижения, особенно растрогал слушателей гитарный блюз самого маленького лауреата, Славика Литовченко, причем ему аккомпанировала за роялем его сестричка Ева.

"Я ГЕНИЙ, А ТЫ КТО?!"

А дальше бенд Олега Субботина объединился с Национальным Одесским филармоническим оркестром под управлением Игоря Шаврука, чтобы исполнить программу "Киномузыка Юрия Кузнецова", и Яша Тарунцов, блеснув соло за ударной установкой в первом отделении, остался на сцене. Ученица маэстро, проживающая в Германии одесская вокалистка, композитор и аранжировщик Тамара Лукашева создала аранжировки музыки к кинофильмам "Блюстители порока", "Запах осени" и другим, к которым Юрий Кузнецов писал музыку (необязательно джазовую), и порадовала вокальными импровизациями. За роялем был одесский пианист Андрей Показ, вела концерт музыковед Елена Шевченко, которая выразила надежду, что киномузыка маэстро будет звучать и в дальнейшем. Вдова композитора, продюсер фестиваля Наталья Эртнова намерена поднять из архива все записи музыки к кинофильмам, их так много, что киномузыка может стать постоянной рубрикой джазового феста. Наталья призналась, что ее не покидает ощущение: Юрий с нами, он рад происходящему на этой сцене...


- Я прожила жизнь с абсолютным гением, - констатировала Эртнова. - Мы порой в шутку ругались: "Я гений, а ты кто?!".

К аранжировкам Тамары Лукашевой можно относиться как угодно, даже восторженно, однако в оригинальной авторской трактовке они звучали наиболее элегантно (особенно в тех эпизодах, где рояль маэстро и саксофон безвременно ушедшего Руслана Цыбульского творили чудеса). Стоит, возможно, записать диск киномузыки Юрия Кузнецова, где оригинальные записи соседствуют с посмертными аранжировками. Фортепианное соло Андрея Показа в номере "Воспоминание о регтайме" заставило вспомнить лучшие минуты общения с маэстро, за что музыканту большое спасибо.

- Это очень интересный, глубокий, правильно и продуманно аранжированный проект, - считает Андрей Показ. - Большой состав - то, что нужно для такой музыки.

- Я познакомился с партитурами, зная эту музыку понаслышке, - рассказал Игорь Шаврук. - Многим она тоже знакома, просто не знают имени автора.

Кузнецов необычайно интересно писал музыку к кино, создавая атмосферу порой лучше, чем это делали режиссеры и артисты в кадре. А еще Юрий Кузнецов прославился тем, что мастерски озвучивал немые фильмы, причем без предварительного просмотра: на фестивале "Немые ночи" садился за рояль, смотрел на экран и тут же, с юмором, в стиле эпохи "комментировал" видеоряд (однажды даже забавно залаял, когда на экране появилась маленькая рассерженная собачка). Так что тема его киномузыки неполна без внимания к его работе на "Немых ночах" - видео с записями очень украсят эту рубрику в дальнейшем, если такое возможно.

БОЖЕСТВЕННЫЙ ШИЛКЛОПЕР И ВОЗВЫШЕННЫЙ НЕСЕЛОВСКИЙ

На следующий день в филармонии царил дуэт всемирно известного валторниста-импровизатора Аркадия Шилклопера (Германия) и виртуозного джазового тубиста Джона Сасса (США). Виртуозно-ироничный дуэт двух великолепных духовиков, Mini Brass Band, как музыканты сами называют свой проект (Сасс время от времени переключался на чтение рэпа, вспоминая молодые годы в Нью-Йорке) публика не хотела отпускать со сцены. Столь элегантное сочетание валторны (в нескольких пьесах звучал складной альпийский рог, "выраставший" до неимоверных размеров на глазах зала) и тубы появилось благодаря знакомству двух виртуозов в знаменитом австрийском Vienna Art Orchestra. Аркадий Шилклопер - востребованный солист, дающий немало концертов как в родной России, так и по всему миру, в различных составах.

- Юра был для меня не просто коллегой, он был братом, - произнес со сцены Аркадий. - Наше общение всегда было теплым, добрым, я мечтал сыграть с ним дуэтом, но не получилось. Вероятно, сыграю дуэт с ним виртуальным...

В антракте музыкант рассказал о секрете своего неподражаемого позитива на сцене:

- Думаю, это секрет многих творческих людей, кто-то связывает это с выбросом адреналина в процессе общения с публикой. Я знаю знаменитых классических музыкантов Дениса Мацуева и Валерия Гергиева - это трудяги, они постоянно находятся на гастролях, успевают при этом заниматься благотворительностью... Мне в чем-то проще, чем им - у меня меньше концертов, к тому же я играю в основном свою музыку, которая написана и рождена мной, а ведь им нужно исполнить свое отношение к замыслу композитора. У меня таких задач нет, создавать музыку помогает не только опыт, связанный с приемами игры, но и эмоциональный опыт. А бывает, что во время концерта приходит какая-то подпитка из зала - и получается лучше, чем на репетиции!

На нашем фестивале Шилклопер блестяще выступал с американским музыкантом, но в то же время он ратует за самобытное развитие российского джаза, без копирования американских образцов. В этом нет противоречия.

- Мы с Джоном Сассом исполняем пьесы, в которых есть и элементы афроамериканской культуры (ритм, пульс, грув, свинг), есть и элементы русского классицизма, тут задействована, в любом случае, корневая культура, - поясняет Аркадий. - С Вадимом Неселовским мы исполняем много пьес с элементами русского фольклора. Я не против традиций, важно, насколько ты эту традицию через себя пропускаешь; не против джаза - против убийства собственной культуры, своеобразия.

Вместе с самым известным на сегодняшний день в мире джазовым музыкантом из Одессы, ныне проживающим в Штатах пианистом Вадимом Неселовским Аркадий Шилклопер исполнил в память о Кузнецове пьесу "Последний снег". Это произведение написал Неселовский, а Юрий Анатольевич хвалил, говоря, что они с Вадимом "похоже мыслят в музыке".

- Я под его влиянием находился со дня нашего знакомства, я тогда занимался в школе педпрактики при консерватории, - признается Вадим Неселовский. - Стал заниматься музыкой не из-под палки, а по-настоящему. Он изменил мою жизнь... Первое впечатление было таким: неужели на сцену можно так просто одеться: джинсы, свитер, кроссовки? Та одежда, в которой чувствуешь себя свободно? Два года назад мы приезжали в Одессу, Юрий Анатольевич был жив и представлял нас на фестивале, что для меня было чрезвычайно важно.

Неселовский на концерте даже спел проникновенную печальную песню на собственные стихи о единении с природой и побеге от суеты, а затем обратил внимание слушателей на то, что мелодия этой песни - не что иное, как поданная в другом ритме тема второй части Четвертой симфонии Петра Ильича Чайковского. Столь деликатно прикоснуться к русской классике и ввести ее в джазовое поле может только большой музыкант. Впрочем, Неселовский само определение "джаз" подвергает сомнению:

- Оно нужно тем, кто продает музыку, а сегодня благодаря интернету продавать нечего. Все доступно - можно расслабиться и получать удовольствие от творчества...

Аркадий Шилклопер также дал мастер-класс для молодых валторнистов в Одесском училище искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича, на котором щедро поделился своими секретами мастерства от специфики "выдувания" двойных нот до организационных тонкостей (оказывается, заниматься больше часа в день гениальный валторнист не видит смысла!). Шилклопер, Неселовский, Сасс и выступавший на опен-эйре Дерек Браун продолжили свой украинский тур в Виннице, Львове и Киеве, а нам остается ждать новых встреч.

ФРИ-ДЖАЗ, ПСИХОДЕЛИК, КЛЕЗМЕРСКАЯ МУЗЫКА И ХИТЫ "НИРВАНЫ"

Ну а что же вы хотели, сегодня принято расширять границы жанра. Трио Jeff Herr Corporation из Люксембурга сгруппировалось вокруг своего лидера, извлекавшего из ударных инструментов самые удивительные звуки в самых неожиданных сочетаниях. Тепло принимали слушатели международный музыкальный проект Holler My Dear (Австрия - Германия), в особенности - вокалистку и композитора Лауру Винклер (очаровательную хрупкую красотку в маленьком черном платье и в серебряных туфельках), а наличие укулеле в творческом арсенале ансамбля вызвало ностальгические ассоциации со старым Голливудом... Порадовал и греческий дуэт Flying Jazz (начало в традиционном духе переросло в энергичный, даже жесткий психоделик), а дуэт французского кларнетиста Самюэля Берто и вокалиста-аккордеониста сербского происхождения Станко Маринковича (о последнем говорили, что фильмы Кустурицы очень выиграли бы от привлечения такого музыканта) играл даже лежа!.. Своими зажигательными балканскими ритмами джазмены щедро делились и на совместных импровизациях уже после концерта, на ночном джем-сейшене в Central Bar. Трио Infiltrators из Литвы и проект немецкого пианиста Клеменса Орта добавили новых впечатлений, ведь оба эти состава экспериментируют за гранью и на грани того, что мир привык называть джазом (Неселовский, напомним, скептически относится к данному определению). Литовцы элегантно исполняли фри-джаз, а немцы - хиты Курта Кобейна в оригинальной аранжировке.

Ждем, стало быть, 17-й джазовый фестиваль в Одессе через год и надеемся на новые впечатления, открытия и находки любимых (а также пока неоткрытых для нас) музыкантов.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО:

- саксофонист Ян Максимович,

- контрабасист Никколо Фарачи,

- барабанщик Алессандро Росси.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.