Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 48 (1293)
18.12.2015
НОВОСТИ
Актуальная тема
Правопорядок
Компетентный собеседник
Спрашивайте - отвечаем
Образование
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 48 (1293), 18.12.2015

"НОВАЯ КЛАССИКА" -
ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО СЛУШАТЕЛЯ,
или
ДИАДЕМА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДЕССЫ

Международный концерт-проект "Новая классика" при поддержке Генерального консульства Республики Польша в Одессе в середине осени представлял всемирно известного польского саксофониста, профессора Музыкального университета имени Фредерика Шопена в Варшаве Павла Гуснара и украинских музыкантов: заслуженного артиста Украины Владимира Мурзу (баян), лауреатов международных конкурсов Зою Рудько (саксофон) и Татьяну Кравченко (фортепиано). Концерт состоялся в Золотом зале Одесского Литературного музея и был очень тепло встречен аудиторией, впрочем, как и проект в целом, выходящий за рамки отдельного концертного мероприятия.

Проект "Новая классика" предлагает слушателю уйти от стереотипа в определении классики и модерна, воспринимать произведения ХХ и ХХI веков как музыку, которая не перестает дарить миру новые идеи, базирующиеся на многовековом наследии всей предшествующей музыкальной культуры, предлагает соединение классики и модерна, преемственность традиций в современной классической музыке.

Идея проекта принадлежит Татьяне Кравченко и Павлу Гуснару, одному из немногих саксофонистов, удачно сочетающих классическое и джазовое исполнительство. Он сотрудничает, в частности, с оркестрами Большого театра Варшавы, Национальной филармонии и Национальной оперы Польши, с Sinfonia Varsovia. В качестве солиста записал 5 CD, принял участие в записи более 40 альбомов, является артистом Yamaha и RICO.


Одесситка Татьяна Кравченко - один из ярких украинских пианистов, исполнитель, интересующийся тенденциями современной музыки. В ее концертах часто звучат премьеры авторов, доверяющих и посвящающих ей свои произведения. Татьяна преподает в музыкальной академии, является солисткой филармонии, Национального Одесского филармонического оркестра. В содружестве с Павлом Гуснаром она уже организовала в Одессе незабываемые концерты "Сакс тангофеерия", Рождественский концерт с ансамблем "Квинтанго", а также мастер-классы для саксофонистов. В программе прозвучали произведения современных авторов Вероники Ратушинской, Кшиштофа Хердзина, Марчина Тадеуша Лукашевского, Юлии Гомельской, Астора Пьяццоллы, Владимира Харламова, Джона Маккея, Дражана Косорича. А в концерте, кроме названных артистов, участвовали одесские музыканты Зоя Рудько (саксофон) и Владимир Мурза (баян), причем специально для последнего молодой композитор из Боснии и Герцеговины Дражан Косорич написал пьесу "Опустошенная земля" для баяна соло. Владимир Мурза учил Косорича в Одесской музыкальной академии имени А. В. Неждановой по классу баяна, а по классу композиции его наставницей была профессор Кармелла Цепколенко. Специально для Павла Гуснара Марчином Тадеушем Лукашевским была написана сюита во французском стиле для сопрано-саксофона и фортепиано под названием Gibberish&Babble ("Болтовня"), прозвучавшая в концерте.

Впечатляющее продолжение проект получил вскоре в том же Золотом зале Литмузея - на радость слушателям состоялся концерт "Nachtmusic" ("Ночная музыка"), который был представлен при поддержке благотворительного фонда "Баварский Дом Одесса". Участники концерта - кларнетист Игорь Федоров, сопрано Елена Кужелева и пианистка Татьяна Кравченко помогли присутствовавшим в зале счастливцам совершить путешествие в мир романтических образов Шуберта, Шумана, Лахнера, Мейербера, Беллини. Преобладала, как и следует из названия, "ночная" тематика. Прозвучали, в частности, ария Амины из оперы Беллини "Сомнамбула", "Фантастические пьесы", которые Шуман первоначально назвал "Вечерними пьесами", романс Лахнера на стихи Гейне со словами "Здесь в цветах утопает наш сад, освещенный тусклой луной. Замирает лотоса взгляд".

Героем вечера был именитый гость Игорь Федоров - выпускник "Гнесинки", концертирующий кларнетист, лауреат многочисленных международных конкурсов, в 2012 году записал диск с Лондонским Симфоническим оркестром, выступает на лучших сценах мира - "Карнеги Холл" в Нью-Йорке, Мюзик Ферайн в Вене, Тонхалле (Цюрих), Большой и Мариинский театры. Дедушка Игоря был одесситом, а сам он впервые оказался в Одессе, находясь еще в материнской утробе.

- Для меня данное выступление не является коммерческим, - рассказал Игорь Федоров. - Я с радостью приезжаю в город моих предков. Когда увидел зал Литературного музея, сразу решил: я должен здесь выступить!

Что же ожидать в дальнейшем от организаторов проекта?

- "Новая классика" рассчитана на длительное существование, - обнадеживает Татьяна Кравченко. - Предполагаются концерты в том же Литмузее и других камерных залах города. Одесский композитор Юлия Гомельская и другие авторы, международные составы исполнителей позволяют публике встретиться с музыкой двадцатого и двадцать первого веков. Ближайшие сезоны, надеюсь, докажут нужность и жизнеспособность этого проекта.

- Мы создаем и исполняем новую академическую музыку, - говорит Юлия Гомельская. - Надеемся, что в будущем она сможет стать классикой. Спектр течений довольно широк. Так, в моих инструментальных дуэтах под общим названием "ДиаДема" можно выделить тяготение к минимализму, многие произведения решены скорее в русле авангарда конца двадцатого века. Авторское название этого цикла дуэтов ни у кого более из композиторов не встречается. Во-первых, исполнительницами самого первого такого сочинения были женщины. А диадема - красивое женское украшение. Во-вторых, "диа" - означает два, и исполнителей-музыкантов тоже два. Получается, что перед нами демонстрация возможностей двух ярких артистов. Третье значение: "диас" - святой, "демос" - дьявол, демон. Святое и грешное борются в нашем мире. И это находит отражение в музыке. "Западня для двоих" для сопрано-саксофона и альт-саксофона была написана в 2000 году специально для фестиваля "Всемирные дни Международного общества современной музыки", который проходил в Люксембурге. Эта пьеса - представление-перформанс с двумя участниками, которые соревнуются между собой в мастерстве. Герои-музыканты обречены находиться в рамках "западни", они пытаются вырваться, выскочить из круга, но остаются в замкнутом пространстве игры-соревнования. Мне нравится, как это произведение исполняют Павел Гуснар и Зоя Рудько...

В отличие от дуэтов Юлии проект предполагает мирное и продуктивное сосуществование не пары, но пятерых участников. Четыре исполнителя и композитор как пятое действующее лицо - пятерка активных членов проекта.

- Сольное выражение каждого очень важно, - продолжает свою мысль композитор Гомельская. - Мы с Павлом Гуснаром еще в его прошлый приезд познакомились, я дала ему свои произведения, он просил сделать для него аранжировку некоторых новых сочинений, сотрудничество продолжается как между нами, так и в рамках ансамбля "Квинтанго". Одно удовольствие с ним работать! Таня Кравченко вообще наша палочка-выручалочка, невероятно работоспособная, ночью разбудишь - прочтет с листа любую пьесу! Владимир Мурза планирует сольный концерт в декабре, на котором наряду с музыкой Моцарта и Франка прозвучит секстет Юрия Поволоцкого, одна из моих "ДиаДем".

За последние два года музыка одесситки звучала в авторском концерте в столичном зале Национального Союза композиторов Украины в исполнении оркестра "Киевская камерата", состоялись два концерта-портрета (в Большом зале Одесской музыкальной академии, а также в филармонии, в рамках международного фестиваля "Два дня и две ночи с новой музыкой". На международных хоровых конкурсах в Испании, Бельгии, Болгарии звучат произведения Гомельской в исполнении молодежного женского хора "Ориана". Ее балет "Джен Эйр" поставлен в Северной Каролине (США), камерные произведения постоянно украшают программу КиевМузикФеста и многих других фестивалей.

А недавно состоявшийся в музыкальной академии концерт класса Гомельской показал: студенты и аспиранты Юлии подхватят эстафету новой академической музыки и смогут в дальнейшем достойно представлять Украину на мировой музыкальной сцене. Уже сейчас, в стенах вуза, интересно проявляют себя Анна Стоянова, Анна Копейка, Антон Кошелев, Александр Шедлих, Мария Грабина, Кристина Фильченкова... Возможно, совсем скоро проект "Новая классика" возьмет в работу их произведения, которые станут венцом преподавательских усилий, свидетельством таланта и оригинального мышления молодых авторов. А в конечном счете - прибавится бриллиантов на диадеме музыкальной Одессы, которая, как каждая женщина, любит драгоценные украшения...

Мария ГУДЫМА.

На фото О. ВЛАДИМИРСКОГО:
Т. Кравченко.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.