Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 29 (1224)
1.08.2014
НОВОСТИ
События
Дела и люди
Правопорядок
Одесса-220
Спрашивайте - отвечаем
Футбол
Спорт
Культура
Одесские истории
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 29 (1224), 1.08.2014

ОДЕССКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ

Мы продолжаем знакомить наших читателей с наиболее примечательными событиями Пятого Одесского международного кинофестиваля.

Кино фиксирует иллюзию

Украинский режиссер Сергей Лозница, автор нашумевшего фильма "Майдан", прочитал лекцию на тему "Документальное кино - возможности и ограничения. Кино как пропаганда" студентам образовательной секции ОМКФ.


Сергей Лозница, режиссёр фильма "Майдан" и член жюри.

Лозница не делит кино на игровое и документальное, так как, по его словам, в обоих случаях создается иллюзия реальности, которая не соответствует действительности. Свою теорию он доказал с помощью масштабного графика, сравнивая размер человека сначала с обозримой вселенной, а потом с микровирусом.

Лекция Лозницы длилась около двух часов, во время которых мастер документалистики детально рассказал и показал на примере своего фильма "Представление" основы структурирования ленты, работы со звуком и монтажом, разницу в процессе создания пропаганды современной и советской, а также о многом другой. "Представление" - картина, полностью состоящая из отрывков советских пропагандистских фильмов и киножурналов, в основном, периода 1956-64 гг. Лозница переозвучил ролики, убрав характерную речь советского диктора, рассказывающего о народных успехах, заменив его обычными повседневными звуками и голосами людей. По мнению режиссера, в восприятии человека именно звук играет основную роль, ведь, заменив его, можно изменить настроение и посыл абсолютно любой сцены. Например, превратить трагедию в комедию, наложив веселую музыку на сцену дуэли.

- Когда автор знает заранее, что хочет вложить в голову зрителю, - это уже пропаганда, вне зависимости от темы и жанра, - считает режиссер. - Виноват не только создатель, но и тот, кто принимает пропаганду, так как делает это бездумно.

Femen, как всегда, собирает аншлаги

На показе фильма внеконкурсной программы ОМКФ "Путь к свободе", который называется "Я - Femen", зал был переполнен. Зрители заняли даже все ступеньки. После картины уже традиционно состоялась дискуссия: на вопросы аудитории отвечали режиссер фильма, продюсер и главные героини - оставшиеся в Украине активистки движения "Femen".

Этот фильм рассказывает обо всех участницах и участниках украинской группы "Femen". Но роль главной героини и рассказчицы досталась Оксане Шачко - художнице, увлеченной религиозной живописью, но ставшей, вопреки юношеским планам, не монахиней, а революционеркой. Оксана, по признанию режиссера из Швейцарии Алена Марго, и вдохновила его на создание фильма о "Femen".

- Впервые я увидел девушек в новостях, меня вдохновила их смелость,- рассказывает режиссер. - Потом я открыл для себя новую страну - Украину, это мое второе вдохновение. И, конечно, меня вдохновила встреча с Оксаной Шачко. Она художник, как и я; мне было интересно показать "Femen" не с точки зрения журналиста, а создать полнометражный фильм с точки зрения творческого человека.

Сегодня Оксана Шачко - за границей, просит политического убежища. В Украине она и ее коллеги по протестной группе - фигуранты уголовных дел, которые до сих пор не закрыты. За рубежом девушки пребывают не праздно: в Европе им удалось создать международное женское движение. По словам участницы встречи на ОМКФ, активистки "Femen" Анны Гуцол, продолжают они и деятельность в Украине: "Нас всегда отличало не то, что нас преследовали, а наша активность. Я очень рада, что украинцы поняли, что нужно вместе защищать себя и свою свободу. Мы не до конца победили, но то, что мы отвоевали, мы должны сохранить. Сохранить ощущение, что ты являешься частью целой страны, твой голос меняет эту страну".

К современной политике девушки относятся сдержанно и преобразовывать свое движение в политическое не собираются: они верны ценностям феминизма и сожалеют, что активистки российского протестного движения "Pussy Riot" Надежда Толоконникова и Мария Алехина ушли из активистов в правозащитники.

"Поводырь": мировая премьера

В Одессе состоялась долгожданная премьера фильма "Поводырь" украинского режиссера Олеся Санина. С 2007 года режиссер собирал команду, подбирал актеров, искал средства на реализацию своей сокровенной идеи. И вот, несмотря на предложения от других международных фестивалей класса "А", местом мировой премьеры "Поводыря" Олесь Санин выбрал именно Одесский МКФ. О мотивации своего решения режиссер вместе с творческой группой рассказал на пресс-конференции после премьерного показа.


Олесь Санин, режиссёр, продюсер
и сценарист фильма "Поводырь".

Действие картины разворачивается в Советской Украине начала 1930-х годов. В основе сюжета - драматическое путешествие американского мальчика Питера Шемрока и слепого музыканта Ивана Кочерги. Они встретились в годы коллективизации и голодомора и простились, когда в 1934 Ивана Кочергу расстреляли под Харьковом.

Роль юного поводыря слепого музыканта сыграл маленький украинец Антон Грин, которого режиссер нашел и утвердил за неделю до начала съемок. По признанию Олеся Санина, если бы Антон появился раньше, акценты фильма, скорее всего, были бы смещены: "Я сделал бы его более значительным проводником истории. Каждый съемочный день Антона был для нас загадкой и открытием".

Сам молодой актер признается, что предложение сняться в "Поводыре" его шокировало: "После этой роли изменилась вся моя жизнь. Я никогда не готовился и не думал, что буду играть. Теперь я очень хочу быть актером!"

Также в фильме сыграли около 200 незрячих актеров, большинство из них - музыканты. Музыка вообще для картины очень важна, и музыкальная история фильма тоже, безусловно, состоялась. Композитора Аллу Загайкевич участники пресс-конференции встретили бурными овациями. "Мы старались сломать стереотипы шароварщины, избавиться от негативных шаблонов украинской культуры", - объяснила свою идею Алла Загайкевич.

Бюджет фильма - 16 миллионов гривен. Это немного, - говорят продюсеры, но рады, что и это удалось получить. Ограниченность в средствах не позволила строить масштабные декорации, снимали на натуре, в поисках нужных пейзажей объездили всю Украину, часто работали в сложных погодных условиях. Оператор-постановщик фильма "Поводырь" - Сергей Михальчук, одноклассник режиссера Олеся Санина, его друг и единомышленник уже более 30 лет. Перед оператором стояла очень сложная задача: снять фильм о людях и для людей, которые не видят свет.

Впервые в Украине фильм на большом экране адаптируют для незрячего зрителя: будет использована технология тифлоперевода, это специальные аудиокомментарии, которые подскажут, что происходит на экране, во что одеты герои.

Картину ожидает серьезное фестивальное и прокатное будущее. Уже ведутся переговоры с национальными и международными дистрибьюторами, готовится четырехсерийная телевизионная версия "Поводыря". Но первыми в мире "Поводырь" увидели зрители Одесского международного кинофестиваля.

- Нас пригласил сюда программный директор ОМКФ Алик Шпилюк, и ради этого мы отказались от нескольких больших фестивалей, ряд фестивалей класса "А" согласились показать нашу ленту после премьеры в Одессе. Одесса - это история свободы. Я хотел, чтобы первые оценки нам дали именно здесь, - объяснил свое решение Олесь Санин.

Актер всегда остается актером


Евгения Додина, известная
израильская актриса и член жюри.
Фото пресс-службы ОМКФ-2014.
Евгения Додина, известная израильская актриса и член жюри международной конкурсной программы ОМКФ-2014, провела творческую встречу со студентами Летней киношколы и рассказала о своем пути в театре, разнице между актерами кино и театра, а также о важности "случая" в судьбе.

Свое выступление известная актриса начала с показа видеозаписи монолога Нины Заречной из "Чайки" А. П. Чехова в собственном исполнении, который был прочитан на трех языках: русском, иврите и английском. Евгения Додина отметила, что этот монолог стал результатом долгой творческой жизни в Израиле, а также обратила внимание студентов на использование разных языков в слитном тексте, которые логично идут один за другим. Кроме того, актриса прочла несколько стихов Бродского и отрывок из рассказа И. Бабеля "История моей голубятни". На примере последнего произведения Додина рассказала о сложностях актерского перевоплощения и поисках себя "в роли".

Актриса отметила, что ее путь в театр начался с детского увлечения кумиром - советским актером Олегом Далем. Отслеживая его творчество, Евгения узнала о существовании театра и актерского дела и приняла решение стать артисткой. Раскрытие творческого потенциала пришло не сразу: для этого потребовались время, "правильная роль" и случай. Таким случаем для Евгении стало предложение переехать в Израиль, где в 1990 году открывался первый русский театр "Гешер".

Отвечая на вопрос, чем израильский театр отличается от русского, актриса отметила, что основное отличие - это гораздо меньший бюджет. "Когда бюджет маленький, театр вынужден выбирать коммерческий репертуар, чтобы выжить. В отличие от Европы, где театр получает большие дотации и может ставить разные пьесы, то есть быть театром ради театра", - рассказала Додина.

Также одной из дискуссионных тем во время творческой встречи стал вопрос об образовании актера. По мнению Евгении, образование более важно для театральной сцены, в кино можно многое скрыть. Но все же актриса отметила, что актерская природа остается актерской, и талант всегда побеждает.

Режиссер в кино - это все

В рамках образовательной программы Летней киношколы состоялась видеоконференция с американским кинематографистом Дарреном Аронофски, автором фильмов "Фонтан", "Черный лебедь", "Реквием по мечте".


В зрительном зале.
Фото пресс-службы ОМКФ-2014.

Даррен Аронофски никогда не вписывался ни в одну из голливудских режиссерских ниш, в ходе onilne-конференции он говорил со студентами Летней киношколы о своем личном опыте, съемках своего дебютного фильма "Пи", отношениях с аудиторией, кинокритике, работе над защитой окружающей среды и о многом другом. Более предметно кинематографист решил обсудить процесс написания сценария. По его мнению, сценарий должен быть болезненным, потому что зритель реагирует на те истории, которые заставляют его сопереживать.

- Во всех моих фильмах есть что-то очень личное. Для меня это страсть, она рождается изнутри, где-то в районе моего желудка, и именно страсть заставляет меня рассказать историю.

Говоря о своих работах, Даррен также подчеркнул: "Думаю, что одно из преимуществ моих фильмов в том, что они влияют на людей, вдохновляют говорить и задумываться о собственном положении в этом мире". По словам режиссера, нет ничего такого в том, чтобы снимать массовое кино, но оно не ретранслирует никаких глубоких идей, не показывает, что происходит в мире, не заставляет глубоко копать. "Для меня всегда было важно рассказать ту историю, в которую я верю, которую могу рассказать только я, и я считаю, что кинематограф не стоит на месте только благодаря амбициозным и уникальным работам" - говорит Аронофски.

Режиссер также отметил, что жизнь заключается в движении, и не нужно держаться за себя, каким ты был раньше. Когда Аронофски был молод, он заявлял, какой из его фильмов считает самым важным, но сейчас каждая из его работ занимает свое особенное место, расставлять их в порядке приоритетности он считает неправильным.

Что касается работы с актерами, то обладатель главного приза Венецианского МКФ уверен, что каждый актер уникальный и у каждого есть что-то свое. Общение "режиссер-актер" должно быть максимально прямым и честным. "Нужно выяснить, что вдохновляет и руководит актером, что им необходимо, их мотивацию. В работе с ними самое главное - завоевать их уверенность в вас". Режиссер уверен, что важно создать такую атмосферу на съемочной площадке, чтобы каждый член команды чувствовал себя счастливым и любил то, что он делает. Тогда работа превращается в совершенно уникальный опыт.

"Я вырос в любви к фильмам, и мне всегда хотелось снимать кино. Думаю, это родилось внутри меня". На вопрос, есть ли в планах возможность съемки ситкома, Даррен ответил, что сейчас ведется работа над одним проектом, и он надеется, что скоро зритель сможет увидеть его на экранах. Несмотря на неполадки со связью, общение с режиссером прошло очень продуктивно. На прощание Даррен попросил прощения, что не смог приехать в Одессу и выразил надежду, что в следующем году у него появится свободное время. Он был потрясен Киевом и уверен, что Одесса поразит его не меньше.

Подготовил Андрей РАЙКОВ.
Использованы материалы пресс-службы ОМКФ-2014.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60