Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Михаил РЫБАК

Номер 30 (620)
19.07.2002
НОВОСТИ
Культура
Вопрос - ответ
Криминал
Досуг
Спорт
Фотовернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (620), 19.07.2002

АРХИВ

ЗАЩИТА ФИЛИДОРА

"На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати черные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора...", – так описывают Ильф и Петров начало одновременной игры в будущей столице шахматного мира. А когда выяснилось, что план превращения Васюков в Нью-Москву рухнул и васюкинские любители, падая друг на друга, ринулись за ним, "Остап запрыгал по лестнице, ведущей на пристань... Сверху катилась собачьей стаей тесная группа разъяренных поклонников защиты Филидора..."

Филидор. Многие ли знают его как одного из создателей французской комической оперы на сюжеты из жизни простых людей, ставит ли какой театр сейчас "Садовника и его господина", "Кузнеца"?.. Но всеми миру (интересующимся шахматами, по крайней мере) известна защита Филидора.

Французский композитор и музыкант Андре Франсуа Даникан Филидор (1726-1795 гг.), самородный шахматный талант, уже в 14-летнем возрасте одерживал серьезные победы в известном "Кафе де ля Режанс" в Париже, где собирались игроки всей страны и многочисленные гости из-за границы. В довольно короткое время Филидор прославил своей игрой не только ту среду, в которой он вращался, но и шахматное искусство вообще. Его карьера была блестящей. Путешествуя по Англии, он неожиданно побеждает лучших шахматистов этой страны. Двадцати двух лет от роду он пишет свой "Анализ шахмат" – учебник, ставший "библией" для многих последующих поколений шахматистов. Этот труд появился в 1749 году в Лондоне. В предисловии к нему помещены: исторический набросок развития шахмат, несколько заметок о формировании правил игры, а дальше – описание различных дебютов (с комментариями) и эндшпилей. Партии и примеры приводились в описательной форме, беэ сокращенных записей. Мы знаем о свыше шестидесяти изданиях книги Филидора на разных языках. Ее славой злоупотребляли нечестные издатели, долгое время возобновляя многочисленные повторные тиражи, имеющие уже небольшое практическое значение.

Теория игры начала продвигаться вперед семимильными шагами, а сам автор обогащал свою теорию новым научным материалом из своей практики. Во время поездок в Берлин, Потсдам, Лондон и пребывания в Париже он укреплял свою славу первой звезды на шахматном небосклоне. После победы над первым игроком Франции – Легалем – Филидор получает от своих энтузиастов шахматный скипетр – символ гроссмейстреского звания.

В "Кафе де ля Режанс" с Филидором встречался Вольтер и неоднократно играл с ним товарищеские партии. Сюда приходил испытать свои силы за шахматной доской и Руссо, но он не мог играть с Филидором на равных и получал от Филидора вперед ладью. Проигрывавший Филидору Дидро в сочинении "Племянник Рамо" вспоминает о парижской среде шахматистов: "...там-то мерится силами глубокий Легаль, тонкий Филидор..."

Во второй половине XVIII века знаменитый Филидор удивлял игрой вслепую на нескольких досках. Сохранилось описание сыгранных им одновременно трех таких партий в Лондоне в 1788 году. Филидор принимал и передавал ходы через посредника. Трем противникам он дал по одному ходу форы, а самый слабый из них получил еще добавочную фору в виде пешки (то есть Филидор снял с доски одну свою пешку). На 51 ходу он выиграл первую партию, 47-м – вторую и, наконец, на 59-м – третью.

Чрезвычайно оригинальным произведением в художественно-театральном репертуаре является, несомненно, комическая опера "Побей Филидора" на музыку Амаде Дютака и либретто Авраама Дрейфуса. Премьера этого сугубо шахматного спектакля, хотя бы из-за главного персонажа знаменитого французского шахматиста (и притом композитора) Филидора, состоялась на сцене парижского театра "Опера-комик" в 1882 году. Содержание произведения несложно: Филидор пытается любой ценой... проиграть шахматную партию...

Остап Бендер, игравший в Васюках второй раз в жизни, естественно, не был знаком с защитой Филидора. Он даже не знал, как ходит конь. И тем более крайне бы удивился, что первым подробно исследовал и описал свойства движения шахматного коня великий швейцарский математик Эйлер. Но анализ хода коня в так называемых замкнутых циклах (проблемы Эйлера), вероятно, мало бы заинтересовали великого комбинатора.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.