Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 14 (1454)
18.04.2019
НОВОСТИ
Острая тема
Проблемы и решения
Здоровье
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
История
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 14 (1454), 18.04.2019

МОЁ ОДЕССКОЕ ДЕТСТВО

Продолжаем публикацию воспоминаний известного одесского музыканта, режиссера, продюсера, основателя и художественного руководителя Международного фестиваля-конкурса юных талантов "Звёздочка" Александра СТЕПАНОВА. Начало см. "Порто-франко" от 4 и 11 апреля с. г.


КРУИЗ

После триумфального турне по молочным фермам Одесской области с организованной нами летней агитбригадой мы вернулись к занятиям на втором курсе консерватории. Но жажда творчества не утихала... Даже совсем наоборот. И вдруг новое приключение - круиз!

Молодым поколениям читателей следует разъяснить, что в те давние времена (шел 1979 год) в Одессе был флот. Пассажирские лайнеры от нашего морвокзала отправлялись во многие порты мира. Особенной популярностью пользовался маршрут Одесса - Батуми с заходами в Севастополь, Ялту, Феодосию, Сухуми. Каждый день ты проводил в новом городе, узнавал его достопримечательности: в Ялте - Ботанический сад и завод массандровских вин, в Севастополе - музей-панораму обороны города, в Феодосии - галерею Айвазовского, в Сухуми - обезьяний питомник, в Батуми - дельфинарий. Это днем. А вечером - отправление к новым для нас городам вдоль живописных берегов Крыма и Кавказа под ослепительно яркими звездами на южном небе...

Так вот, в эти круизы для развлечения туристов приглашали музыкантов и артистов, которые в шутку называли эту Крымско-Кавказскую линию "крымско-калымской". В обязанности входили два выступления: первое - в вечер отправления из Одессы, второе - на обратном пути. За это артист получал бесплатный проезд, питание в ресторане с обильным, разнообразным и изысканным меню и отдых все остальное время недельного круиза. В нашу концертную программу входили номера в исполнении артистов оперетты (Эмиль Силин, Семён Файер и Адель Ветрова), а мы давали "музыкальные вставки" - дуэты для скрипки и виолончели (Бах, Бетховен, Глиэр, Шуберт). Это путешествие на уютном теплоходе "Аджария" окончательно решило нашу судьбу... Через год мы с Катюшей повторили романтический круиз на "Аджарии", но уже не как артисты, а в статусе молодоженов.

Комментарий Екатерины Степановой
(Кати Добренко):

Саша опустил целый год, а он был очень интересным. Мы решили пожениться. Нужны были деньги для семейной жизни, но прежде всего - на свадебное путешествие. У Саши не было отца, он жил с мамой и бабушкой материально довольно непросто. И мы устроились на работу руководителями вокально-инструментальных ансамблей на джутовую фабрику (была такая в Одессе на Второй Заставе). Саша должен был организовать мужской ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), а я - девичий. У меня был богатый опыт работы в профессиональном коллективе, но сейчас предстояло научить далеких от музыки молодых рабочих и работниц фабрики. Так вот, в процессе мы с Сашей довольно прилично и сами овладели игрой на барабанах, на гитарах (бас и ритм) и на клавишных.

Постепенно в ансамбли стали вливаться старшеклассники из соседней школы, они учились легче и быстрее. Дело пошло. В то время постоянно проходили какие-то конкурсы политической песни. Пели про войну, про комсомол, про рабочее утро, а отдушиной были обработки народных песен, которые мы также освоили. Наши коллективы стали побеждать в конкурсах, и однажды нас наградили поездкой в Москву. Летели на самолете, жили в новеньком тогда олимпийском гостиничном комплексе "Измайлово". Такое ощущение было, что в коммунизм попали: в магазинах все было, и это все можно было купить!

Ансамбль мальчиков назывался "Темп", а девочек - "Ассоль". Девчонки так поднаторели, что легко исполняли довольно техничные вещи. Я помню удивление коллег, когда услышали песню "Позвони мне, позвони" - слаженно, в бешеном темпе, со сложными сбивками на ударных. И пели все в голосах, 3 голоса как минимум. А ребята играли "Машину времени", битлов и Сантану.

Прошли годы, мы с нашими девочками до сих пор в теплых отношениях. Счастья вам, девчонки!

ФИЗКУЛЬТУРА
(опять Екатерина Степанова)

Мои отношения с физкультурой были всегда непростыми. Началось с того, что в первом классе (я не "столярик", в школе училась в Севастополе) учитель сказал, что я бегаю "как танк". Меня это сравнение не вдохновило, бегать быстрее я не стала, даже наоборот. Потом пошли брусья, канат, козлы и кони. Все было мимо, но козел мне нравился, правда когда я шла на разбег, одноклассники прятались. В школе у меня были все пятерки, кроме физкультуры. Ставили из жалости четверку.

Потом я поступила в Одесское музыкальное училище. По "физре" у нас была Бедрицкая (фамилия точно соответствовала фигуре). Ее наша музыка не волновала, мы были все "дефекты", а зачеты надо было сдавать. Помню, у нас был зачет по плаванию. Надо было проплыть от пирса к пирсу, кажется, на Ланжероне. Для меня это не было проблемой. Но помню Леву Маркуса, он почему-то плавать не умел. Лева мне тихонько говорит: "Катя, посмотри, похоже, что я плыву?", а сам ногами идет по дну. Но руками и головой так старается! Бедрицкая сделала вид, что верит, зачет поставила. Но почти все, кто собирался поступать в консерваторию, чтобы не испортить себе диплом плохой оценкой, переходили в "группу здоровья". В том числе и я.

И вот консерватория. Наконец-то я себя почувствовала равной, ибо вокруг были такие же. Мне наконец понравилась "физра"! Мне нравился наш преподаватель Гарик. Он адекватно нас оценивал и не нервничал. Наверное, он даже нас любил по-своему. На его уроках было настроение "телячья радость", на которую Гарик реагировал коронной фразой: "Детский сад надел панамы". Мы с удовольствием бегали, кое-кто даже добегал до финиша. Очень любили играть в баскетбол, особенно если на уроке был Янек Розенцвайг. Янек был способный к занятиям спортом - один мог противостоять целой команде, а то и двум. Он твердо знал, что надо забросить мяч в корзину. Заполучив мяч, Янек крепко прижимал его к груди, сливаясь с ним в одно целое, и, не передавая никому, отчаянно продвигался к намеченной цели. Отчаянно, потому что все пытались у него отобрать мяч, но не тут-то было! Янек проявлял чудеса изобретательности, ибо поймать его старалась не только команда соперников, но и свои.

- Янек, отдай мяч, мы все простим! - кричали все.

Он никого не слышал. Когда уже ничего не мог сделать, падал, но мяч оставался крепко прижатым к груди - выцарапать его было невозможно. Тут от смеха падали уже все игроки. Недавно видела Янека на Трассе здоровья с велосипедом в модных спортивных штанах. Порадовалась.

Гарик предложил мне записаться в секцию баскетбола - как раз набиралась женская команда. Вскоре в команде появилась Таня Верди, мы подружились. У меня рост средний, а вот Таня - ого-го! Ей стоило стать на цыпочки и поднять руку - мяч можно было спокойно положить в корзину. Тренер был не консерваторский, он как-то мужественно нас терпел. На тренировках мы отрабатывали отдельные элементы, я прилично забрасывала мяч в корзину. Недавно с внуком во время прогулки попробовала забросить - нормально! Попала! Помнят руки! Но, если честно, я отрабатывала отдельные моменты, а в игре мяча боялась. Это еще со времени учебы в музучилище. Мой лучший друг Лева Маркус умел играть в баскетбол, ходил на тренировки. И как-то приходит с раздутой черной губой - кто-то мячом попал. Что это был за ужас! А то по пальцу заехали. В общем, я старалась к мячу не приближаться и в руки не брать - от греха подальше.

Не успели мы вникнуть во все тонкости этой увлекательной игры, как нас отправили на соревнования в Кишинев. На первой же игре - шок. Судья свистел и что-то размахивал руками. Мы смотрели на него широко раскрытыми, красиво накрашенными глазами - что такое? Оказывается, эти его махи что-то означали, что-то мы должны были делать... или не делать... мы не понимали. Ой, стыдно было ...

А иногда вместо любимого Гарика был другой преподаватель с двусмысленной фамилией Лобко. Физкультура была на стадионе завода "Краян", недалеко от Чумки, на первой паре в субботу. Мало кто мог не опоздать. И он всем опоздавшим ставил н/б. Помню, как вокалист Сережа Красных, тоже опоздавший на пару, не хотел соглашаться с этим н/б. Они как будто соревновались, кто кого перенудит. До-о-о-олго беседовали. Это ж надо было Сереге такое железное терпение иметь! В итоге всем удалили эти злополучные н/б.

А на летних каникулах мы отдыхали в спортивно-оздоровительном лагере "Романтика". И однажды отдыхающие с нами в одной смене ребята устроили бунт против раннего подъема и обязательной физзарядки. А мы с Сашей как раз любили зарядку. Мы еще дополнительно устраивали себе мучения - после обеда, в самое пекло, когда все радостно спали, мы из Черноморки вдоль моря, как "нормальные герои, которые идут в обход", прорываясь через различные заграждения, шагали до 10-й станции Большого Фонтана. И потом обратно.

Но в этом бунте мы выступили со всеми. Устроили театрализованное спортивное шоу...

Дети, родители, бабушки и дедушки, занимайтесь физкультурой! Это полезно.

АРМИЯ...
ИЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

Отзвучали финальные аккорды выпускного консерваторского экзамена (у меня виолончельный концерт Дворжака, а у Катюши - концерт Чайковского для скрипки). Наступил день распределения. Предлагались очень "заманчивые" варианты: музыкальная школа в селе Степанчиково или Великодолинском. Но так как я еще студентом консерватории поработал в школе Столярского, а потом в ДМШ № 8, то у меня был "запрос", а Катюшу взял Михаил Водяной в Театр музкомедии, где она до восьмого месяца беременности играла в джаз-банде оперетты "Летучая мышь".

25 июня 1983 года, в день трехлетия нашей студенческой свадьбы, я был призван в ряды СА (советская армия). И началось...

Сборный пункт. Ночной поезд Одесса - Николаев, забитый доверху. Я ехал на третьей полке. В Николаеве грузовиками нас отвезли на стадион, где мы провели остаток ночи на мокрой от росы траве. Днем - жара, пекло, воды нет. Всех обрили наголо. Явились "покупатели". Нас разобрали и развезли тоже грузовиками по воинским частям. Ночью в роте учили подшиваться (воротнички, погоны), подбиваться (сапоги, каблуки) и застилаться. И только утром, впервые за три дня, дали поесть. Причем без ложек (их еще не получили).

Так началась "учебка" (в просторечии так именовалась учебная армейская часть, где солдат-новобранцев в течение полугода обучали воинской специальности или готовили к должности младшего командира). Бег в противогазах, после которого пот выливали как воду из банки, подъем переворотом на турнике, ползание по-пластунски, "вспышка справа - вспышка слева" (по этой команде следует мгновенно упасть лицом вниз, а ее умышленно давали в самом грязном месте), многочасовая строевая подготовка.

Через две недели во время принятия армейской присяги Катюша меня не узнала. Минус 10 кг, ноги в сапоги не влезают - распухли. В "обезьяннике" (место для встречи с родственниками) она плакала в дуэте с беременной женой нашего однокурсника - виолончелиста Яна Розенцвайга. Он попал в соседний полк. За фамилию по нескольку суток не вылезал из нарядов. Рассказывал: "Стою я на тумбочке (наряд по роте), хочу спать. Закрыл на секунду глаза, вдруг слышу грохот - что-то упало! Открываю глаза - а это, оказывается, я упал". Хронический недосып.

Однако мы выжили. Ноги прошли. Солдатский рецепт: на ночь йодная сетка и спать, положив ноги на спинку кровати, днем ноги держали в ледяной воде. Рекомендую. Кстати, вода из крана текла соленая, но ее все пили, несмотря на реакцию организма. К нагрузкам вскоре привык. Прошел "обкатку" танком, стрелял из всех видов оружия: пистолет, автомат, пулемет, гранатомет, пушка БМП, метал гранаты. Бегал полосу препятствий и т. д. и т. п.

В перерывах между занятиями, точнее, после всех выполненных заданий нас собирали в клубе. Намечалась, как говорили, "показуха" для высокой проверки. И вот в таких боевых условиях силами студентов "Гнесинки" (Московского музыкального училища имени Гнесиных), ГИТИСа (тоже московский театральный вуз), Одесской консерватории, которые служили тогда в Николаеве, за месяц удалось поставить спектакль в стиле "Ленкома" (Московский театр им. Ленинского комсомола) - с ВИА, драматической частью, танцами (приглашали девочек из местного культпросветучилища). Москвич Юлий Кушниров (студент знаменитой саксофонистки и педагога Маргариты Шапошниковой в "Гнесинке") специально привез аппаратуру, инструменты. Это спасло нас и в профессиональном, и в самом прямом смысле.

Осенью в "учебке" началось распределение. БОльшую часть выпускников направили в Афганистан. А мы "зависли", нас не отправили, и мы стали "личным ВИА" замполита полка. Играли концерты, танцы, свадьбы.

11 ноября 1983 года родилась моя дочь Аннушка. Мне дали короткий отпуск. Из Одессы я привез в армию виолончель. Как раз в это время полковой оркестр готовился к очень ответственной московской проверке, и мне доверили исполнить "Осеннюю песню" Чайковского на виолончели в сопровождении духового оркестра. И еще я подменил ушедшего в запой тубиста, сыграв на бас-гитаре его партию, как говорится, "с листа на память". Комиссия была в восторге. А меня в благодарность дирижер - майор Федулин - взял в оркестр на большой барабан, а по праздникам носить бунчук. Бунчук - тяжелый высоченный металлический символ оркестра. Оркестр играл разводы, построения, участвовал в учениях, в парадах, иногда были "приказные" похороны (бывали и "левые"). Шла война. Стали приходить цинковые гробы с "двухсотыми" из Афганистана. Не забуду, как однажды мы с почетным караулом несколько километров несли "афганца" от села до кладбища в страшную жару. Люди падали в обморок. Женщины в черном выли. А мы все играли, играли...

Для праздничного концерта ко дню освобождения Николаева было создано инструментальное трио: Юлик Кушниров (фортепиано), Гриша Папиш (скрипка, в "Гнесинке" учился у знаменитого скрипача и педагога Михаила Фихтенгольца, кстати одессита) и Александр Степанов (виолончель).

"Ну, солдаты на виолончелях - это все равно, что обезьяны на тракторе", - хвалили нашу "Элегию" Массне коллеги.

А еще я бегал в самоволки - в городскую библиотеку, в уникальный Дом-музей художника Верещагина, в камерный оркестр филармонии, чтоб не потерять форму...

За творческие успехи был награжден отпуском на родину к жене и дочери, а потом - досрочным "освобождением".

(Окончание следует.)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.