Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 23 (1367)
30.06.2017
НОВОСТИ
Город
Репортеры надежды
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 23 (1367), 30.06.2017

ЛЮБИТЬ ПУШКИНА

Три вечера подряд при полном аншлаге в Театре "На Чайной" театралы смотрели спектакль по пьесе Михаила Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина". Пожалуй, это едва ли не лучшая постановка народного артиста России, художественного руководителя Московского театра "Школа современной пьесы" Иосифа Райхельгауза.

В этом удивительном спектакле, жанр которого драматург определили как "историю одного несостоявшегося подвига", а режиссер - как "историю настоящего подвига", сошлось все. Отличная пьеса, которую можно играть как одному актеру, так и нескольким (как в данной постановке), разделив реплики и затевая веселую детсадовскую игру на глазах у зрителя. Музыка Петра Чайковского, Бориса Чайковского, Джоаккино Россини, Рихарда Вагнера, оттеняющая действие и дорисовывающая то, что на камерной сцене не отобразить даже при помощи видеоряда (а он есть, и очень остроумный, взять хотя бы момент, когда троицу классиков марксизма-ленинизма сменяют дамы пушкинской поры, нелестно и непечатно характеризуемые политруком). Декорация и актерские работы.

Таможня "не дала добро" на ввоз декорации, общими усилиями пришлось сколачивать новую. Директор "чайников" Александр Онищенко - ученик Райхельгауза и мастер на все руки, помогали все, кто хоть что-то умеет, выяснилось, умеют почти все, недаром свои залы ремонтируют и оборудуют сами! Прием, использованный сценографом Алексеем Трегубовым, не нов и является излюбленным для этого театрального художника. Но на одесских подмостках с таким еще не сталкивались. Ход интересный: видим деревянную конструкцию-корыто, не то песочницу, не то чернильницу, заполненную словно прахом и пеплом (а на самом деле обрезками черного пластика и шелухой от семечек). Из этого праха герои все время откапывают предметы реквизита, туда же и зарывают братки из девяностых в финале главного героя, возникает ассоциация с гробом. А еще это напоминает ящик для дуэльных пистолетов.


Александр Овчинников играет человека своего поколения, от детсадовской песочницы и детсадовского же коврика (потом его бандиты завернут в этот коврик) до печального конца. В семидесятых - школьник, в восьмидесятых - влюбленный и солдат срочной службы, в девяностых... А кто девяностые пережил, тот счастливец. Неприятности от гения начались у Миши в пятилетнем возрасте - заявил воспитательнице, что вовсе не любит Пушкина! "Откуда я знал, что не любить Пушкина - нельзя. Это я уже потом узнал, что любимый поэт - Пушкин. Композитор - Чайковский, ну а художник, естественно, Репин. Но тогда я еще этого не знал. Вот и ляпнул". А все артисты хором выкрикивают фамилии гениев, словно урок твердят.

Злая воспитательница (раз не любит мальчик Пушкина, не даст ему поиграть с пластмассовым подъемным краном), потом строгая учительница, подозревающая Мишу Питунина в нелюбви к Пушкину (как можно, он же "наше все"!), любимая девушка Лера, а также жена поэта Наталья Гончарова во всем блеске женской привлекательности - это Татьяна Циренина, умеющая быть на сцене и отталкивающей, и смешной, и сногсшибательной. Добрая мама Миши, она же злой гений Пушкина Идалия Полетика (причину их разлада ищут в буквальном смысле под ее юбкой, под пышным кринолином) - прелестная блондинка Даниэлла Селицка. И, конечно, каскад образов в исполнении добродушно-зловещего увальня и сухого, нервного живчика с простреливающими все насквозь глазами - Иван Мамонов и Николай Голубев бесподобны как в ролях детсадовцев, так и пресловутых Дантеса и Геккерена, политрука и рядового Мамедова, бандитов Секи и Витька. Перевоплощение происходит за долю секунды.

А нелюбовь к навязываемым авторитетам у Миши сменяется сначала интересом, а потом противоположным чувством из-за влюбленности в отпадную девушку Леру (при слове "отпадная" актриса летит лицом вниз в песочницу, и такого "баловства" с текстом в спектакле достаточно). Вдвоем они моделируют ситуации, которые могли бы помешать преждевременной смерти солнца русской поэзии, расстроить дуэль, тут и начинается самое интересное... Перенестись сквозь столетия, попасть на Черную речку в тот самый момент, когда Пушкин с Дантесом стрелялся, спасти поэта, закрыть его своей грудью? Или вовремя починить колесо экипажа Геккерена, чтобы не зашел он в тот трактир, где сидел прокутивший все красавчик Дантес? Или Дантесу вовремя проиграть денег, чтобы уехал подальше от греха? Нет однозначного ответа.

"Известно, что Пушкин был страшно суеверным. В приметы верил. Был случай: совсем уж было намылился из ссылки в Михайловском к дружкам своим в Петербург. Едет в санях, а тут - заяц через дорогу. Очень плохая это примета. Пушкин взял и обратно повернул. И правильно сделал. А то оказался бы с друзьями сначала на Сенатской площади, а потом и "во глубине сибирских руд". Вот я придумал: когда они будут с Данзасом ехать на Черную речку, пустить ему через дорогу косого. Пусть перебежит дорогу. Ну не сможет Пушкин не повернуть! Тогда ведь, в 25-м году. Повернул. Или можно попом переодеться. Поп - тоже плохая примета. Встать на обочине. Типа, требы прошу. Небось, шарахнется еще почище, чем от зайца...".


Герою пьесы прежде, чем "уважать себя заставить", пришлось продираться к своему Пушкину сквозь навязанные стереотипы, скудость жизни, бедный, хамоватый сленг девяностых. Но как он хорош в те минуты, когда начинает говорить языком Пушкина, облачается в белую рубашку старинного фасона и вскидывает дуэльный пистолет! Может, навязанной была не любовь к Пушкину, а недалекость и хамоватость? Это герой преодолел не без помощи великого поэта.

Напомним, что пьеса Михаила Хейфеца стала лауреатом Первой премии Международного конкурса русскоязычной драматургии "Действующие лица" 2012 года. Спектакль вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" 2013-2014 годов, стал лауреатом Театральной премии газеты "Московский комсомолец" и назван лучшим спектаклем малой сцены 2014 года. Получил Гран-при фестиваля "Молодые театры России" (Омск, 2015) в номинациях "Лучший спектакль" и "Лучшее художественное оформление".

Жаль, что все желающие не смогли увидеть этот спектакль, просто не поместились в зале. Да и те, кто увидел, жаждут повторить этот опыт, пережить все заново! Может, удастся через какое-то время снова привезти спектакль в наш город?..

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.