Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 17 (1361)
19.05.2017
НОВОСТИ
Актуальная тема
Репортеры надежды
Острая тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 17 (1361), 19.05.2017

"СУДЬБЫ" - БОЛЬШЕ ЧЕМ ЖИЗНЬ

В этом году Международный фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки" впервые прошел без участия одесского композитора Юлии Гомельской. Трагическая гибель оборвала яркий творческий путь одного из самых ярких представителей поколения европейских композиторов, чье становление пришлось на 1990-е годы, а таланты реализовались уже в 21-м столетии.

Прошедший фестиваль побудил вновь обратиться к балету Юлии Гомельской "Долi" ("Судьбы"), мировая премьера которого прошла в нашем Театре оперы и балета уже после гибели его автора.

Свой первый балет Юлия написала по окончании аспирантуры Лондонской Гилдхоллской королевской школы музыки, куда она попала, выиграв соответствующий грант. Подтверждением композиторской квалификации стала не только степень "мaстера музыки с отличием" по специальности "композиция" в классе известного британского профессора Роберта Сакстона, но и несколько композиторских премий для выпускников Гилдхолла. А также заказ на музыку к балетной постановке по роману Шарлотты Бронте "Джен Эйр", поступивший от коллектива "Лондонский Детский балет". Не так просто в определенный срок, к конкретной дате создать произведение на заказанный сюжет, на заранее готовый сценарий. Это требует умения погрузиться, а затем и воспроизвести картину мира, чувств, драматических положений, не выбранных композитором самостоятельно и "прожитых" в найденном сюжете по собственной инициативе, а заданных извне. Для успешного решения такой задачи нужны не только талант, но и организованность, умение концентрироваться и, самое главное - высокие профессиональные навыки.

-Для меня особенно ново, необычно, интересно и сложно было работать над музыкой в сценах с сумасшедшей женщиной, - делилась Юлия впечатлениями о работе над балетом "Джен Эйр" с автором этих строк.

Балет прошел с успехом, в достижении которого композитор особо подчеркивала вклад юных танцоров. "Это очень профессиональные дети!" - несколько раз повторяла она свое любимое слово, которое как нельзя лучше характеризует и ее собственную творческую натуру.

Через двадцать лет после своего дебюта в балетном жанре Юлия Гомельская вновь обратилась к нему. И снова - на заказ, на этот раз поступивший от Одесского национального академического театра оперы и балета. За два десятилетия многое изменилось. Юлия - маститый автор, музыка которого исполняется на фестивалях современной музыки в Украине (одесские "2д2н", КиïвМузикФест) и за рубежом; организуются авторские концерты, целиком посвященные ее музыке. Она - руководитель класса композиции в Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, ее лучшие выпускники также достигли известности в музыкальных кругах и у зрителей одесских театров. Так что постановка произведения Ю. Гомельской на сцене знаменитого Одесского театра давно уже назрела.

Среди огромного многообразия ее сочинений отчетливо выделяется линия, связанная с Украиной, ее историей и культурой: это пьесы "Гуцулка-дэнс", и "ukRAINian ballad", несколько версий-обработок для различных составов веснянки "Вийди, вийди Iванку", хоровые миниатюры "Люлi вiд Юлi" и "Кучерява Катерина", пьесы для бандуры. О своей Второй симфонии под названием "Украина forever", написанной в 2010 году, композитор говорила: "Как бы пафосно это не звучало, но, очевидно, наступил момент, когда я должна была по велению души написать это произведение как посвящение своей Родине. В нем рассказывается о ее непростой судьбе, сложных исторических обстоятельствах - о стране, которая себя еще до конца не нашла, у которой, на мой взгляд, все еще впереди. "Украина навсегда" - это лично для меня, но также и для всего мира". Тем более естественным в творчестве Ю. Гомельской воспринимается появление такого произведения, как "Судьбы" - здесь замысел нашел своего автора.

Импульс к возникновению спектакля, побудительный мотив сформулирован автором идеи балета, директором театра Надеждой Бабич: "В стране произошёл резкий перелом. В мозгу всё перевернулось, и человеку стало тяжело понимать, как жить. Тогда мы решили создать абсолютно украинский продукт, который отражал бы не только проблемы Украины, но и всего земного шара". Замысел и особенности его воплощения побудили создателей спектакля назвать жанр произведения "документальным балетом" - как основанным на реальных событиях и, по словам хореографа Сергея Кона, воплотившим судьбы реальных людей. Возможно, более точным определением было бы "публицистический балет" - реагирующий на актуальные проблемы и явления текущей жизни, отразивший многообразие мнений об этих острых проблемах. Идея и содержание балета оказываются шире документальных событий, положенных в основу сюжетного замысла. С одной стороны, неумолимые роковые события вмешиваются в жизнь героев - к горькому сожалению, для некоторых это оказывается последним. Другие же могут оказаться и оказываются перед важной психологической проблемой выбора, которая возникает на любой почве - политической, личной, межличностной. В процессе этого выбора решается судьба: судьба чего-нибудь маленького, частного, повседневного, либо - важного, глобального. Особая ответственность, когда "ставка" - жизнь.

Наверное, не будет некорректным предположение, что перед композитором такая проблема в свете политических событий в Украине тоже в свое время возникала: Юлия родом из Крыма, выпускница Симферопольского музыкального училища, ее родные - в Феодосии...

Музыкальные и наглядно-сценические, пластические образы балета создают широкое ассоциативное поле. Например, начальный набатный перезвон в оркестре и фигура в черном, раскачивающая на сцене воображаемый колокол - это и "так судьба стучится в дверь", и "не спрашивай, по ком звонит колокол...", и "мой черный человек". И в развертывании сюжета-судьбы каждого персонажа (а значит, и зрителя!) воплощается какая-либо ипостась этой многозначной фигуры, неизменно появляющейся в ключевые моменты действия, конкретизируя (иногда излишне) происходящее на сцене и в музыке. В самом конце балета мрачный вершитель всеобщей Судьбы неожиданно перевоплощается в свою противоположность - белого ангела.

Видный украинский музыковед Елена Зинькевич, характеризуя музыку Ю. Гомельской, отмечала свойственную ей "страстность и экспрессию музыкальных крайностей", "энергию противодействия, протеста". Эта "страстность и экспрессия" хорошо узнается с первых же тактов широкой, насыщенной напевностью и жизненной энергией первой темы балета. В музыкальной драматургии произведения она воспринимается как тема жизни, и ее с полным правом можно было бы назвать автопортретом самой Юлии - жившей активной, наполненной жизнью, честной и искренней с самой собой и своими слушателями, обладавшей четкой гражданской позицией, умевшей выразить в музыке интеллектуальность и насыщенную эмоциональность. Ее жизненным кредо было понимание жизни как наполненности творчеством.

Елена СЛОБОДЕНЮК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.