Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (878)
23.08.2007
НОВОСТИ
Культура
Наше будущее
Геральдика
Вопросы-ответы-мнения
Обратная связь
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (878), 23.08.2007

НАМ НЕ ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА

Статистики утверждают, что в Одесском регионе проживают представители 133 национальностей. Исторически наш город вбирал в себя культуры "двунадесяти" народов и народностей, проявляя при этом поразительную терпимость или, как сейчас приятно говорить, толерантность. Возможно, поэтому тема, поднятая в статье А. Галяса и М. Гудымы "Апостолы ненависти нас не спасут" (ПФ, № 28 от 3 августа), вызвала такой активный отклик наших читателей. В этом номере мы публикуем фрагменты из наиболее интересных писем, но разговор на тему терпимости, преодоления предрассудков, ксенофобии продолжается.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Мы привыкли говорить, будто Одесса изначально была интернациональной, отличалась веротерпимостью, взаимной лояльностью представителей различных этносов и конфессий, и только теперь перестает быть таковой на наших глазах. На самом деле все обстояло далеко не так уж благостно, и это досконально известно нашим краеведам. Вспомним о масштабных и жестоких погромах, сотрясавших Южную Пальмиру во времена Российской империи. Факты - упрямая вещь!

Но горожане вынуждены были, что называется, притираться друг к другу ради общего блага. В основном это им удавалось. Да, были и смешанные, межнациональные браки, однако по российскому законодательству, если один из супругов был православного вероисповедания, то дети должны были воспитываться исключительно в лоне православия. И если православного и католичку еще можно было безо всяких проволочек повенчать, то представители иных конфессий (иудеи, магометане, караимы) должны были предварительно принять крещение, иначе их брак с православным просто невозможно было заключить. Вот какие были строгие правила...

Сегодня все вроде бы просто и доступно, вот уже и появились маленькие одесситы явно китайского происхождения, а к чернокожим малышам мы давно привыкли. Как человек, умудренный опытом прожитых лет, и отец двух взрослых дочерей, не могу не заметить: коль скоро славянские юноши не желают обременять себя узами брака, их место занимают другие, и это вполне нормально, это исторический процесс. Во всяком случае, каких бы внуков мне ни родили мои дочери, я буду только рад. Когда-то Одессу основали самые инициативные и предприимчивые представители различных национальностей. Очевидно, "естественный отбор" продолжается... Одесса отторгает ленивых и равнодушных, привлекая выходцев из экзотических для нас этносов, которые, надо сказать, очень быстро находят себе место в непростой одесской жизни. Будем привыкать...

Станислав ГЛЕМБОВИЦКИЙ, инженер.

ЖУРНАЛИСТЫ МОГУТ МНОГОЕ

Прочитав статью своих одесских коллег, я вспомнил об исследовании, которое несколько лет назад проводилось у нас в России и в котором мне самому довелось принимать участие. Группа ученых провела опрос, как в СМИ отражены вопросы толерантности. В результате пришли к выводу, что журналисты могут и должны играть важную роль в формировании толерантного сознания у сограждан.

Я нашел в интернете материалы этого исследования и хочу предложить вашему вниманию выжимку из выводов, как пресса может влиять на этот процесс.

1. Надо формировать уважение у своих читателей, зрителей, слушателей к существующему разнообразию культур.

2. Доброжелательно показывать разнообразие ценностей и идей, которых придерживаются разные люди.

3. Бороться с экстремизмом во всех его проявлениях.

4. Помогать взаимодействию различных социальных групп, выступать модератором общественного диалога и социального партнерства.

5. Стимулировать выработки норм толерантного поведения.

Эти проблемы очень актуальны у нас в России, но, я думаю, и в Украине тоже, особенно в период парламентских выборов. Желаю своим одесским коллегам, чтобы разговор на столь важную тему получился содержательным и оказался результативным.

Алексей ПЕТРУШИН, журналист из Санкт-Петербурга.

РАНЬШЕ БЫЛА "ЛИНИЯ ПАРТИИ", ТЕПЕРЬ - ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Читаю статью "Апостолы ненависти нас не спасут" и диву даюсь. Еще помнятся времена, когда "акулами пера" дирижировали коммунисты: того не скажи, об этом промолчи. А когда же вы думаете называть вещи своими именами, господа журналисты? К приведенным вами определениям толерантности могу навскидку прибавить еще по крайней мере два. Пожалуйста: толерантность - один из гарантов общественной стабильности в современном мультикультурном обществе. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конфессией ЮНЕСКО в 1995 году. Все вроде бы правильно, все хорошо.

Но где же тут обозначено, что СМИ должны замалчивать тот факт, что эмигранты из определенных стран наловчились сколачивать в Одессе банды и заниматься квартирными кражами? Намеренно не называю страну, которую имею в виду, чтобы, не приведи Господь, не уличили вы меня в отсутствии так милой вашему сердцу толерантности. По нашим временам это явно опасно. Да если факты сколоченных по национальному признаку банд имеют место, то об этом не стыдливо молчать надо, а бить во все колокола, пусть даже не особо выбирая выражения! И посольства-консульства родины бандитов должны озаботиться тем, как выглядит поведение их земляков. И наше государство должно ограничить въезд в страну личностей с темным прошлым - своих прощелыг хватает, куда уж новых кормить!

Заботиться нужно прежде всего о своих гражданах, честных налогоплательщиках, вот вам и будет толерантность. А вор должен сидеть в тюрьме, желательно, у себя на родине, потому что я, например, не согласен налоги платить, чтобы иностранные преступники на казенных харчах жировали. Нечего реверансы перед ними делать, раз позорят своим поведением свою же нацию - предавайте гласности все без утайки!

Петр Ефремович ДИДЕНКО, пенсионер,
в прошлом - работник типографии.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Мне кажется, что формирование терпимого, понимающего отношения к "другому" или "другим" должно начинаться в семье. Грудной младенец, ребенок, не испытывает ненависти ни к кому. Приятие или неприятие каких-то явлений, ценностей, отношений к тем или иным явлениям закладывается не школой и не прессой, а раньше всего и прежде всего - родителями, семьей. Вот только много ли родителей задумываются над этим?!

П.С. ПОЛЯКОВ, педагог.

МНОГОЕ ПОДВЛАСТНО МОЛОДЕЖИ

Сегодня молодым важно научиться понимать друг друга вне зависимости от национальной принадлежности. А чтобы понимать, нужно больше знать друг о друге. Приходится слышать, что молодежные организации изначально заангажированы, слишком увлечены политикой, но ведь существуют неформальные встречи с молодежью в вузах, на дискотеках и так далее. Именно на таких встречах молодежные лидеры и должны делиться информацией о том, что есть хорошо, а что - нет. Конкретное движение по пути к этнической толерантности, на мой взгляд, должно проявляться вот в чем. Необходимо организовывать встречи с представителями национально-культурных обществ, да просто яркими представителями той или иной этнической группы. Это же очень интересно: выяснить, сколько вокруг тебя проживает представителей различных национальностей, как они себя ведут, чем живут, как оказались на данной территории, исторически это сложилось, или приехали в силу экономических обстоятельств?.. Только в ходе подобных дискуссий можно узнать друг друга, получить в виде обратной связи какие-то рекомендации. Такой опыт уже есть у нашей организации, и мы надеемся его продолжать.

Андрей КОВБАСЮК,
заместитель председателя Киевской
городской молодежной общественной организации
"Молода Батькiвщина".

НЕТЕРПИМОСТЬ ВЕДЕТ К КАТАСТРОФЕ

Украина - страна, в которой живут представители 134-х национальностей. Потому вопрос национальной, политической, религиозной толерантности - это вопрос существования государства.

Если мы не будем терпимыми к другим, понимать особенности отношений, привычек, характера, верований и т.п. людей разных национальностей, культур. конфессий, политических убеждений, это может привести к катастрофе. Достаточно вспомнить конец 2004 г., когда Украина из-за нетерпимости двух политических групп оказалась буквально на грани общенационального конфликта. И очень правильно и своевременно ваша газета подняла проблему толерантности.

Я хочу предложить больше внимания уделить религиозной толерантности. Ведь непонимание, нетерпимость в религиозной воспринимаются особенно остро.

В. ГУДКОВА, читательница.

ЛУЧШИЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА СВОЙ НАРОД

Толерантность - тема очень важная, и авторы статьи затронули ее очень своевременно. Но мне кажется, столь емкая тема требует более подробного рассмотрения. Нехорошо, конечно, если из-за одного или даже нескольких негодяев оказывается оскорбленной вся нация. Но ведь и закрывать глаза на крайне неприятные явления нашей жизни, связанные с приезжими или просто кочевыми людьми, как, например, цыгане, уже просто невозможно. Нет, мне прекрасно известно, что среди цыган есть весьма достойные люди - блестящие артисты, ученые, доктора наук. Однако на улицах Одессы они наверняка выглядят и ведут себя как обычные прохожие, чего не скажешь о шумных стайках цыганок с детьми, которые пристают к тебе на улице. Интересно, не стыдно ли докторам наук и знаменитым артистам за поведение таких их соплеменниц? Думаю, если бы лучшие представители цыганского народа публично осуждали подобные явления, это возымело бы какое-то действие.

Майя Семеновна ГРИНБЛАТ, библиотекарь.

НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ ПРИНЦИПОМ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА

Нужно ощущать тонкую грань, за которой заканчиваются разглагольствования о толерантности либо ее отсутствия, но начинается обычная жизнь. В советское время нам прививали стойкое понятие интернационализма, и прививка оказалась настолько действенной, что мы стали слишком открытыми, проявили готовность впускать в свою страну (город, семью) слишком много посторонних, вот и оказываемся беззащитными перед ними - они же близкие! Но есть и другая крайность, когда мы теряем способность оценивать ситуацию критически, действуем под влиянием стереотипов. Вот это на самом деле очень плохо. Негодяи и мошенники, как говорится, имеют место быть в любом обществе, любом этносе.

Я не готова поступиться принципом интернационализма, я просто расскажу свою историю, а выводы пусть каждый делает самостоятельно. В молодые годы случилось мне влюбиться в цыганского юношу. Любовь была взаимной, но моя семья решительно восстала против брака. И это несмотря на то, что родители моего Павла вовсе не вели антиобщественный образ жизни, наоборот, были приличными, уважаемыми людьми, жили не в кибитке, а в городской квартире, занимались не конокрадством и гаданием, а работали на заводе. Родители испытывали перед семьей моего жениха просто какой-то мистический ужас, я только и слышала: "Да все они одинаковы!".

История моей первой любви имела печальное завершение. Никто счастливее от нашего разрыва не стал, кроме, наверное, девушки, которая и стала в итоге женой Павла. Ее семья никоим образом не возражала против их сближения и свадьбы, а предрассудки моих матери и отца разрушили мою жизнь. Давно нет на свете моих родителей, у меня растут внуки. Но каждое воспоминание о Павле отзывается болью в сердце. Своим детям я никогда ничего не диктовала, помня о собственных неприятностях. Давайте судить о людях по делам их, а не по пресловутой "пятой графе" - это будет и справедливо, и целесообразно...

Е. Л.

О НАРОДЕ НАДО СУДИТЬ ПО ГЕРОЯМ, А НЕ ПО ОТЩЕПЕНЦАМ

Правильно пишут авторы статьи, что нельзя, описывая криминальную ситуацию, делать акцент на национальности преступника. Ведь если постоянно указывать, что воровство совершают грузины, а наркотиками торгуют цыгане, то тем самым формируется негативное отношение ко всем представителям данной национальности. И получается, что о грузинах судят на по поэту Бараташвили или шахматистке Гаприндашвили, а о цыганах - не по Николаю Сличенко или Ляле Черной, а по отщепенцам, которых хватает в любом народе. Я считаю, что следует законодательно запретить национальности в связи с криминальными событиями.

Левон АБРАМЯН.

ХОРОШО, КОГДА ПРАВДА ТОРЖЕСТВУЕТ

Иногда бывает и так, что примеры нетолерантного отношения к конкретной национальности преподают нам наши власти. Так было ровно год назад, когда с Троицкой церкви исчезла табличка, на которой было указано, что церковь греческая. А ведь это была память об основателях храма и пожертвователях родом из Греции. Затронутыми оказались чувства любого, кто хоть понаслышке знал об огромном вкладе греков в создание нашего города, ведь еще в незапамятные времена на месте современной Одессы селились греческие колонисты, а расцвет города связан с деятельностью выдающихся представителей греческого народа, взять хотя бы Григория Маразли. Да, в определенный момент церковь перестала иметь отношение к Александрийскому патриархату, но это же не повод стирать последние штрихи памяти! Все произошедшее было крайне неприятным не только для этнических греков, но и для одесситов в целом. Надо было как-то реагировать...

Удар представители греческой диаспоры в Одессе тогда держали очень достойно: не устраивали шумных демонстраций, голодовок и прочих беспорядков, зато с помощью средств массовой информации предавали гласности свое отношение к факту, убеждали городские власти в том, что табличка должна быть водворена на свое историческое место.

И убедили! Снова видим мы табличку с правдивой информацией об истории церкви, никому она не мешает, только в помощь: Так толерантность, проявленная одной стороной, передалась другой. Оказывается, толерантное отношение заразительно! А непарламентские выражения, хамство, поток оскорблений диктуют адекватную реакцию. Случившееся, надеюсь, послужило хорошим уроком и для чиновников, и для всех, кто наблюдал за ходом конфликта.

Юрий ЗАГОРУЙКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.