Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 19 (1459)
30.05.2019
НОВОСТИ
Точка зрения
Здоровье
История
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Юбилей
Официально
Детская страница

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (1459), 30.05.2019

ТАРАПУНЬКА - ШУТ НАРОДНЫЙ

Второго июня исполняется сто лет со дня рождения выдающегося украинского артиста Юрия Тимошенко, многие годы выступавшего на эстраде в дуэте с нашим земляком Ефимом Березиным как Тарапунька и Штепсель.

В этой подборке собраны воспоминания тех, кто близко знал этого блестящего мастера.


Для справки. Тимошенко Юрий Трифонович (сценический псевдоним - Тарапунька) родился 2 июня 1919 года в селе Каленики (ныне Решетиловский район Полтавской области). В 1941 году окончил Киевский театральный институт. Во время войны выступал в ансамбле песни и танца Юго-Западного фронта. Тогда зародился дуэт Тимошенко и Березин, который впоследствии обрел славу как Тарапунька и Штепсель. В 1946 г. артисты стали лауреатами Второго Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В 1960 г. были удостоены звания "Народный артист УССР". Ю. Тимошенко снялся в 26 фильмах. В 1950 г. за исполнение роли Кости Зайченко в фильме "Падение Берлина" был удостоен Сталинской премии. Вместе с Е. Березиным поставил семь кинофильмов. Скончался 1 декабря 1986 года на гастролях в Ужгороде.

РЕЧКА ДАЛА ИМЯ

(из книги Роберта Виккерса
"Юрий Тимошенко и Ефим Березин")

В начале сорок пятого года Тимошенко оказался в Москве...

Послевоенные похождения двух фронтовых друзей Тимошенко попытался представить в кинокомедии, которую он писал в редкие свободные часы между переездами и выступлениями ансамбля. Со сценарием в руках молодой солдат-отпускник и предстал перед дверью квартиры на Можайском шоссе, где проживал Александр Довженко.

Комедия заинтересовала Александра Петровича несколько меньше, чем ее автор - рядовой скоморох фронтового ансамбля... В тот вечер Довженко попросил Юрия рассказать о своем детстве.

- Мои детские годы ничем не примечательны, - вздохнул Тимошенко. - Вот вы рассказывали о зачарованной Десне, а я родился на речушке, которая и на картах не помечена.

- А как она зовется?

- Тарапунька.

Александр Петрович засмеялся.

- Вы дали герою сценария фамилию Бублик, - сказал он. - Шаблонно и не смешно. Назовите его Тарапунькой - само слово вызывает добрую улыбку.

ОН БЫЛ ПОПУЛЯРНЕЕ МИНИСТРОВ

(рассказ певицы Тамары Аветисян)

Тимошенко я увидела впервые на конкурсе артистов эстрады. Конкурс артистов был очень утомительным. Помню, закончился очередной конферанс, и вдруг кто-то вытолкнул из боковой задней кулисы долговязового милиционера в белой гимнастерке, кирзовых сапогах, фуражке. В зале раздался гомерический хохот, артист увидел зал, испугался и убежал со сцены. Позже он вышел на сцену уже с гармошкой, представился Тарапунькой из-под Полтавы. Он сказал, что его выдвинули в артисты, он боится выступать и боится забыть текст, поэтому ему будет помогать электрик, которого играл Ефим Березин. Они получили первую премию в своём жанре...

Тимошенко был очень популярным. Если на гастролях в гостинице не было ресторана, то ему приносили еду в номер, потому что он не мог выйти в город - люди не давали проходу.

Как-то мы выступали в Симферополе, был какой-то сборный концерт. В гостинице, куда нас поселили, незадолго до этого останавливался Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии, очень тогда популярный в Советском Союзе, так работники гостиницы рассказывали, что пребывание Неру не вызвало такого ажиотажа, как приезд Тарапуньки.

АМЕРИКАНЦЫ БЫЛИ В ШОКЕ

(из интервью сына артиста Юрия Тимошенко)

Бывший резидент КГБ в США рассказал мне занятную историю об отце. Как-то Москва перед ним поставила задачу: найти... коленвал для "Крайслера". Вместе с приставленной "наружкой" в поисках дефицитной детали он доехал до самого Детройта. И только потом узнал, что эта "спецоперация" была проведена для... Тарапуньки силами поклонников его таланта среди советских КГБ-шников. В шок была повергнута вся контрразведка Америки.

Действительно, купить в союзе запчасти к американской машине было невозможно. Тогда отец сделал чертежи испорченных деталей и во время гастролей заходил на военные заводы, показывал и просил сделать такие же запчасти. Ему не отказывали. И вскоре он получал посылки с любовно выточенными деталями.

ОН НИЧЕГО НЕ БОЯЛСЯ

(из воспоминаний писателя Александра Каневского)

Вышел фильм "Зеленый фургон", где Тимошенко сыграл очаровательного украинца. Кто-то из вышестоящих подходит к нему и говорит:

"Ну, Юра, опять ты дразнишь хохла!"

"Ты что, я же хотел сделать колорит..."

Тут же подходит к нему еще какой-то деятель и говорит:

"Что ты к нему пристал, его жид заставил!"

Это о режиссере.

Юра развернулся и как даст ему по морде! Все сразу же разбежались, чтобы не быть свидетелями. И бегут за Фимой: "Фима, там Юра бьется!"

Юра кричит: "Вставай, вставай, я тебя не так ударил, чтобы ты там валялся".

Он поднимается, а Юра его второй раз:

"Если меня посадят, то пусть эта... знает, что я ему два раза влепил!"

А когда они ехали на декаду в Москву, всегда в вагоне с ними - начальство. Был такой случай. Каким-то образом подсел на станции безбилетный студент.

Чиновник кричит: "Выгнать! Выгнать!"

А Юра говорит: "Подожди, ты голодный, наверное, есть хочешь? Я же тоже студентом был. Подожди..."

И пошел. А в это время - остановка. Он возвращается, парня нет. Этот "начальник" выгнал его все-таки. Что там было! Юра на него бросился, тот закрылся в купе.

Юра начал бить в дверь: "Выйди, сволочь, я хочу в твои глаза бесстыжие посмотреть. Кого ты выгнал? Ты выгнал голодного человека! Ты молодость свою выгнал! Мерзавец!" "Начальник" до утра не выходил.

А как-то им разрешили поехать в Англию. Поездка туда в то время - почти ЧП. Они выучили всю программу на английском, у них была потрясающая актерская память. Все подготовили... Прошли все двадцать пять инстанций, которые нужно пройти. И вот последняя подпись должна быть от секретаря райкома. Они приходят к нему, а он спрашивает: "Почему вы еще не члены партии?"

И тут Юра вскакивает: "Какое право вы имеете унижать нас этим предложением! Вы сначала очистите партию от мерзавцев, а потом мы сами к вам придем! А пока даже не смейте нас звать!"

Представьте, их тогда не пустили. Лишь спустя полгода поездка удалась...

Когда он развелся с актрисой Ольгой Кусенко, сделал вообще одну невероятную штуку. Ольга - потрясающая женщина, но детей у них не было... И вот на декаде девочки представляли республики, выносили рушники. И он там нашел Юлию Пашковскую, певицу из Львова. У них начался роман. Юлия ждала ребенка, и Юра бросил Ольгу, женился на Юле. Приходит просить квартиру.

Начальник говорит: "Делитесь, у вас есть трехкомнатная квартира в Пассаже".

Юра: "Я и так сделал женщине больно, уйдя от нее. А вы хотите, чтобы я еще и жилплощадь отобрал?"

- "Нет для вас квартиры!"

Он тогда забирает Юлю и уезжает в Полтаву к маме. Приходит к директору филармонии и говорит: "Я хочу к вам на работу устроиться и остаться в Полтаве".

Тот обалдел от счастья: "Немедленно квартиру!"

Ему дали роскошную квартиру, приняли в штат Полтавской филармонии.

А тут звонки: "Юрий Трофимович, Киев вас ждет..."

- "Причем тут Киев? Я работаю в Полтавской филармонии". - "В Москве гастроли ожидаются, в Ленинграде".

- "А у меня гастроли в Кацапетовке и Мопетовке! Я должен быть там, извините! В Киеве мне негде жить, значит, я не нужен Киеву! А в Полтаве у меня квартира, меня здесь любят".

В общем, целый месяц он играл в эту игру. Потом ему квартиру дали.

ДУРАЧИТЬСЯ И РИСКОВАТЬ

(вспоминает журналист Михаил Захарчук)

Тарапуньке и Штепселю писали со всех концов страны.

Такой критической почты не имели иные областные газеты. В основном шли жалобы. Отвечал на них специально для этой цели нанятый в эстрадный коллектив журналист-юрист. Случай в практике советской эстрады единственный. Даже Райкин не мог похвастаться подобным всенародным вниманием, поскольку никогда не выступал с адресной критикой. Эти же артисты практически в каждой интермедии называли какого-то конкретного виновника конкретного зла, что выгодно отличало их едва ли не от всех эстрадных коллег, благоразумно предпочитавших не лезть на рожон, а если и критиковать, то в основном коварный и злой американский империализм.

При въезде в мой районный центр Ямполь, что на Виннитчине, есть мост через реку Мурафу. Каждый раз, приближаясь к нему, я с благодарностью вспоминаю моих земляков-сатириков. Много лет назад на месте этого моста существовало временное сооружение, которому трудно было подобрать название и которое регулярно смывалось водой.

Жители семи сел лишались тогда возможности бывать в райцентре, прерывалось сообщение между городами Ямполем и Могилевом-Подольским. А строительство моста прочно вошло в долгострой. И куда только не обращались ямпольчане - тщетно. Но стоило Тарапуньке и Штепселю "протянуть" строителей в своем очередном эстрадном выступлении, как мост сразу пустили в строй.

Но когда сатирики язвительно прошлись по "королеве полей" - кукурузе, которую стали сажать уже и за Полярным кругом, Никита Сергеевич Хрущев рассвирепел не на шутку. Тарапуньке и Штепселю надолго закрыли выход на эстрадные подмостки, на телевидение, радио. За артистами прочно закрепилось звание "очернителей советской действительности". То было серьезное, практически нестираемое идеологическое клеймо. Так тоталитарная система сломала хребет сатирической паре, посмевшей посмеяться над представителем ее высшего эшелона. "Вылечиться", оклематься от подобной идеологической экзекуции артисты уже не смогли.

Этот оригинальный, ни на кого не похожий дуэт возник задолго до так называемой хрущевской оттепели.

Но именно при ней окреп, возмужал и достиг критических высот, до которых, как теперь видно, не поднимался никто на советской эстраде. В нем удивительно сочетались украинский мягкий юмор, еврейская неунывающая, вечно живая парадоксальность и русская распахнутая удаль. Помимо всего прочего, Тимошенко и Березин со всей серьезностью и гражданской искренностью восприняли декларируемый идеологический лозунг о том, что они как верные солдаты партии должны "каленым железом выжигать недостатки в строительстве социализма", и сами не заметили, как преуспели в этом благородном стремлении. Их поэтому и "стрельнули влет" партийные демиурги. Жестоко и показательно, чтобы другим неповадно было зарываться.

ТАК ЖИЛИ АРТИСТЫ

(из рассказов драматурга Роберта Виккерса)

Всякий раз, когда приближался день рождения Юрия Тимошенко, мне приходилось буквально ломать голову: чтобы этакое необычное выдумать. И вот однажды я придумал, как мне казалось, блестящий трюк.

Тимошенко прекрасно владел английским языком, как и моя жена. И я решил воспользоваться этим обстоятельством. Мы пришли с женой на день рождения с двумя текстами: один - на русском, другой - на английском. И вот моя жена читает по-английски: "Этот паршивый актеришка в несчастной стране, шут гороховый" и т. п., а я перевожу уже для всех: "Выдающийся мастер сцены, истинно народный артист..."

Тимошенко просто заливается от смеха, а все прочие присутствующие глядят на нас недоуменно, поскольку, не владея языком, ничего толком не могут понять. Но имениннику такой подарок страшно понравился...

Одно время Юрий Тимошенко страшно увлекался кроссвордами. Как-то возвращался он из Москвы в одном купе с выдающимся украинским писателем Олесем Гончаром. Они разговорились, и Гончар признался, что работает над новым романом, который будет называться "Берег надiï".

- Очень плохое название, - безаппеляционно заявил Тимошенко.

- Почему? - поразился Гончар.

- Да потому что такой роман нельзя использовать в кроссворде!

Как-то Тарапунька и Штепсель прилетели на гастроли в Чебоксары. На аэродроме их встречали все члены правительства Чувашской республики, среди которых стояла видная женщина в кожаном пальто.

Ее представили:

- А это - наш министр культуры.

Женщина протянула свою руку и застенчиво произнесла:

- Дуся...

ФРАГМЕНТЫ ИЗ РЕПЕРТУАРА

* * *

Приходит посетитель к секретарю сельского райкома партии и жалуется на свою жену, которая в сердцах запустила в его голову молотком. На что Тарапунька - партийный деятель - отвечал Штепселю - пострадавшему: "Извините, дорогой товарищ, но это не по нашей части. Вам следует обращаться в промышленный райком партии. Вот если она у вас серпом (вставал и под гомерический хохот зала показывал, что именно) промеж ног отрежет, тогда и приходите к нам. Разберемся".

* * *

Штепсель: "Тарапунька! Как ни приду к тебе, ты пьешь молоко. Откуда берешь, ведь в магазине его нет?"

Тарапунька: "А я радиоприемник включаю, к нему бидон подставляю, и через несколько минут он полон!"

Юбилейную полосу подготовил
Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.