Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 15 (1455), 25.04.2019
КОРРУПЦИЯ? ВСЕГО ЛИШЬ "ВРЕМЕННЫЕ НЕУДОБСТВА"!
В театральном пространстве ТЕО (Военный спуск, 18) состоялся показ документального спектакля-перформанса, подготовленного режиссером Павлом Юровым.
Показ спектакля проходил в рамках проекта "Инновационные творческие мероприятия для противодействия коррупции" Общественной организации "Точка соприкосновения" при поддержке антикоррупционной инициативы ЕС в Украине (EUACI), которая финансируется Европейским Союзом и со-финансируется и внедряется Датским агентством по международному развитию (DANIDA). Авторы благодарят за поддержку Гёте-Институт. Представление показывают в крупных городах Украины и затем обсуждают со зрителями.
В основе создания спектакля "Временные неудобства" лежат два медийных кейса: о мэре Полтавы, который пытается влиять на решение суда, и скандально известном судье, который своим решением отбирает квартиру у киевлянина. Сюжет перформанса основан на интервью, документах и видеоматериалах. Это - высказывание о бытовой и государственной коррупции, о сопротивлении и незащищенности людей, о стремлении отстоять честь и достоинство, о невозможности управлять собственной судьбой, об осуждении и оправдании.
Авторы спектакля обращаются к техникам европейского политического и социального театра, современной электронной музыке, искусству и художественному перформансу, чтобы создать реальные переживания в каждой из игровых ситуаций. С помощью силы искусства они стараются переосмыслить взяточничество как на государственном, так и на бытовом уровне, подвергнуть сомнению собственные убеждения и определить шаткие принципы с помощью телесных ощущений и иронии относительно коррумпированного прошлого. В представлении участвовали актеры Евгений Черников, Анатолий Маремпольский, Вячеслав Дудко и Анастасия Касилова. Сперва видим, как молодой человек рассказывает (при этом ему набивают рот ватными тампончиками) историю о том, как пошел он к зубному врачу, а тот ему шепотом: "250 гривен, ОК?". В финале публика станет свидетелем самой настоящей оргии - другой герой рассказывает о нежелании покупать конфеты для учителя своего ребенка, а девушка и двое остальных парней буквально домогаются его близости (это олицетворяет ползучую власть коррупции).
Между этими крайними точками действа Настя Касилова с юмором рассказывает историю из своей жизни: больше не зовут вести мероприятия в одно агентство, где надо было провести лотерею так, чтобы поездку за границу выиграли учредители. Целый фокус, да еще и с участием ребенка из зала. Настя отказалась, а владелица агентства мастерски провела лотерею.
- Подумать только: мне предложили на...ть ребенка! - эмоционально делится Настя. - Тогда у меня вообще ребенка не было, теперь есть трехлетняя дочь. Те, у кого есть дети, делают это с утра до вечера: в ванной рассказывают про Зубную фею, например. А игра в больницу, когда ты минут сорок лежишь, а дочка тебя "лечит"...Что вы смеетесь, типа я плохая мать?.. Но это трехлетний ребенок, а там уже требовалась рабочая девочка, более взрослая, как ее обмануть? Вы видели одежду фокусника? Пять минут работы, сорок минут подготовки. А на мне вечернее платье - куда прятать номерок, откуда вынимать другой?
Детский сад, конечно, а вот не по себе зрителям стало, когда Настя Касилова перевоплотилась в справедливую судью Людмилу Шевченко (прототип - судья Лариса Гольник), которую запугивает скандальный мэр Полтавы. А затем прямо на глазах изумленной публики "отжимали квартиру" - били владельца (удары обозначали очень осторожно) и с лучезарными улыбками зачитывали решение суда - оказывается, тетя его покойная жила "одной семьей" с неизвестной ему женщиной, и на этом основании квартиру отдадут ей! Ребята после представления признались, что лишь немного сократили и почистили от канцелярита текст, страшный в своем циничном имитировании правосудия. Тут Настя сыграла секретаря судьи Бобровника Волкову, которая помогает своему начальнику в коррупционных схемах.
- Подобные проекты показывают, насколько наше общество является гражданским. В Европе идут документальные театральные постановки о беженцах и гомофобах, а мы стараемся ставить классику о высоких материях, оставаясь в стороне от острых вопросов. Мы взяли кейс медийных вещей, которые проявляют черты, характерные для наших людей, привыкающих к коррупционным схемам буквально с роддома, детского сада и школы. Мы предлагаем диалог без морализаторства и без готовых рецептов борьбы с коррупцией. Мне представляется наивным стремление украинских борцов искоренить ее как явление. Коррупция существовала во все времена и во всех обществах - от Древней Греции до стран современной Западной Европы. Поэтому более реальна цель уменьшить уровень коррупции до позволяющего создать предпосылки для демократических изменений в стране. Этому и посвящены "Временные неудобства", - отметил режиссер Павел Юров на обсуждении после просмотра.
- Мы показали свои ситуации, а зрители примерят их к своим ситуациям, - добавила Настя Касилова. - В нашей стране не соприкасаться с коррупцией просто невозможно. Коррупция была и покамест есть природной средой существования нашего общества, а злоупотребление властью ради собственной выгоды стало уже обыденным явлением. Именно поэтому, наверное, попытки борьбы с коррупцией большинством общества воспринимаются как борьба с ветряными мельницами. Все готовы наблюдать, но все уверены, что это безнадежно и смешно.
Вячеслав Дудко во "Временных неудобствах" исполняет роль судьи Бобровника, который рассматривал преимущественно скандальные дела и даже сам был фигурантом уголовного дела. Доказаны распитие им алкогольных напитков на рабочем месте, получение взяток и вынесение неправомерных решений. Украинский Хельсинский совет присвоил Бобровнику звание "Чертополох года", что является маркером опасности для общества.
- Для меня коррупция - это культура взаимодействия людей, связанных с деньгами, властью, обманом, самообогащением и так далее, - говорит артист. - Ситуация с Бобровником показывает уровень преступности и коррумпированности у власти и упадок юридической системы. Культура ценностей, где в приоритете не честность, мораль, счастье как отдельно взятого человека, так и общества в целом, а в целом это приводит к руинизации личности и социума.
Анатолий Маремпольский играет мэра Полтавы Александра Мамая, развязавшего травлю женщины-судьи.
- Для меня было важно отойти от простого дублирования этого человека и интерпретировать сущность Мамая, как я ее понимаю, - комментирует Анатолий. - Сущность человека, который много лет был у власти и владеет всеми механизмами, позволяющими этой властью пользоваться, выходя сухим из воды. Именно этот спектакль стал для меня новым опытом: серьезная болезненная тема и чуточку сумасшествия. Я спрашиваю у себя: чем государственная коррупция отличается от бытовой и как это влияет на мою жизнь? Хочу ли я в этом участвовать? И насколько мой выбор влияет на жизнь страны?
- Коррупция не только в верхах, отовсюду, - резюмирует Евгений Черников. - Я пытаюсь посмотреть на это явление через собственный опыт. Заглянуть в основы возникновения коррупции еще на этапе воспитания ребенка.
При всем уважении невинная коробка конфет в той же Европе считается не более чем знаком внимания, а вот более дорогой презент уже вызывает подозрение прежде всего у получателя. Так что смело несите раз в году несчастную коробку (а лучше круг колбасы) учителю вашего ребенка, и сами не обеднеете, и педагог подкормится. Ну а если считаете, что имеют место вымогательства, поборы - кто вам мешает обратиться в городской отдел образования с жалобой? Все-таки хорошо, что с реальными коррупционными явлениями наши артисты, судя по представлению, вплотную не сталкивались. Стало быть, общество небезнадежно!