Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 09 (1541)
8.04.2021
НОВОСТИ
Дата
Актуальная тема
Юбилей
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 09 (1541), 8.04.2021

МУЗЕЙНЫЕ СОКРОВИЩА

Хотя музеи временно закрыты, Интернет позволяет музейным работникам делиться с народом коллекционными сокровищами. Так, к примеру, поступает Одесский музей западного и восточного искусства. Предлагаем нашим читателям познакомиться с двумя примечательными картинами вкупе с историей их создания.

"Портрет Марии Луизы Бурбонской"

Автор портрета Хуан Карреньо де Миранда — испанский художник эпохи барокко, яркий представитель мадридской школы живописи второй половины 17-го века, талантливый ученик и последователь великого Диего Веласкеса.

Художник родился в 1614 г. в Астурии, на севере Испании. Он рано начал проявлять способности к живописи. После переезда в Мадрид на его работы обратили внимание сановные заказчики, но главная удача молодого художника состояла в том, что он был замечен самим Диего Веласкесом, который пользовался абсолютным авторитетом. Именно благодаря протекции великого живописца Хуан получает заказ от испанской королевской семьи, а после смерти Веласкеса в 1671 году становится главным придворным живописцем при дворе Карлоса II, последнего короля Испании из династии Габсбургов.

На портрете, который находится в одесском музее, изображена Мария Луиза Бурбонская, королева Испании и супруга Карлоса II. Она была дочерью герцога Орлеанского, родного брата Людовика XIV. В возрасте 17 лет по политическим соображениям ее выдали замуж за Карлоса II, который не только не отличался образованностью и живостью ума, но и всю жизнь страдал от различных болезней.

Этот брак нельзя назвать счастливым. Несмотря на привязанность короля, испанский двор невзлюбил жизнерадостную француженку. К тому же, в связи с крайней болезненностью Карлоса II, наследник так и не родился. Королева умерла в возрасте 27 лет.

Портрет из коллекции музея является практически документальным изображением испанской королевы. На темном фоне — фигура молодой женщины. Ее густые черные волосы двумя косами спускаются на хрупкие белоснежные плечи. Придворный портретист правдиво передал немного неправильные черты лица, которые полностью искупаются умным и проницательным взглядом. Создавая портрет Марии Луизы, художник сумел почувствовать ее доброту и беззащитность. Он словно уловил печать трагической судьбы на лице своей модели.

Особенно привлекает наряд королевы. То внимание, которое мастер уделяет передаче переливов шелка и парчи, мерцанию золота и драгоценностей, свидетельствует об использовании приемов Ван Дейка и Рубенса. Такой эффект достигается легкими ударами кисти по холсту, что создает тонкую и гармоничную иллюзию мерцания.

Этот портрет поступил в коллекцию музея из собрания Евгения Буковецкого — известного художника, представителя южнорусской школы живописи и коллекционера. Вполне вероятно, что эта картина является эскизом к парадному портрету в полный рост, который находится в Гваделупском монастыре (Испания). Однако одесская картина — это вполне самостоятельное произведение. Глубокий подход к раскрытию характера модели, равно как и живописное решение, основанное на открытиях Веласкеса, ставит настоящую работу в ряд с лучшими реалистическими портретами ХVII века, которые находятся в Украине.

"Овцы"

Автор этой картины — бельгийский художник Эжен Вербукховен — был живописцем, скульптором, гравером и литографом, но в историю европейского искусства XIX века он вошел прежде всего как анималист. Большинство его картин — это прекрасные пейзажи с изображениями животных.


Художник родился в Варнетоне (Западная Фландрия) в семье скульптора, выполнял мелкую пластику для фарфоровых мануфактур, и первые профессиональные навыки получил у отца. В 1815 г. семья переехала в Гент, где Эжен поступил в местную Академию художеств, в класс скульптора А. Воитурона. Самый важный этап его обучения — это занятия в Антверпенской Школе живописи, у профессора Б. Оменганка.

Этот мастер остался верен традициям голландского и фламандского пейзажа XIX в. Под его влиянием молодой скульптор решил посвятить себя живописи. У своего учителя Вербукховен заимствовал формулу, которой будет следовать в своем творчестве всю жизнь: идеальный рисунок и идиллическое видение природы.

За свою долгую жизнь художник создал огромное количество картин, каждая из которых говорит зрителю о любви их автора к природе и о тщательном изучении мира животных, причем животных домашних, живущих рядом с человеком. Эти картины с изображением овец, лошадей, собак принесут Э. Вербукховену мировую славу, пополнят коллекции всех ведущих музеев Европы и США, будут охотно раскупаться коллекционерами.

Э. Вербукховен был одним из самых популярных бельгийских художников в России, где ему присвоили почетное звание за выдающиеся заслуги в области искусства. Картина "Овцы" типична для творчества художника. Она замечательна точной и аккуратной обработкой всех деталей, уважительным отношением не только к миру животных, но и ко всей природе в целом. Интересно, что Эжен Вербукховен сам готовил краски, как это делали старые мастера. Так, синий пигмент он получал путем измельчения лазурита, который применял для изображения неба.

Отметим, что "Овцы" были переданы в 1949 г. в Одессу из Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Подготовил Андрей РАЙКОВ по материалам Музея западного и восточного искусства.

Версия для печати


Предыдущая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.