Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 5 (1052), 11.02.2011
ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ПРОФЕССИИ
В Одессу он приехал в 1963-м уже заслуженным артистом
России (тогда РСФСР). На Украине, в Одессе, ему вскоре было
присвоено народное звание ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ, КУМИР МОЛОДЕЖИ.
Красавец, ну просто - киногерой (что вскоре подтвердила жизнь),
замечательный театральный актер, с нестандартным видением,
нестандартной трактовкой ролей (о его Меркуцио видные
шекспироведы отзывались, как о неком откровении). Но в первую
очередь ЗАЙДЕНБЕРГ покорил одесскую молодежь шестидесятых
своими режиссерскими работами, выбором репертуара, пьес, в
которых речь шла о свободе и несвободе, пьес, которые, мягко
говоря, были не рекомендованы к постановке.
Первой постановкой и победой Бориса ЗАЙДЕНБЕРГА в Одессе
стала пьеса "Человек со звезды", потерпевшая крах в столицах и
признававшаяся крамольной. А затем появился спектакль
"ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ"... Спектакль, билет на который
можно было достать лишь с рук, за 5 рублей (немалые по тем
временам деньги). На этот спектакль бдительный критик отозвался
рецензией "Поговорим о странностях репертуара", где ставил
вопрос: "К чему призывает режиссер Зайденберг?"
Но о Борисе Зайденберге лучше всего поговорить с БОРИСОМ
ЗАЙДЕНБЕРГОМ, а нам остается только добавить, что на счету у
доцента Одесской консерватории, режиссера-постановщика Одесской
оперной студии, заслуженного артиста России, актера и режиссера
Бориса Зайденберга на сегодня в послужном списке около 100
ролей, сыгранных на подмостках разных театров, 40 киноролей и
40 поставленных спектаклей. 41-м стал спектакль-композиция
"АКТЕР" по Антону Павловичу Чехову, поставленный Зайденбергом к
своему юбилею и сыгранный им 21 и 22 мая на сцене Русского
драматического театра им. Иванова.
- Это правда, что ваш отец воспринял, как беду, желание
сына стать актером?
- Это непонятно откуда родившаяся байка. Отец очень любил
театр и не только не противился моему желанию, но благословил
меня и всю жизнь гордился и радовался моим успехам. Скорее,
мама, кстати, тоже любившая театр, противилась моему выбору.
Она считала, что актер - это не профессия, что сначала нужно
овладеть каким-то ремеслом. По большому счету, она была права.
Знаете анекдот?
"- Где вы работаете?
- В театре.
- Нет, в театре вы играете, а я спрашиваю, где вы
работаете?"
Так вот, профессия актера - зыбкая профессия. Я не говорю,
не дай Бог, о несчастных случаях... Я и детям своим твердил:
научитесь сначала что-то делать своими руками, а потом
занимайтесь искусством.
- Но для себя вы вовремя вывод не сделали?
- Нет, мы умнеем с годами: если бы молодость знала, если бы
старость могла!
- А кстати, о ручном труде - вы ведь лепите очень
талантливые шаржи из пластилина. У вас большая коллекция?
- Нет, я все раздариваю своим персонажам. Самая большая
радость видеть, что ты доставил радость кому-то.
- Вернемся к началу разговора. Когда и откуда пришло
желание стать актером?
- Откуда у меня появились представления о театре, я понятия
не имею. Но уже в 5 лет, когда мама с отцом уходили, а я
оставался с тетей, я залезал под стол и там устраивал театр,
моими зрителями были тетя Феня и сестра. Я во что-то наряжался,
"играл" - рассказывал им сказки. В театр я ходил уже
школьником, в наш одесский ТЮГ (Театр юного глядача), нас
водили всем классом, и мы пересмотрели много спектаклей. А в
Русский театр я попал впервые в 39-м, меня повела туда моя
тетя, она много со мной возилась, воспитывала меня, и поход в
театр был подарком после моей тяжелой болезни - я болел
скарлатиной. Смотрели мы спектакль "Сентиментальный вальс" - с
Буговой, Агеевым и Волковым. На всю жизнь у меня остались
неизгладимые впечатления. Я и сейчас все помню, даже место, где
мы сидели: в 29-м ряду, сбоку, в конце...
- Какой институт вы закончили?
- Ташкентский театральный институт. Мне очень повезло. В
этом институте были и свои замечательные педагоги, а тут еще
получилось, как говорилось в фильме "Два бойца", "кому война, а
кому - мать родна". Началась кампания против "космополитов".
Всех неугодных из советской культурной элиты высылали из Москвы
и Ленинграда. Так в Ташкент попали замечательный шекспировед
Морозов, Григорьев, Вишневская, Фрейкин... Многие... Они
преподавали нам историю театра, историю литературы, мастерство
актера преподавал Мартьянов. Очень много нам дал Гинзбург, отец
Евгения Гинзбурга...
- Когда пришло желание стать режиссером?
- "Режиссурой" я занимался, когда устраивал спектакли еще в
дворовом театре. А позже, в школе, поставил "Маскарад", мне
было лет четырнадцать. Сам сыграл Арбенина. В 15 лет я уже
работал в театре во вспомогательном составе... Я и поступал на
режиссерский, но один педагог мне сказал: "Если вы хотите стать
режиссером, то, не зная толком театр, в 17 лет поступать на
режиссерский не стоит. Станьте сначала актером, познайте
существо этой профессии, существо театра". И я не жалею, что
послушался этого совета.
- Вы актерский режиссер?
- Я очень люблю актеров. Я стараюсь всегда дать им как можно
больше, дать свое понимание жизни, сцены... Актеры - очень
зависимые люди, они зависят от режиссера, от дирекции театра.
Получают удивительно мало, актером становятся не из-за
заработков, а из любви к искусству, любви к театру. И хочется
им как-то компенсировать их бескорыстную любовь и самоотдачу,
компенсировать духовным ростонаполнением, отношением к ним.
- Во время режиссерской работы с актерами актер
Зайденберг не мешает режиссеру Зайденбергу? Не наступает ли
момент, когда вам хочется подменить актера, проиграть эпизод
самому? Есть ведь и такая методика.
- Нет, это уже натаскивание. Я стараюсь объяснить логику
действия, фразы, раскрыть сущность роли. У меня был
удивительный случай: я ставил в Украинском театре спектакль
"Вечер". Репетировал сцену с Шиманской и Осташевским. По пьесе
Осташевский лежал, а я с Шиманской репетировал монолог.
Работали уже два с половиной часа, но что-то не шло. И
Шиманская нервничает, и Осташевский устал лежать... Но не
получается. А разговор - о фашизме, о войне, о женской доле...
Нужно быть убедительным, а не идет... И вдруг Шиманская
начинает монолог снова, но так... У меня горло сдавило, слезы
брызнули, стыдно, режиссер разревелся. Я думал, это я такой
сентиментальный, но смотрю, Осташевский, который столько ждал
своей сцены, приподнялся и тоже не выдержал, пустил слезу... И
понимаете, это уже был не я, это уже была она, она сама нашла
себя. Я испытывал такую радость от достигнутого! Такие моменты,
они очень дороги в нашей работе.
- А Зайденберг-режиссер не затрудняет Зайденбергу-актеру
работу с другими режиссерами? Тяжко приходится?
- Сложно, пока не притремся, не найдем взаимопонимания.
Впрочем, и тогда, когда я не был режиссером, я был колючим и
вредным в работе. Себя ломал, все вокруг ломал, пока не находил
то, что наполнило бы роль смыслом.
- С кем из режиссеров вы любили работать?
- С Владимиром Бортко... С очень талантливым режиссером
Всеволодом Михайловичем Энгелькроном. Это в Самаре...
- А с Борисом Зайденбергом?
- Это очень трудно. Просто не всегда возможно. Например, я
так и не сыграл в нашем театре Сирано де Бержерака: сначала
"Сирано" должен был ставить, Бортко, затем Стрижов, а когда
оказалось что и ставить, и играть нужно мне, я отказался, счел
невозможным совмещать режиссуру с такой огромной ролью. Ролью
ролей. Работа режиссера эмоционально-аналитическая. А актер -
он сам тот инструмент, который должен звучать в руках
режиссера... Поэтому "у себя" я сыграл не так уж много ролей.
- Какая работа вам дороже: актерская или режиссерская?
- Я не могу провести грань. Мне дорог театр.
- А кино? У вас почти 40 ролей в кино, первая - в
"Гадюке"?
- Да, роль Емельянова. Моим крестным отцом в кино стал
Виктор Ивченко. Мне очень понравился сценарий Григория
Колтунова - вашего отца. Сценарий полон революционной
романтики. Она меня увлекала с детства и сейчас увлекает. Не
забывайте, что юность моя пришлась на военное и послевоенное
романтичное и патриотичное время. "Гадюка" принесла мне широкую
известность; у меня много киноролей, но я считаю, что не было
такой роли, которая стала бы событием. Не сделал я в кино
всего, на что способен, всего, чего бы хотел сделать.
- Но если говорить о театре, то для старшего поколения вы
навсегда Человек со Звезды. А Евдокимов из "104 страниц про
любовь", а Раевский, а потрясающая работа в "Федоре Иоановиче"?
А ваш юбилейный спектакль? Как вы держали паузы, и как ваши
паузы держали зал! Гамлет, Лир, Сирано!.. Все было блестяще,
даже в этих крохотных отрывках чувствовалась индивидуальность,
нестандартность трактовки. А то уважение и буквально поклонение
вашему таланту, которое высказали в поздравлениях коллеги по
искусству... Неужели вы не почувствовали удовлетворения?
- Самим собой я, к сожалению, не удовлетворен, считаю, что и
в театре я не сделал всего того, что мог, к чему стремился, о
чем мечтал... Например, не поставил, не сыграл Чехова:
"Вишневый сад", "Дядю Ваню"... А вообще, надо сказать,
семидесятилетие - дата невеселая.
- Тогда поговорим о более веселом. Вы часто хулиганили на
сцене? Я помню какой-то спектакль на сельскую тему, зал был
набит курортниками, какой-то, простите, жлоб из последних рядов
во время вашего монолога несколько раз выкрикнул: "Громче!" Вы
закончили монолог в тех красках, что были задуманы, а потом
вышли на авансцену и последнюю фразу проговорили еще раз,
громко и с провинциальным пафосом, а потом спросили: "Вот так
вам слышно?"
- Этого случая я не помню, но всяко бывало. Случалось, и
хулиганил. И казусы бывали... Как-то играю Меркуцио. Поединок с
Тибальдом. Мне нужно произнести фразу: "О, ранен, ранен я..."
Стараюсь ее произнести не шаблонно-декларативно, а с таким
горестным сожалением, подготавливающим фразу: "Проклятие на оба
ваших дома". Так вот, отнимаю я руку от груди, смотрю на
"кровь" на ней и произношу: "О, ранен, ранен я". И тут из зала
испуганно-сочувствующе: "КУДА-А?" Еле удержался, чтобы не
ответить "куда"...
* * *
Мы долго говорили еще с Борисом Ильичом. О том, как он стал
режиссером, как сначала старался присматриваться к другим
режиссерам, был им помощником, ассистентом, выполнял поручения.
А они учили молодого актера, приобщали к своему искусству,
рассказывали, как разрабатывать экспозицию, экспликацию, как
строить мизансцены...
Рассказывал Борис Ильич, как он постранствовал по театрам
России, начиная с Магнитогорска, куда после Ташкентского
театрального института был направлен вместе с Броневым
(Мюллером) и Альбиной Скаргой - его женой и одновременно самым
лучшим, любимым партнером, актрисой, которую отличали на сцене
удивительная искренность и непосредственность.
Уже в Брянске у Альбины Скарги и Бориса Зайденберга родились
дети - Юлия и Геннадий, ставшие актерами нашего Русского
театра... Свою дорогу дети выбирали сами, но разве могла она
быть иной при таких родителях, и когда все детство проходило за
кулисами театров разных городов России, в том числе Ленинграда
и Москвы. Кстати, как говорят в Одессе, наш город имел все
шансы потерять актера и режиссера Бориса Зайденберга, так как
столица и работу, и квартиру ему подготовила, но... опять-таки -
кому война, а кому мать родна, или не было бы счастья, да
несчастье помогло. Землетрясение в Ташкенте заставило родителей
Бориса Ильича вернуться на родину, и пришлось Борису
Зайденбергу отказаться от заманчивых предложений и остаться в
Одессе.
И вот теперь, по прошествии 35 лет с того дня, как на сцене
Одесского русского театра явился нам Человек со Звезды, мы,
одесситы, мечтаем, чтобы замечательный актер вновь взошел на
эти подмостки. Ведь он сам говорит, что сделано еще не все, о
чем мечталось...
1999
Я не стала менять последнюю фразу в этой статье-
воспоминании о замечательном актере и режиссере, ушедшем из
жизни 20 октября 2000 года, она лишь еще раз подчеркивает
хрупкость человеческой жизни и горечь того, что не всем мечтам
суждено сбываться.