Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1519)
24.09.2020
НОВОСТИ
Выборы - 2020
Проблемы и решения
Тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1519), 24.09.2020

КОРОЛЕВА — МАМА КОРОЛЕЙ И КОРОЛЕВ

Об истории портрета английской королевы Генриетты Марии и его героини рассказывает куратор выставки COPY ART MATTERS, заместитель директора Музея западного и восточного искусства по научной работе Ирина Глебова.

Впервые упоминание о копии с "Портрета английской королевы Генриетты Марии", написанного знаменитым фламандским художником XVII в. Антонисом Ван Дейком, встречается в 1865 г. в каталоге первой выставки Одесского общества изящных искусств. Есть там и имя автора копии: некая мадемуазель Анна Аллен Олни. Сведений о ней обнаружить не удалось, но в этой же выставке принимали участие еще несколько копий с картин известных старых мастеров, которые выполнила эта художница. Судя по качеству живописи, она была профессионалом высокого уровня и смогла передать всю красоту портрета, написанного гениальной кистью Ван Дейка.

Итак, Её величество королева Генриетта Мария Французская, супруга английского короля Карла I Стюарта. Почему "Французская"? Дело в том, что она была дочерью короля Франции Генриха IV и его второй жены Марии Медичи, причем младшей из их шести детей. Родившаяся 25 ноября 1609 г., она была названа в честь обоих родителей и с рождения носила титул "дочь Франции". Девочке не было и полугода, когда ее отец был убит фанатиком Равальяком. Принцессу воспитывали гувернантки, а когда пришло время, Мария Медичи устроила своей младшей дочери брак с принцем Уэльским Карлом, который как раз в год свадьбы, т.е. в 1625 г., стал королем Англии, Шотландии и Ирландии.

Жизнь французской принцессы-католички в протестантской стране была сложной. Английский народ ее не принял и не полюбил. Её осуждали за стремление насадить католичество и обратить в него не только своих детей, но и близких к королю аристократов. Надо сказать, что и королева не очень-то стремилась завоевать любовь подданных: на английском говорила и писала плохо, тратила огромные суммы на наряды, маскарады и любимых животных, беря в долг деньги и вызывая ненависть у пуритан.

Однако в браке Генриетта Мария была счастлива. Она родила девять детей, трое из которых умерли совсем маленькими, но из оставшихся в живых двое впоследствии стали королями Англии — Карл II и Яков II. Генриетта Мария и Карл I любили искусство, театр, музыку, собрали большую коллекцию живописи. Их придворным художником девять лет был лучший портретист Европы Антонис Ван Дейк, написавший множество портретов супругов и их детей. Счастье этой семьи разбилось в грозные годы гражданских и религиозных войн в Англии. Хороший семьянин, Карл I Стюарт проявил себя негибким и недальновидным политиком в той сложнейшей ситуации, в которой оказалась его страна. Трагический финал всем известен — 30 января 1649 г. Карл I был обезглавлен по приговору парламента. Королева делала все возможное, чтобы спасти мужа — продавала свои драгоценности и на них в Голландии покупала оружие и солдат, просила o помощи своего брата Людовика XIII и других монархов, но удача отвернулась от нее.

После гибели мужа Генриетта Мария прожила еще 20 лет, заботясь о детях и внуках. Кстати, в экспозиции Одесского музея находится портрет ее внучки Марии Луизы Орлеанской, которая стала королевой Испании. Умерла вдовствующая королева в 1669 г. во Франции в возрасте 60 лет.

Антонис Ван Дейк писал эту женщину более 20 раз. Портрет, прекрасную копию которого можно увидеть на выставке Copy Art Matters, был создан в 1638 г. (хранится в Дрезденской галерее), когда Генриетта Мария была беременна седьмым ребенком — дочерью Екатериной, прожившей всего полчаса. На королеве изысканное платье из серого атласа, украшенное кружевом и жемчугом; на груди крест, символ ее верности католической религии, а в руках две розы. Согласно "цветочному" коду XVII в. они символизируют клятву вечной любви.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.