Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 22 (1462)
20.06.2019
НОВОСТИ
Здоровье
Правопорядок
Актуальная тема
Вокруг Света
Событие
Спорт
Мяч в игре
История
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 22 (1462), 20.06.2019

ОБЪЕДИНЯЙ И ВЛАСТВУЙ

Из книги "Театральные легенды"
Юрия Алянского

"Актеры театра и прежде оставались наедине со зрительным залом: Ходотов и Максимов в сопровождении пианиста и композитора Вильбушевича или гитариста Делазари читали стихи, зажигавшие молодежь своим революционным подтекстом.

Исполнялись всевозможные эстрадные песенки. Но каким чудом, если он не мелодекламатор и не исполнитель интимных песенок, удержит Закушняк внимание зала на протяжении двух часов концертного времени? Тем, что он будет что-то рассказывать?! Ведь даже иллюзионист или фокусник, творящие на эстраде подлинные чудеса, неизбежно наскучат публике через какие-нибудь двадцать минут!

Но чудо произошло...

Александр Яковлевич Закушняк начал свой рассказ, и люди, сидевшие в зале и недавно еще легко и беззаботно шутившие по поводу предстоящего концерта, оказались захваченными и покоренными волей и талантом рассказчика и тем новым обличьем, в каком явилось перед ними искусство актера. Никто не заметил, как пролетело время, и только через два часа многие поняли, что присутствовали при рождении нового искусства, во всяком случае - чего-то нового, небывалого, неожиданного...

Закушняк был первым, кто проделал все это, стоя один на концертной эстраде.

Первый... Это определение всегда несколько рискованно...

Что касается чтения с эстрады произведений литературы, то и тут картина весьма туманна. Актеры Александрийского или Малого театров не раз демонстрировали сольное чтение с эстрады стихов или прозы.

Так кто же был первым?

Думается, вопрос этот праздный. Ничто не рождается на пустом месте - ни велосипед, ни формы сценического искусства. Всякое открытие бывает в той или иной степени подготовлено предыдущим развитием науки или культуры. Может быть, и Гомер, рассказывая свои легенды, не считал себя новатором?

И Закушняк задумал найти такую форму, которая не только заставила бы широко и свободно звучать лучшие страницы мировой литературы, но и позволила бы одному человеку взволновать ими целую толпу, которая всегда способна на могучие, просветленные движения души - и на низменные страсти, на злобный порыв - и на подвиг. Люди, объединенные знаменитыми античными единствами места, времени и действия, способны на многое. И если, зная это, римский сенат выдвинул коварный принцип "разделяй и властвуй", то Закушняк вывернул его наизнанку: объединяй и властвуй! Эта формула стала принципом настоящего высокого искусства.

Закушняк нес слушателям не только "новость" своего таланта, но и новое искусство. Это новое искусство тоже опрокинуло все расчеты, сомнения скептиков, недоверие ретроградов, сопротивление глупцов и завистников.

Закушняк, возможно, и не был первым. Америку открыли до него. Но Закушняк, подобно скульптору, отсекающему в глыбе камня все лишнее, освобождающему для людей видимый поначалу ему одному скульптурный образ, освободил искусство рассказчика, искусство художественного чтения, от всего случайного, лишнего, ненужного".

Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.