Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 08 (1302)
4.03.2016
НОВОСТИ
Праздник
Правопорядок
Скандал
Проблемы и решения
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Личность
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 08 (1302), 4.03.2016

РЕЗИНОВАЯ ОХОТА,
или
ЗИЛОВ ПОД КАБЛУКОМ

Вторую жизнь шедевру советской драматургии решили дать в Украинском театре. Там состоялись премьерные показы спектакля "Последний день лета". Молодой режиссер Иван Урывский создал свою одноактную постановку по мотивам пьесы Александра Вампилова "Утиная охота". Вампилов никогда прежде не ставился в этом театре, и не было, казалось, оснований видеть на этих подмостках, пусть даже в камерном варианте, в пространстве "Сцена 38", эту старую историю. Нет уже таких героев с растерзанной душой, подобных Виктору Алексеевичу Зилову. Трепетная душевная конституция этого персонажа контрастирует с фамилией, ревущей, словно грузовик, а правда в том, что Зилов - хронический алкоголик, облепленный влюбленными в него женщинами. Чувствует себя лишним человеком, не радуется по-настоящему ни любви, ни дружбе, ни работе, ни полученной квартире.


Ни контраста, ни трепета особого в образе главного героя данная сценическая версия не предлагает. Роль не из легких, и, к сожалению, она не до конца "ложится" на актерскую индивидуальность Богдана Паршакова. Сотканный из неврозов, противоречий, достигший личностного "потолка" тридцатилетний "старикан" Зилов интересен именно этим, а зритель должен бы почувствовать себя в роли опытного клинициста. Напомним, что "Утиная охота" была написана в 1967 году, напечатана в 1970 году, в 1979-м вышла киноверсия Виталия Мельникова под названием "Отпуск в сентябре". Роль Зилова, сыгранная Олегом Далем в этой киноверсии, стала эталонной, и сравнения неизбежны. Ирония, ерничество, выстраданный цинизм - этих красок нет в артистической палитре Паршакова, куда более лапидарной, сочной, брутальной. Проще говоря, характер главного героя совершенно иной и к изображаемой эпохе не имеющий даже касательного отношения.

Заслуженный артист Украины Игорь Геращенко, играющий в спектакле "возрастную" роль суетливого, сластолюбивого начальника Вадима Андреевича, в молодые годы мог бросить вызов Далю в этой роли! Но, как это часто бывает, "Бог-то велел, а репертуар не велел". Время ушло. Однако присутствие Геращенко на сцене придает происходящему некий нерв, достоверность. Артист знаком с эпохой героев Вампилова не понаслышке, он органичен с первых секунд своего появления - оглядка, нерешительность, боязнь, что заметят-осудят-накажут...

Богдан Паршаков - блестящий характерный актер, ему веришь, когда он на сцене соблазняет женщин, а не отталкивает их, так что Зилов его мрачен, зловещ и тосклив, глаза пусты, силуэт поникший, и кажется, что он не прочь отвесить плюху надоедливым законной супруге Галине (Марина Климова), девушке-мечте Ирине (Юлия Амелькина) или знойной любовнице Вере (Виктория Остапенко). Все эти три сестры по несчастью тоже, очевидно, маются от невозможности проявить себя в профессиональной сфере или бизнесе, вот и бегают за равнодушным мужиком. Только одна дама не питает к Зилову явных романтических чувств, это жена друга, прагматичная, умеющая жить Валерия (Юлия Харчук), и то еще большой вопрос, который ставит перед зрителем первая мизансцена. В погруженном в полутьму зале ресторана появляются молодой парень с красивой девушкой (это Вера), та поет у микрофона, соблазнительно изгибаясь, спутник приглашает ее на танец. Приходит другая пара, потом еще одна, чернокудрая красавица возвращается к своему микрофону. Мужчины пожирают ее глазами, одна из девушек, как раз та самая Валерия, демонстративно не удостаивает взглядом, сидит, повернувшись к певице спиной. Уж не ревнует ли Зилова к ней?.. Непохоже на классический текст пьесы, и потому интригует.

Костюмы и пластика не тяготеют к советской эпохе, художник по костюмам Анастасия Пташкина одела персонажей во вполне современные костюмы, и одежда каждой из муз Зилова отражает характер его отношения к ней. Растянутый свитер, мешковатая юбка и толстые вязаные носки Галины - удобная "домашняя женщина", как говорят записные ловеласы. Светлое романтичное платьице и туфельки-балетки Ирины - объект для обожествления и восхищения на расстоянии. Облегающее черное платье, колготки со швом, лакированные туфли на шпильке у Веры (она все норовит ножку по-хозяйски пристроить на плече у Зилова, дескать, его место под пятой у нее, под каблуком) - воплощенный секс и соблазн. Но это, конечно, в системе координат спектакля, у Вампилова все далеко не так однозначно, каждая женщина хочет и соблазнить, и свить семейное гнездо, и остаться при этом нежно любимой...

На камерной "Сцене 38" (именно 38 зрительских кресел тут помещаются) возникло особое пространство, превращающееся то в бар "Незабудка", то в квартиру Зилова - это места встреч с друзьями, которых герой либо мрачно терпит, либо говорит им неприятную правду. Например, красотку Веру будет позорить на людях, дескать, кому только из присутствующих она "не дала"! Ну что ж такого, красивая женщина нравится, как правило, не одному, а многим. А, может, она страстная! Помнится, первые постановки "Утиной охоты" на советской сцене потому и не имели особого успеха, что публика не выносила в качестве главного действующего лица "законченного подонка", понадобилось показать, в чем Зилов хорош и где надломлен... Однозначно не наш случай.

Ружья в спектакле нет, а утки представлены в игрушечном, резиновом варианте - они сидят на обеденном столе, сыплются из-под растянутого свитера жены Галины, символизируя избавление от ненужного Зилову ребенка. "Резиновая охота" наших дней, детская игрушка, но вряд ли новое слово в театральном искусстве. Напомним, что первой режиссерской работой Урывского в театре имени Василько был спектакль по мотивам повести Михаила Коцюбинского "Тени забытых предков", нынешняя, по его словам, "попытка заглянуть в пространство Вампилова" - тоже в какой-то мере тень, сновидение о проблемах отцов или даже дедов.

- На втором курсе я соприкоснулся с вампиловской пьесой "Двадцать минут с ангелом", с тех пор стал мечтать поставить "Утиную охоту" и "Старшего сына". Когда я увидел зал "Сцена 38", мне показалось, что здесь можно попробовать высказать какие-то свои мысли об этой большой, хорошей, сложной пьесе. Мне показалось также, что этот спектакль должен быть как сон, после которого мы не можем понять, было все это в реальности или только приснилось, - говорит Иван Урывский.

Пожалуй, центральные события можно трактовать как сон главного героя. Обозвав официанта Диму лакеем (пить по-любому надо меньше), Зилов незамедлительно получает от него кулаком в нос. Далее происходят события, которые можно счесть привидевшимися в забытье, потому что ближе к финалу Дима подаст Зилову полотенце, которым тот вытрет кровь с лица. Интересных находок в спектакле еще немало - течение времени обозначено мельканием листков календаря на видеопроекции, в роли кота выступает движущаяся тень. Персонажи часто движутся синхронно, наподобие греческого хора, а роль протагониста отводится Зилову.

Молодые артисты Владимир Романко, Никита Быканов и Дмитрий Цынковский заставляют вспомнить о досужем выражении "короля играет свита" - их герои явно неискренне относятся к своему другу Зилову, они где-то заслуживают его резкой оценки и неприятных характеристик. Почему мы бываем одиноки в кругу самых близких людей? Не потому ли, что отражаемся в своем окружении, как в зеркале? Вопросы, вопросы... Ничего однозначного, эстетика сна, забытья, видения - тем лучше, топорная декларативность в театре, тем более камерном, неуместна и нежелательна.

Хореография и в целом пластическое решение Павла Ивлюшкина временами превращают старую добрую "Утиную охоту" в изысканный одноактный балет, не прерываемый, но дополняемый репликами.

- Поднята очень актуальная сегодня тема о правде, о чести, о том, что мы легко привыкаем ко всему хорошему, а в трудные моменты начинаем по-настоящему ценить добро, - подчеркнул Павел Ивлюшкин. - Любая пьеса подобного рода оставляет послевкусие и позволяет зрителю какое-то время пожить в другом формате. Я, к сожалению, еще не поставил хореографический спектакль в высшей степени понимания этого жанра, речь идет о пластике, перемещениях персонажей, помощи в выражении образов...

Что ж, как говорится, за попытку - спасибо, а что "Последний день лета" будет одним из самых обсуждаемых камерных спектаклей сезона, можно говорить со всей уверенностью.

Материалы полосы подготовила Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.