Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 49 (1294)
25.12.2015
НОВОСТИ
Праздник
Дела и люди
Юбилей
Детская страничка
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
История
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 49 (1294), 25.12.2015

"ЧУДО МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ",
ИЛИ НОСТАЛЬГИЯ ПО ДЕВЯНОСТЫМ

Юбилейная выставка "Нам 20", которая открылась в выставочном зале Одесской организации Союза художников Украины (Торговая, 2), вызвала у значительной части зрителей, не говоря об участниках, мощный взрыв ностальгии. Что прошло, должно быть мило, даже если оказалось прекрасной иллюзией, а энергия молодости ушла в песок, растворилась во времени, в равнодушии общества... Но все по порядку.


В экспозиции представлены произведения живописи, графики и скульптуры, выполненные 18 авторами, преподавателями и выпускниками уникального одесского художественного вуза, просуществовавшего всего два года, с 1994 по 1996 год. Тогда по инициативе Жанны Перекрестовой была создана Одесская международная академия художеств имени Леонардо да Винчи, не обладавшая материальной базой, но поддерживаемая спонсорами. Лихие 90-е диктовали невообразимые схемы и невиданные прежде возможности, а молодые художники меж тем учились с большим энтузиазмом, успевая до начала лекций бегать на этюды. История академии оборвалась, когда Жанна Перекрестова вышла замуж за француза и переехала на родину мужа. Собственно, академия и создавалась ею из семейных соображений, в городе называли ее "чудом материнской любви" - Жанна просто не хотела отпускать дочь учиться в большой город и постаралась устроить академию художеств по месту жительства.

- Из поколения выпускников академии вышли замечательные художники Ольга Котова, Лариса Демьянишина, Александр Силантьев, - отметил глава Одесской организации НСХУ, народный художник Украины Анатолий Горбенко. - И это главное, мы получили выпускников, они - радость общения с мэтрами, гордостью нашей организации. Многие из учившихся в академии теперь преподают на худграфе педуниверситета.

Преподавали в академии живопись выдающиеся мастера Юрий Егоров, Адольф Лоза, Орест Слешинский, рисунок - Григорий Палатников, Валентин Филипенко, Олег Волошинов, скульптуру - Александр Князик и Михаил Рева, историю искусств - Ольга Тарасенко. Кроме того, в программе были английский и итальянский языки, сериндзи-кэмпо, этикет.

- Это было время больших ожиданий, - вспоминает Александр Князик. - Закончилась советская власть, мы хотели чего-то нового, интересного и под эгидой академии смогли совершать поездки по Европе. Потребность в таком вузе всегда существовала в городе. В 30-х годах ХХ века уже была идея открытия художественного института в Одессе, но она не была осуществлена. И на этот раз не оказалось материальной базы, но была база духовная, тогда нам удалось создать некую ауру художественного подъема, к нам приезжали ректоры академий из Лондона, Парижа, Барселоны, проходили совместные выставки, это был незабываемый опыт.


- Благодарен судьбе за то, что смог в рамках музейной практики посетить Афины, увидеть античное искусство, прикоснуться к духовным святыням, - рассказывает выпускник академии Александр Силантьев. - Этот опыт определил всю мою дальнейшую жизнь в профессии.

Бывшие профессора (именно так их называли в академии) с ностальгией вспоминали о насыщенной событиями жизни 90-х, не скрывая, что зарплату им выплачивали нерегулярно и не в том объеме, как обещалось. Просто носилось что-то такое в воздухе. Рухнули границы, казалось, что все скоро будет по-другому. Но получилось так, что и к Евросоюзу с его возможностями культурного обмена страна наша не пришла, и с Россией культурные связи оказались далекими от идеала, варились наши мастера все нулевые в своем соку, как это ни печально. Что делать теперь? Открывать ли академию в Одессе, где имеются уже и "Грековка", и все тот же худграф? Зачем, коль с трудоустройством художников и без того огромные проблемы? Время авантюризма ушло, нынче в искусстве каждый за себя, хорошо еще, что не сбавляет оборотов Союз художников, проводит пленэры, выставкомы. И все же за горизонтом наверняка что-то интересное припасено судьбой для художников нашего города и страны в целом...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.