Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 3 (1198)
31.01.2014
НОВОСТИ
События
Культура
Политика
Правопорядок
Одесса-220
Спрашивайте - отвечаем
Юбилеи
16-я полоса
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 3 (1198), 31.01.2014

СОЗДАТЕЛЬ "НАРОДНЫХ" МЕЛОДИЙ

Еще один известный деятель искусства отметил в январе свое 80-летие - композитор Владимир Дашкевич.


В историю Одессы он вошел как автор музыкальной заставки телепрограммы "Джентльмен-шоу" (напомним, что эта музыка впервые прозвучала в советском сериале о приключениях Шерлока Холмса).

Но первым одесситом, с кем Владимир Дашкевич начал сотрудничать, был режиссер Михаил Левитин. Их встреча произошла в середине 1960-х. Вот как вспоминает об этом композитор: "К нам с Олей (актриса Ольга Остроумова - первая жена М. Левитина - А. Г.) пришёл красивый юноша с тёплым взглядом выразительных глаз. Он был одессит, но совершенно особенный - без пошлого псевдоодесского юмора, скорее утончённый и аристократичный. Он хотел, чтобы я написал музыку к спектаклю "Синяя птица" по пьесе Метерлинка, которую он ставил в знаменитом Рижском ТЮЗе. Там я применил авангардную технику для вокальных монологов персонажей - Души света, Души воды и Души огня. Их записал знаменитый ансамбль "Мадригал", созданный Андреем Волконским. Пела Лидия Давыдова - сопрано, способное спеть музыку любой сложности, а партию ударных блистательно сыграл мой ученик по Гнесинскому институту, будущий знаменитый мастер Марк Пекарский".

В. Дашкевич затем сочинил музыку ко многим спектаклям М. Левитина, который уже более четверти века руководит Московским театром "Эрмитаж". В 1970-х композитор сотрудничал с Одесской киностудией; его музыка звучит в картинах "Ринг", "Рассказы о Кешке и его друзьях", "Клоун" и др. Интересным могло оказаться сотрудничество с Театром музыкальной комедии, но не состоялось по причинам, о которых речь пойдет ниже. Осенью 1982 года В. Дашкевич вместе с автором либретто Юлием Кимом был приглашен тогдашним худруком Театра музкомедии Михаилом Водяным для переговоров о постановке мюзикла "Клоп", который авторы сочинили по мотивам знаменитой пьесы В. Маяковского.

Их приезд вызвал настоящий ажиотаж среди местных поклонников обоих авторов. Они дали совершенно блестящий концерт во Дворце политехнического института. Жаль, что там не было видеозаписи, ибо Ким, исполняющий свои тексты на музыку Дашкевича, да еще в сопровождении самого композитора - это нечто!

Автору этих строк посчастливилось записать передачу с Кимом и Дашкевичем на областном радио. Она прошла в рабочем режиме, кроме одного нюанса. Возникли проблемы с оплатой Кима. Дашкевич как член Союза композиторов имел официально утвержденную ставку за концертные выступления, а вот Ким, не имевший в то время формального статуса, вынужден был довольствоваться минимальной ставкой как самодеятельный артист. Не помню, как вышла из этой щекотливой ситуации редактор радио - добрейшая и милейшая Лилия Павловна Белявская, но что-то она вроде бы придумала.

Должен сказать, что эта передача оказалась по-своему уникальной. Дело в том, что Юлий Ким по причине своего диссидентства не мог быть допущен к эфиру, и вообще много лет формально значился Ю. Михайловым. Но, скорее всего, одесские цензоры попросту не знали, кто такой "Ю. Михайлов" на самом деле. Жаль, однако, что не сохранилась запись этой передачи...

А спектакль "Клоп" в нашей Музкомедии так и не состоялся. Скорее всего, это было связано со скандалом, из-за которого Водяному пришлось уйти со своего поста. А ведь именно он был инициатором постановки "Клопа".

Много лет спустя после описанного события я спросил у Ю. Кима, по какой причине им с В. Дашкевичем было отказано в постановке. На что он ответил:

- Понятия не имею. Совершенно не помню. Но жалко, потому что хорошая вещь. Шел "Клоп" в Москве - на малой сцене Театра Советской Армии, в театре "Третье направление", в других городах.

А "высшая точка" взаимоотношений Владимира Дашкевича с Одессой - это, конечно, использование его музыки в качестве музыкальной заставки к телепередаче "Джентльмен-шоу". Эту программу смотрели, без преувеличения, десятки миллионов зрителей. Хотя наверняка мало кто знал имя автора музыки. Дашкевичу, впрочем, к такой "безымянной известности" не привыкать. Хотя бы потому, что их с Кимом песня "Ходят кони" из "Бумбараша" тоже давно уже стала народной.

Материалы полосы подготовил
Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.