Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

15 лет назад, 24 августа 1991 года Верховная Рада Украинской ССР провозгласила Украину независимым, демократическим государством.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (828)
18.08.2006
НОВОСТИ
Культура
Даты
Скандалы
Тема номера
Человек и время
Вопрос - ответ
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (828), 18.08.2006

ЮБИЛЕЙ

ОДЕССКИЙ "ПОДРАНОК"

ОТ ТЮЗа ДО ТАГАНКИ

17 августа выдающемуся мастеру кино и театра, нашему земляку Николаю Губенко исполнилось 65 лет.

В конце 1950-х годов в Одесском ТЮЗе появился юноша, только что окончивший школу и мечтавший об актерской карьере. Театру юного зрителя всегда не хватало молодых актеров, поэтому его тогдашний главреж Николай Зайцев, что называется, закрыл глаза на отсутствие у юноши актерского образования. Правда, режиссер видел его в спектаклях самодеятельной студии при Доме актера, и некоторые способности для себя отметил, иначе бы не взял в труппу. Поручали юноше скромные роли, в основном, в массовке, изредка поощряли эпизодами (со словами!), и в общей массе он ничем не выделялся. Разве что застенчивостью. Старожилы театра рассказывали мне, как в лирических сценах сценических объятий юноша до того смущался, что непроизвольно поднимал ногу. Это забавляло весь театр и еще больше вгоняло его в краску. Проработав в ТЮЗе пару сезонов, юный артист попросил дать ему рекомендацию для поступления в театральный вуз. Главный режиссер нужную "бомагу" выдал довольно охотно, поскольку уход молодого артиста не воспринимался им как потеря для театра. Однако неожиданно для всех юноша поступил в Институт кинематографии, прославленный ВГИК, более того, к самому знаменитому педагогу, классику советского кино Сергею Герасимову. И вскоре его тюзовские партнеры получили возможность как бы невзначай говорить: "Да вот, помню, играли мы сцену с Колей Губенко...", делая в этом месте многозначительную паузу, дабы насладиться произведенным эффектом. Да, знаменитый артист, режиссер, а теперь еще и политический деятель Николай Николаевич Губенко свои первые шаги в профессиональном искусстве сделал на сцене Одесского театра юного зрителя.

17 августа Николай Николаевич отметил 65-летие. В этот день он получил массу поздравлений от самых разных людей. Одни чествовали прекрасного актера – премьера молодой труппы еще только начинавшего своей путь к мировой славе Театра на Таганке. Другие, прежде всего, вспоминали отличного киномастера, постановщика известных фильмов, удостоенного за эту свою деятельность звания народного артиста России. Поздравила своего лидера труппа созданного им театра "Содружество актеров Таганки". Но, конечно, особенно весомыми были приветствия высоких должностных лиц: последний министр культуры СССР, бывший руководитель Комитета Госдумы, а ныне депутат Мосгордумы давно уже входит в российскую политическую элиту. А вот для широких трудящихся масс неплохим подарком стал бы показ фильмов с участием актера Губенко и поставленных режиссером Губенко. Хитом такого показа были бы, конечно, "Подранки" – фильм, в который его постановщик в полном смысле слова вложил свою душу. Ибо рассказал он в этой ленте о себе и о своем поколении...

Коля Губенко появился на свет в середине августа 1941 года, в самый разгар героической обороны Одессы. Сейчас как-то не укладывается в сознании, что в ту пору люди не только строили баррикады или прятались в подвалах от бомбежек, но и любили, и даже рожали. Скорее всего, по причине крайних сроков беременности мать осталась в осажденном городе, хотя в иных условиях могла бы эвакуироваться. Сам Н. Губенко скупо рассказывает, что его мать до войны работала главным конструктором одесского крекинг-завода. Когда фашисты захватили Одессу, она отказалась с ними сотрудничать, и оккупанты казнили ее. Отец же, будучи инженером-водником, каким-то образом стал летать бортмехаником на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3; он погиб под Луганском в 1942 году. Сиротами остались пятеро детей – три девочки и два мальчика. Их разобрали родственники, крохотный Коля попал к бабушке и дедушке.

После освобождения Одессы мальчика отдали в детский дом, а затем он пошел учиться в школу-интернат на Ботанической (ныне проспект Гагарина). Эта школа была особенной, в чем-то даже уникальной. В ней были собраны сыновья офицеров, погибших на войне, из которых готовили будущих... дипломатов. Почему именно дипломатов, сказать трудно, не исключено, что автором этой идеи был не кто иной, как Сталин. Но, следует отдать должное, учебная программа в этой школе значительно превосходила тогдашние (да и теперешние) стандарты; будущих дипломатов учили нескольким иностранным языкам и даже танцам. Простоватость некоторых театральных и экранных героев Губенко не должна вводить в заблуждение; сам актер получил образование, намного превышающее средний уровень, чем выделялся даже в достаточно интеллектуальной среде актеров Таганки. Тем не менее жить мальчику было непросто: сиротство – страшный удел, и детские свои ощущения Губенко потрясающе передал в лучшем своем фильме "Подранки". Одесситы не могли не узнать, глядя на экран, знакомые пейзажи, и наверняка немало сердец замирало в тот момент от боли и памяти...

Дипломатом Губенко не стал: он рано увлекся театром, что было отмечено еще школьными педагогами. Ходил в студию при Доме актера, усиленно занимался акробатикой, словно предчувствуя, как искусное владение телом поможет ему в будущей актерской карьере, а после выпускных экзаменов пришел в ТЮЗ. Там, как мы уже говорили, проработал два сезона и уехал в Москву, во ВГИК. Одесские приятели, заезжавшие в столицу, видели, как трудно и голодно живется их товарищу в общаге на одну стипендию. Рассказывают, что постоянное чувство голода Николай утолял оригинальным образом: часами подбирал на пианино полюбившиеся мелодии. От природы он оказался очень музыкальным, что впоследствии помогло найти себя в насквозь "гитарной" труппе Театра на Таганке. Редчайший случай: актер Губенко практически не знал провалов, и ждала его великая актерская слава, тем более, что кинорежиссеры вскоре приметили интересного и темпераментного парня и стали наперебой приглашать его в свои фильмы. Громким оказался уже кинодебют – одна из главных ролей в фильме М. Хуциева "Застава Ильича"; фильм этот после долгих передряг вышел на экраны в искореженном виде и под названием "Мне двадцать лет", но все равно имел огромный успех у интеллигентной публики. Потом были другие работы, однако в 1968-м году, в разгар своей театральной и кинематографической славы Губенко внезапно ушел в кинорежиссуру. Ему, многое пережившему и прочувствовавшему, рамки актерской, интерпретаторской по сути профессии, стали попросту тесны; хотелось быть полноправным автором, чтобы выразить то, что накопилось в душе и памяти. В конечном счете выплеснулось это в "Подранках" – фильме об одесском детстве, опаленном войной.

О политической карьере Николая Николаевича Губенко мы говорить не будем; тут много спорного, да и не политиком останется он в нашей истории. А вот артист и режиссер Губенко – это явление, которым по праву может гордиться наш город, в котором этот мастер родился и где делал первые шаги на своем творческом пути.

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.