Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 43 (1288)
13.11.2015
НОВОСТИ
Наши за пределами
Правопорядок
Острая тема
Наш город
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (1288), 13.11.2015

ЗАГАДКА ЕПИСКОПСКОГО ПЕРСТНЯ

Своеобразный баттл двух искусствоведов состоялся в Одесском музее западного и восточного искусства на совместном заседании научно-методического совета ОМЗВИ и Одесского художественного музея. Один из них победил, но окончательная точка в споре еще не поставлена. Впрочем, все по порядку...


Дискуссия о работе известного одесского художника польского происхождения Ромуальда Хойнацкого "Портрет священнослужителя" погрузила участников и слушателей в реалии одесской истории. Нет, это не был поиск в музейной коллекции отнюдь не имеющегося там Тициана, время дутых сенсаций закончилось, проходил нормальный лабораторный разговор.

Работы Хойнацкого волею судеб находятся в коллекциях сразу двух музеев - художник одновременно является представителем как отечественной, так и западноевропейской живописи. Художник Хойнацкий, известный портретами и духовной живописью, в 1850 году, в возрасте 32 лет, приехал в Одессу на лечение, после чего прожил здесь еще 35 лет, до самой смерти. В 1860 году художник написал портрет немолодого человека, который явно был слишком известен в городе, чтобы указывать его имя на картине. А ведь будь эта деталь не упущена, сегодня не было бы вопросов... На обороте картины имеется дарственная надпись на польском языке, подписанная несколькими польскими и немецкими фамилиями. Судя по ней, картину написали "в знак признания заслуг".

В 1927 года картина была передана музею из католического благотворительного приюта, который находился на Полицейской улице (ныне Бунина). Расширенное заседание ученого совета с участием сотрудников двух одесских музеев и приглашенных специалистов получило большой резонанс.

Свои атрибуции портрета представили заместитель директора по научной работе Художественного музея Сергей Александрович Седых и старший научный сотрудник ОМЗВИ Владимир Иванович Островский, который настаивает на том, что перед нами - изображение - Гжегожа (Георгия) Разутовича, прелата, строителя и настоятеля католического собора в Одессе, декана-визитатора, который инспектировал приходские церкви. В ходе исследования Владимир Островский установил людей, чьи имена указаны на дарственной надписи на обороте картины - это настоятели церквей, расположенных в немецких поселениях под Одессой. Среди тех, кто заказал художнику эту картину, были Христофор Петкевич - настоятель храма в селе Йозефсталь, и Рох Песлак - иеромонах, который служил в немецкой колонии Зельц.

По мнению исследователя, эта картина - подарок священников Гжегожу Разутовичу, который инспектировал и опекал их приходы, к его 50-летию. Тот факт, что священник изображен с атрибутами епископа, Владимир Островский объясняет тем, что он имел титул прелата, и это, по мнению искусствоведа, дает право использовать атрибуты епископской власти (что не соответствует действительности). Еще один аргумент - картина хранилась в детском католическом приюте на Полицейской, 24, который построил Гжегож Разутович.

Доклады дополнили судебно-медицинский эксперт, а также настоятель Кафедральной парафии Успения Пресвятой Богородицы. Эксперт одесского бюро Юрий Загоруйко, который в 2000 году проводил эксгумацию останков, захороненных в храме, рассказал о найденных в склепе предметах. Среди них - епископский перстень, символ обручения его обладателя с Церковью, который очень похож на тот, что изображен на картине. Сергей Седых уточнил: такой перстень не мог передаваться другому лицу и тем более становиться предметом торга, по смерти своего обладателя он шел вместе с ним в могилу. Также эксперт рассказал, что у Викентия Липского были сросшиеся шейные позвонки - возможно, этим может объясняться несколько неестественное положение головы изображенного на портрете человека.

- Заметьте, взгляд направлен прямо на зрителя, а голова повернута чуть набок, - аргументировал Сергей Седых.

Настоятель одесского храма Успения Богородицы Юзеф Павлюк сам является прелатом и преемником отца Гжегожа Разутовича. Он разъяснил суть почетного титула прелата, который дается в знак признания заслуг перед Церковью и не связан напрямую с духовным саном (а значит, и епископские регалии Разутович носить не мог). По мнению священника, на картине изображен настоящий епископ, то есть Викентий Липский. Кроме того, добавляет Сергей Седых, именно Липскому на момент написания картины исполнялось 65 лет, и бант на его груди говорит об ордене Святой Анны или Станислава (подробнее на этот вопрос можно будет ответить, получив из российских архивов данные о наградах епископа).

Завершая встречу, директор ОМЗВИ Людмила Лукьяновна Сауленко сказала, что в карточку "Портрета священнослужителя" запишут Викентия Липского. Репродукция картины (а в будущем, может, и живописная копия) теперь сможет находиться в костеле на Екатерининской возле захоронения епископа. И память о достойном человеке, запомнившемся своими добрыми делами, будет сохранена в полной мере. Не стоит сотрудникам ОМЗВИ смущаться, что победа в своеобразном баттле одержана не ими, лучше объединять усилия и работать на благо истины, а не создавать очередную музейную мистификацию.

Фото Анастасии БОРОДАЕНКО.

Материалы полосы подготовила
Мария ГУДЫМА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.